Развитие воображения в дошкольном возрасте
статья на тему

Васильева Ольга Петровна

 

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение не только выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.


Понятие о воображении

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение имевшихся в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, принадлежит к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему лишь постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Воображение – не действительность, но оно не может существовать без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. В то же время именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности и результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает “образ” того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так, Л. С. Выготский отмечает: «Воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший, образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». «Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимающихся человеком в действительности. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен. Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Процесс воспитания воображения невозможен без воспитания творчества. Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников является полноправным. Функции взрослого при этом следующие: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями.

Знаковая функция сознания, зарождающаяся к концу раннего детства, ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Развитие знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления.

При формировании у детей воображения трудно переоценить возможности детской игры. В игре ребенок часто замещает реальные предметы воображаемыми. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь в отсутствие предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Виды воображения и способы создания творческих образов

В общей и специальной психологии различают активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение, в свою очередь, подразделяется на преднамеренное и не преднамеренное. Активное воображение – на творческое и воссоздающее.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей. Преднамеренное воображение выражается в образах фантазии, но оно не связано с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («Вот вырасту буду тем-то или тем-то», «сделаю то-то и то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей. Воссоздающее воображение – это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при изучении географических карт, чтении книг, слушании рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино поможет им в жизни приблизить к своей деятельности образы воображения.

Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно- образного и словесно-логического мышления. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

Для воображения характерны процессы, которые представляют собой элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Типизация, как специфическое обобщение, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и создание определенных черт предметов или явлений. Комбинирование – это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству воссоздается целостная структура образа.

Имеется способ аплютинации, т. е. «склеивания» различных, не соединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: человек-зверь или человек-птица.

Гипербализация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: Мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще пример аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности, следует подчеркнуть, что все они так или иначе протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращение здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Механизм творческого воображения

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, приняв материальное воплощение, это, «кристализированное», воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец, воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Особенности развития воображения в раннем и дошкольном возрасте

Задача развития воображения у детей раннего возраста крайне важна. Поскольку виды деятельности складываются у ребенка к трем годам, то и зачатки воображения принято относить к концу третьего года жизни. Уровни развития воображения определяются как уровни творчества по степени жизни и ценности создаваемого продукта. Распространенным стало мнение о том, что воображение складывается к трем годам. Однако существуют и другие теории. Ж. Пиаже находит зачатки воображения в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребенок начинает создавать внутренние символические образы сенсомоторных задач и открывает новые практические схемы действия с предметом в результате активной деятельности. Югославский исследователь И. Ивич считает именно второй год жизни критическим переходом формирования человека как существа «символического», способного оперировать символами. Он отмечает, что активность «как будто», т. е. действия в воображаемой ситуации, часто наблюдается у детей в 15–18 месяцев. Второй год жизни ребенка представляется особым периодом, когда понимание ребенком жеста и речи расширяет возможности присвоения социального опыта, а сохраняющаяся неотделенность ребенка от взрослого создает условия для передачи такого опыта. Основные механизмы человеческой психики должны сформироваться именно в этот период.

Предпосылками воображения выступают представления, появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Рисунок отображает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изображенный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действительно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформулированного образа. В первых проявлениях воображения в 2,5–3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованиями.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослыми замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер.

Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее замещение. К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращенными к взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребенок начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них нюансы, варьировать, осуществлять самостоятельные игровые действия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изложении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера. Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действие и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. В основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. До достижения детьми 5–6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3–4 лет не может вообразить действие с предметом. Предмет-заместитель должен иметь сходство с замещающим предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Для средних и старших дошкольников опорой в игре является выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие не замещаемые.

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших школьников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход игровому использованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действия в уме, без реального действия. В 4–5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанный с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным, предметом фантазии становится то, что взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10–15 минут. В 4–5 лет игра длится 40–50 минут. А в 5–6 лет дети могут играть несколько часов и даже дней. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замысел и план по их реализации. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важнейшим моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-либо разумное объяснение...»

Воображение возникает в ситуации неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Растущая познавательная потребность малыша удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение значительно расширяет границы познания.

Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Происходит становление механизма психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

При формировании творческого воображения особое место имеют отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отношение ребенок – взрослый и ребенок – ребенок не однородны. В первом случае взрослый может быть равным партнером и противостоять совместной деятельности. Во втором случае предлагаются как отношения равных партнеров, так и использование одним из партнеров роли взрослого. Формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей, где каждый ее участник является полноценным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами.

