"Будущие первоклассники"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Зайцева Ольга Вадимовна

Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательной сферы,включающая две части: диагностическую, развивающую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Будущие первоклассники».

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.                                                         Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика. В этом возрасте данные процессы развиваются самостоятельно, согласно психофизиологическому развитию.  Но повышению уровня развитости может способствовать специально организованное взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на  усовершенствование познавательных процессов и повышения уровня познавательных интересов.                                                        Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  1. Личностная готовность: 
  1. включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.
  2. личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
  1. Интеллектуальная готовность: 
  1. предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  1. Социально-психологическая готовность: 
  1. этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Цель программы: выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста перед их поступлением в  школу. Содержание работы направлено на формирование навыков будущего школьника, всестороннее развитие детей.

Задачи:

1. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе.

2. Развитие познавательной сферы.  

3. Корректирование познавательной, мотивационной, коммуникативной и волевой сферы.

4. Формирование предпосылок учебной деятельности: восприятие инструкций;  планирование деятельности;  умение выполнять задание до конца.

Структура программы состоит из двух  частей:

1.Диагностическая часть. Цель: выявление степени и особенностей развития познавательных процессов. Формирование безопасной обстановки, установление эмоционального контакта.

2.Развивающая часть. Цель: развитие познавательной и коммуникативной сферы  детей дошкольного возраста.

При разработке программы были использованы следующие принципы дидактики:

  1. Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста)
  2. Принцип актуальности (максимальная приближенность содержания программы к реальной деятельности детей)
  3. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы.

Эффективность программы обеспечивается за счет разнообразия психолого-педагогических приемов, что позволяет максимально вовлечь детей в процесс, гибкая форма организации процесса позволяет реагировать на запросы и особенности группы.

2 часть

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «Будущие первоклассники»

№ 1

1. Приветствие. Правила.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

Чтоб веселее нам играть,
Пять правил будем соблюдать:
Игру всем вместе начинать
Друг друга не перебивать,
По очереди отвечать,
Быть активным, все выполнять,
Всех по имени называть,
Чаще улыбаться,
Друг над другом не смеяться

2. “Угадай что в мешке”

Цель: развитие тактильного восприятия, тактильной памяти, наглядно-образного мышления.

Оборудование: предметы, изготовленные из разных материалов.

Ход упражнения: ребенку предлагают на ощупь определить, что это за предмет, из чего изготовлен; также предлагается рассказать, что делают с этим предметом.

3. “Разрезная картинка”.

Цель: развитие целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: разрезанная на части картинка.

Ход упражнения:

Каждому ребёнку предлагаются разрезанные части картинки, необходимо собрать целую картинку.

        4. “Четвертый лишний”.

Цель: развитие внимания, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.

Оборудование: набор слов: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, сом; елка, береза, дуб, земляника; огурец, репа, морковь, банан

Ход упражнения: 

Из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.

4.Завершение занятия

№2

1. Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2.Составление рассказа по картинке.

Цель: формирование умения внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов), развитие чувства коллективизма, здорового соперничества.

Оборудование: картинка с изображением бытовых ситуаций.

Ход упражнения: 

Каждому ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и  составить рассказ по сюжету представленной картинки.

3. “Графический диктант” (по методике Д.Б. Эльконина)

Цель: развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать без указания педагога.

Оборудование: листочки в клеточку, ручки, текст инструкции.

Ход упражнения:

По указанию педагога ребенок рисует узор по клеточкам, до середины листа, а до конца листа продолжает самостоятельно. Инструкция по методике.

4. Беседа о школе.

Цель: определение интересов детей, развитие навыка коллективного обсуждения, возможно корректировка негативного отношения к школе, путем обсуждения положительных аспектов обучения в школе.

Ход упражнения: с детьми обсуждается тема школы.

5.Завершение занятия

№3

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Корректурная проба”

Цель: развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

Оборудование: бланки с изображением предметов.

Ход упражнения:

Ребенку дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два предмета, например звездочку-подчеркивать снизу, а домик зачеркивать вертикальной линией.

3. Шкатулка со сказками.

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: коробка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход упражнения:

1. Дети садятся в круг. В центре круга стоит “шкатулка со сказками”.

Педагог достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем педагог говорит:

“Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появится предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…”

Дети поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжают сказку.

4. “Бывает-не бывает”.

Цель: развитие мышления, сообразительности.

Ход упражнения:

1.Ребенок, прослушав предложения, должен сказать, что может действительно быть, а что нет. Пример: папа ушел на работу; рыба поет песни; яблоко соленное; волк бродит по лесу.

2.Каждый ребенок по очереди говорят предложения, по такому же принципу по очереди, сидя в кругу.

