Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.
консультация по коррекционной педагогике

Малиновская Екатерина Владимировна

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.»

Подготовила: учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Малиновская Е.В.

г.Ярославль

2021 г.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотела бы вам рассказать, а точнее напомнить, основные методы работы с детьми дошкольниками. Те методы на которых базируется развитие наших воспитанников.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели», путь к чему- либо.

Очевидно, что в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. 

То есть, под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, педагогу необходимо учитывать многие факторы.

  1. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии.
  2. Времени, уведенного на изучение того или иного материала.
  3. Возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и уровня их подготовки.
  4. Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  5. Возможностей и особенностей педагога, уровня технической и практической подготовленности, методического мастерства, личных качеств.

Давайте вспомним важнейшие из методов обучения дошкольников.

Что мы используем на рядовых коррекционных занятиях? (ответы слушателей)

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся, т.е - по источникам передачи и характеру восприятия информации. На этой основе они выделяли основные группы методов:

1. наглядные

2. словесные

3. практические

4. игровые

Рассмотрим подробнее, что же относится к каждой из групп методов.

Какие наглядные методы вы могли бы выделить? Что вы используете например на занятии по ознакомлению с окружающим миром? (ответы слушателей)

Наглядные методы обучения.

К группе наглядных методов относятся

  1. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

2. Демонстрация. Приемы:

а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

3. Кроме того, к демонстрации можно отнести и использование технических средств обучения

  • Диафильмы
  • Мультфильмы и обучающие фильмы
  • Компьютерные презентации, игры, видео
  • Аудио записи

Словесные методы обучения

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого педагога, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

К ним относятся:

  1. Объяснение. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.;
  2. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
  3. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
  4. Беседа
  5. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений
  6. Сочинение (самостоятельное составление детьми предложений, коротких рассказов по картине, предмету, из личного опыта, творческие рассказы, а так же описательные рассказы)

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Игровые методы и приемы обучения

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

  1. Дидактическая, настольная игра
  2. Игры драматизации
  3. Сюжетно-ролевая игра
  4. Подвижная игра
  5. Воображаемая ситуация, включение игровых

персонажей, игрушек, объектов, сказочных

героев.

Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. 

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий.

Вывод.

Обучение осуществляется различными методами. Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Он не ограничиваются только деятельностью педагога, а предполагает, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.

Структура коррекционного занятия.

По санпину продолжительность занятий для детей 4 года жизни- не более 15 минут, для детей 5 года жизни — не более 20 минут, для детей 6 года жизни — не более 25 минут, а для детей 7 года жизни — не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий — не более 25-30 минут.

Первостепенно мы определяем тему занятия, основную цель и задачи (воспитательные, образовательные, развивающие). Прописываем оборудование.

  1. Организационный момент.

Задача: вызвать положительный эмоциональный настрой. Привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии, обеспечить активизацию психической деятельности.

Введение в тему. Сюрпризный момент. Ритуал.

  1. Основная часть.

Общая задача: решать поставленные к занятию коррекционно-развивающие задачи.

а. Формирующий этап

б. Разминка.

Цель – снятие эмоционального и физического напряжения.

Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Хождение по сенсорным

дорожкам. Дыхательная, артикуляционная, зрительная гимнастика. Массаж, самомассаж.

в. Закрепление полученных знаний.

Продолжаем работу по достижению поставленных целей и задач.

3. Итог занятия. Рефлексия.

Подводим результаты занятия. Работаем над самооценкой. Обсуждаем, что понравилось или не понравилось, было сложно или легко выполнить. Вспоминаем, что мы делали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Релаксационные упражнений в работе с педагогами и детьми дошкольного возраста

Представленные упражнения могут быть использованы как педагогами, так и родителями при взаимодействии с детьми и взрослыми....

«Сторителлинг-интерактивный метод работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку,и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше люб...

Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и  формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с дет...

«Приемы и методы работы над интонированием с детьми дошкольного возраста».

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики....

«Инновационные методы работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

laquo;Инновационные  методы работы музыкального руководителя   с детьми дошкольного возраста»...