Необходимо развивать у детей основные компоненты функции воображения. В младшем дошкольном возрасте пусковым механизмом будет являться организация особой предметной среды. В среднем дошкольном возрасте пружиной, которая разворачивает воображение, будет опыт самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желаниям. Уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе определяется тремя компонентами функции воображения: предметная среда, прошлый опыт, внутренняя позиция.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость наглядной опоре для создания образов.

Методы развития воображения

Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизм воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, позднее речь. На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклор, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит: «Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки». В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку «Сорока-ворона», водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, песенки, сказки. Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.

Для ребенка третьего года жизни в руководстве процессом воображения становится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Расширение представлений об окружающем, в том числе о мире взрослых, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает в себя наряду со знаковыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их различным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать в его отсутствие. Основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развить его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в не свойственные им ситуации, наделения их несвойственными функциями и соединение разнородных объектов в новый образ. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.

Позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения меняется в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку рассматривать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4–5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которыми руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?» А для старшего дошкольника следует создавать такие условия, чтобы он встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения 

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые.

В процессе рисования и лепки развивается эстетическое восприятие и эстетические представления. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения различных декоративных птиц на предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества –обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое явление природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в саду, при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, в восприятие следует включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Для ребенка пяти лет характерно стремление передать в рисунке, лепке, аппликации сходство с реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому, т. е. повторное переживание в процессе создания образа тех ярких эмоций, которые возникали у него ранее. К пяти годам у ребенка обогащаются и систематизируются знания об окружающей действительности, развивается наблюдательность, углубляются чувства, совершенствуется изобразительная техника. На этом этапе компоненты изобразительных способностей находятся на уровне, позволяющем детям проявлять творчество. По отношению к ребенку данного возраста творчество понимают как процесс формирования замысла и воплощение его в рисунке, лепке, аппликации. Старший дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать колористические, композиционные, конструктивные задачи на уровне начальных творческих проявлений.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности, прежде всего предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazheniya_v_doshkolnom_vozraste.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение не только выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.


Понятие о воображении

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение имевшихся в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, принадлежит к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему лишь постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Воображение – не действительность, но оно не может существовать без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. В то же время именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности и результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает “образ” того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так, Л. С. Выготский отмечает: «Воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший, образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». «Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимающихся человеком в действительности. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен. Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Процесс воспитания воображения невозможен без воспитания творчества. Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников является полноправным. Функции взрослого при этом следующие: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями.

Знаковая функция сознания, зарождающаяся к концу раннего детства, ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Развитие знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления.

При формировании у детей воображения трудно переоценить возможности детской игры. В игре ребенок часто замещает реальные предметы воображаемыми. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь в отсутствие предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Виды воображения и способы создания творческих образов

В общей и специальной психологии различают активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение, в свою очередь, подразделяется на преднамеренное и не преднамеренное. Активное воображение – на творческое и воссоздающее.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей. Преднамеренное воображение выражается в образах фантазии, но оно не связано с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («Вот вырасту буду тем-то или тем-то», «сделаю то-то и то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей. Воссоздающее воображение – это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при изучении географических карт, чтении книг, слушании рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино поможет им в жизни приблизить к своей деятельности образы воображения.

Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно- образного и словесно-логического мышления. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

Для воображения характерны процессы, которые представляют собой элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Типизация, как специфическое обобщение, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и создание определенных черт предметов или явлений. Комбинирование – это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству воссоздается целостная структура образа.

Имеется способ аплютинации, т. е. «склеивания» различных, не соединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: человек-зверь или человек-птица.

Гипербализация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: Мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще пример аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности, следует подчеркнуть, что все они так или иначе протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращение здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Механизм творческого воображения

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, приняв материальное воплощение, это, «кристализированное», воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец, воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Особенности развития воображения в раннем и дошкольном возрасте

Задача развития воображения у детей раннего возраста крайне важна. Поскольку виды деятельности складываются у ребенка к трем годам, то и зачатки воображения принято относить к концу третьего года жизни. Уровни развития воображения определяются как уровни творчества по степени жизни и ценности создаваемого продукта. Распространенным стало мнение о том, что воображение складывается к трем годам. Однако существуют и другие теории. Ж. Пиаже находит зачатки воображения в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребенок начинает создавать внутренние символические образы сенсомоторных задач и открывает новые практические схемы действия с предметом в результате активной деятельности. Югославский исследователь И. Ивич считает именно второй год жизни критическим переходом формирования человека как существа «символического», способного оперировать символами. Он отмечает, что активность «как будто», т. е. действия в воображаемой ситуации, часто наблюдается у детей в 15–18 месяцев. Второй год жизни ребенка представляется особым периодом, когда понимание ребенком жеста и речи расширяет возможности присвоения социального опыта, а сохраняющаяся неотделенность ребенка от взрослого создает условия для передачи такого опыта. Основные механизмы человеческой психики должны сформироваться именно в этот период.

