«Экологическое воспитание дошкольников»
статья по теме

Федюкович Светлана Борисовна

 

Статья посвящена организации работы по экологическому воспитанию в детском саду № 51 г. Благовещенска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

С.Б. Федюкович.

Экологическое воспитание дошкольников.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51

г. Благовещенск.

Статья посвящена организации работы по экологическому воспитанию в детском саду № 51 г. Благовещенска.

Fedyukovich S. B.        Ecological  education  of  pre-school  children.

«  Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц

И земли без воды...

Все меньше - окружающей природы

Все больше - окружающей среды»

Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности.

Каким  будет наш мир? - во многом зависит от нас, о тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.

Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. А для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.

У всех стран земного шара появилась единая цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем.

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. И очень остро встала задача экологического образования населения.

Почему же эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто – нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.

Подготовить молодое поколение современной России к разумной  и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня и сейчас, всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность. И мы стремимся идти в ногу со временем.

Наш детский сад в течение нескольких лет работает над темой «Ребенок и природа».

Мы думаем, что бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей прекрасной голубой планеты, сочувствие к заботам этих существ, готовность придти на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении лишен общения с миром природы.

Трудно воспитать у ребенка бережное отношение к природным ресурсам, если он не видел, как создают из них полезные вещи и предметы, исправляют поломки, аккуратно убирают мусор и отходы. Малыш должен видеть это в детстве, присутствовать при такой деятельности и в ней участвовать, совместно со взрослыми:  педагогами или родителями. Поэтому работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы, в детском саду осуществляем по трем направлениям:

  1. Методическая работа с педагогами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями – экологическое просвещение.

Планируя эколого – педагогическую работу c педагогами наметили следующие задачи:

  1. формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном решении; формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании;
  2. освоение педагогическим коллективом содержания, форм и методов экологического воспитания детей, формирование понимания смысла, методической сущности нового направления в педагогике;
  3. освоение воспитателями конкретных технологий экологического воспитания детей; формирование понимания механизма построения технологий и их специфики для разных возрастных групп; развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий.

Для решения данных задач составили план мероприятий:

  1. анкетирование воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников. Как вы его понимаете?»;
  2. проведение педагогических советов, консультаций, чтение журналов, с обсуждением вопросов об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды, об экологических проблемах в нашем регионе;
  3. накопление и обобщение опытов работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников;
  4. организация творческой группы педагогов «Друзья природы»;
  5. ведение кружковой работы «Муравьишко», «Вода в жизни человека», «Азбука природы»
  6. составление модели экологического воспитания дошкольников с определением направления работы каждого педагога, модели воспитательно – образовательной работы педагогов с детьми.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стал вопрос какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста?

Экология  - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить?

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей  в этом процессе стала  совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

-  контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и  информацией;

-   понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

-   наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

-  возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.).

Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в нашем детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых мини-центров природы, комнаты природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает детей думать, систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся с ними  в одном жизненном пространстве.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность выращивание растений, забота о животных принимают различные формы и проходят с разной степенью включенности и участия, как взрослого, так и детей.  Но какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослого и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных - с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры.

Педагоги ДОУ работу с родителями, их экологическое просвещение строят в рамках системы «воспитатели – родители – дети – природа».

Работу с родителями ведут постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, экскурсиям, развлечениям). В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера, организуют «Экологическую почту»; привлекают родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, созданию коллекций, гербариев, библиотеки.

Анализируя, сплоченную, творческую проделанную работу, по направлению «Ребенок и природа», мы сделали вывод, что снизилось несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к эколого – педагогической работе и актуальной потребностью в ней.

Педагоги:

  1. ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей.

Дошкольники:

  1. радуются встрече с природой
  2. по собственной инициативе наблюдают  за живыми объектами
  3. видят разнообразие природного мира
  4. признают ценность жизни
  5. имеют представления о правилах поведения в природе
  6. сформировано начало экологической культуры

Родители:

  1. участвуют в совместных акциях
  2. в приобщении детей к миру природы

Результат экологического воспитания дошкольников нашего детского сада это - экологическая культура личности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

         Ниже приводим модели: «Экологическое воспитание дошкольников», «Совместная деятельность воспитателя и детей», «Экологическое просвещение родителей»

Модель «Экологическое воспитание дошкольников»

Ознакомление детей   с природой

Создание условий для работы по экологическому воспитанию

-оборудование живых уголков в группах

- оснащение предметами для ухода за аквариумом, птицами, растениями

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов

Трудовая деятельность в природе

Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы

-целевые прогулки

-экскурсии

-работа с календарями природы, зарисовки

Связь с воспитательно – образовательным процессом

-экологические досуги, КВН

-музыкальные праздники

-викторины на экологическую тематику

-конструирование из природного материала

Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала

-выставка книг природоведческого содержания

-оформление материала по экологическому воспитанию для родителей

 

Модель «Совместная деятельность педагога и дошкольников»

Диагностика экологической воспитанности детей

Наблюдение в уголке природы

Беседы с детьми на экологические темы

Целевые прогулки в природу

Опыты

Поисковая деятельность

Работа с моделями

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Труд в мини-центре природы и на участке

Игры

Создание книг - самоделок

Просмотр фильмов о природе

Экологические досуги и праздника

Чтение детской художественной литературы

Изобразительная деятельность по экологической тематике

Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Работа с календарями природы, дневниками наблюдений

Модель экологического просвещения родителей

 Нормативный

  1. Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях
  2. Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач
  3. Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция
  4. Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой

Познавательный

  1. Окружающая среда и здоровье ребенка
  2. Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе
  3. Пути решения этих проблем
  4. Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром
  5. Методики ознакомления ребенка с окружающим миром

Ценностный

  1. Природа как  универсальная ценность  для человека
  2. Значение  природы в жизни человека
  3. Здоровье  ребенка и природа
  4. Человек – часть  природы
  5. Формирование  разумных потребностей

Деятельностный

  1. Участие в природоохранных акциях совместно с детьми
  2. Участие  в экологических  праздниках, экскурсиях, походах
  3. Выращивание растений
  4. Чтение совместно с детьми литературы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...