Предпосылками воображения выступают представления, появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Рисунок отображает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изображенный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действительно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформулированного образа. В первых проявлениях воображения в 2,5–3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованиями.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослыми замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер.

Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее замещение. К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращенными к взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребенок начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них нюансы, варьировать, осуществлять самостоятельные игровые действия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изложении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера. Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действие и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. В основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. До достижения детьми 5–6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3–4 лет не может вообразить действие с предметом. Предмет-заместитель должен иметь сходство с замещающим предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Для средних и старших дошкольников опорой в игре является выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие не замещаемые.

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших школьников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход игровому использованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действия в уме, без реального действия. В 4–5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанный с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным, предметом фантазии становится то, что взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10–15 минут. В 4–5 лет игра длится 40–50 минут. А в 5–6 лет дети могут играть несколько часов и даже дней. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замысел и план по их реализации. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важнейшим моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-либо разумное объяснение...»

Воображение возникает в ситуации неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Растущая познавательная потребность малыша удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение значительно расширяет границы познания.

Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Происходит становление механизма психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

При формировании творческого воображения особое место имеют отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отношение ребенок – взрослый и ребенок – ребенок не однородны. В первом случае взрослый может быть равным партнером и противостоять совместной деятельности. Во втором случае предлагаются как отношения равных партнеров, так и использование одним из партнеров роли взрослого. Формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей, где каждый ее участник является полноценным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами.

Необходимо развивать у детей основные компоненты функции воображения. В младшем дошкольном возрасте пусковым механизмом будет являться организация особой предметной среды. В среднем дошкольном возрасте пружиной, которая разворачивает воображение, будет опыт самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желаниям. Уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе определяется тремя компонентами функции воображения: предметная среда, прошлый опыт, внутренняя позиция.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость наглядной опоре для создания образов.

Методы развития воображения

Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизм воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, позднее речь. На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклор, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит: «Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки». В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку «Сорока-ворона», водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, песенки, сказки. Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.

Для ребенка третьего года жизни в руководстве процессом воображения становится обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещений необходимо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую. Расширение представлений об окружающем, в том числе о мире взрослых, обучение игровым действиям помогают малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает в себя наряду со знаковыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их различным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать в его отсутствие. Основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развить его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в не свойственные им ситуации, наделения их несвойственными функциями и соединение разнородных объектов в новый образ. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.

Формирование критичности мышления («Так бывает или нет») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.

Позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения меняется в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку рассматривать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4–5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которыми руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?» А для старшего дошкольника следует создавать такие условия, чтобы он встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.

Роль изобразительной деятельности в развитии воображения 

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые.

В процессе рисования и лепки развивается эстетическое восприятие и эстетические представления. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения различных декоративных птиц на предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества –обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое явление природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности в саду, при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, в восприятие следует включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Для ребенка пяти лет характерно стремление передать в рисунке, лепке, аппликации сходство с реальными предметами или явлениями, желание отразить свои жизненные впечатления, эмоциональное отношение к изображаемому, т. е. повторное переживание в процессе создания образа тех ярких эмоций, которые возникали у него ранее. К пяти годам у ребенка обогащаются и систематизируются знания об окружающей действительности, развивается наблюдательность, углубляются чувства, совершенствуется изобразительная техника. На этом этапе компоненты изобразительных способностей находятся на уровне, позволяющем детям проявлять творчество. По отношению к ребенку данного возраста творчество понимают как процесс формирования замысла и воплощение его в рисунке, лепке, аппликации. Старший дошкольник способен самостоятельно, целесообразно и выразительно решать колористические, композиционные, конструктивные задачи на уровне начальных творческих проявлений.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности, прежде всего предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Представлена консультация для педагогов и методика развития воображения, этапы и содержание....

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Небольшая статья для родителей о развитии мышления в дошкольном возрасте, рекомендации, советы....

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте           Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывает...

Научная публикация «Развитие воображения в дошкольном возрасте».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Calibri",sans-serif; font...

Статья по теме: "Развитие воображения в дошкольном возрасте".

Консультация для воспитателей и  родителей....

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...