5. Завершение занятия.

№4

  1. Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Разговор с руками”

Цель: развитие умения самоконтроля.

Ход упражнения:

1.На листе бумаги ребенок обводит силуэт своих ладоней. Затем ему предлагается “оживить” ладошки-нарисовать им глаза, рот, раскрасить цветными карандашами пальчики.

2.После рисования можно начать “беседу” с руками. Взрослый спрашивает: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать/что не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, взрослый проговаривает диалог сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда могут не слушаться хозяина.

3.Заканчивается игра “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки “пообещают”, что в течении 2-3 дней, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо повторить игру.

3. “Закончи предложение”.

Цель: развитие понятийного мышления.

Оборудование: набор предложений. Примеры предложений: лимоны кислые, а сахар…;собака лает, а кошка…;ночью темно, а днем…;трава зеленая, а небо…

Ход упражнения: каждому ребенку задается предложение, необходимо его продолжить.

4.Завершение занятия.

№5

1. Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. Игра “Кто знает больше”

Цель: развитие внимания, мыслительных процессов обобщения предметов по признакам, развитие памяти.

Ход упражнения: каждому ребенку предлагается по очереди назвать по одному из предметов заданной формы или цвета. Например,- круглые предметы: тарелка, шарик, торт и т.д.

Оценка действий ребёнка: оценивается фантазия, количество повторений уже произнесенных слов.

        3. “Лабиринт”.

Цель: развитие концентрации внимания, адекватных соревновательных качеств, развитие умения составлять рассказ по картинке.

Оборудование: картинке с изображением лабиринта.

Ход упражнения: 

Каждому ребенку раздается по картинке с изображением лабиринта, найти решение необходимо на скорость, по картинке нужно составить небольшой рассказ.

4. “Что нового”

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ход упражнения:

Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.

5.Завершение занятия.

№6

         1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Дотронься до цвета”

Цель: поднятие эмоционального фона и развитие внимания.

Ход упражнения: 

Педагог зачитывает предложения содержащие слова с названиями цветов. Дети быстро находят глазами предметы такого цвета и по команде дотрагиваются до него. Пример: белый воробей на веточке сидел; зимой и летом стройная зеленая была; в траве сидел кузнечик оранжевый он был; в небе ярко светит зеленое солнце.

3. Игра “Что будет если”

Цель: развитие воображения.

Ход упражнения: 

Дети садятся в круг. Педагог задает вопрос, дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными. Примеры вопросов: “Что будет/случиться, если 10 лет будет идти дождь; с неба будут падать вместо снега сахаринки; вместо птиц по небу начнут летать слоны; на грядках начнут расти сосиски; люди начнут ходить задом наперед.
           4. “Я хороший друг”

Цель: осознание своих положительных качеств, повышение самооценки.

Ход упражнения:

Сидя в кругу дети друг за другом должны продолжить фразу: “Я хороший друг, потому что…”. Затем, другие участники должны сказать, почему он хороший друг.

5. “Паровозик”.

Цель: упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений. 

Оборудование: игрушки, которые будут служить препятствием.

Ход упражнения:

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Необходимо объяснить детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать препятствия. После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика.

6.Завершение занятия.

№7

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. Сравнение понятий

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: набор пар слов. (Приложение)

Ход упражнения:

Ребенку предлагается пара слов, необходимо объяснить, в чем значение данных слов схоже, а в чем различно.

3. Упражнение “Цифровая таблица”.

Цель: развитие концентрации внимания, переключения внимания.                            Оборудование: таблицы с цифрами.                                                                                 Ход упражнения:                                                                                        Ребенку показывается таблица с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Ребенку необходимо находить, показывать, называть вслух цифры по порядку.                                            

         4. “На что похожи фигуры”                                                                        Цель: развитие воображения.                                                               Оборудование: набор картинок, на которых изображены различные фигуры.                         Ход упражнения:                                                                                              Педагог показывает картинку, на которой изображена какая-либо фигура, задача ребенка подумать на какие предметы похожа эта фигура.      5.Завершение занятия.

№8

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Три пункта”

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения:

Педагог дает три пункта задания, ребенку необходимо выполнить все пункты задания, в той же последовательности, в какой они были названы.

Например:

1. Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
2. Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

3. “Обмен игрушками”

Цель: развитие внимания, кратковременной памяти.

Оборудование: небольшие мягкие игрушки по количеству участников.

Ход упражнения:

Педагог запоминает у кого из участников упражнения, какая мягкая игрушка, затем отворачивается, остальные участники обмениваются игрушками. Задача ведущего расставить игрушки по местам.

         4. “Быстрые ответы”

Цель: развитие внимания, мышления.

Оборудование: мяч.

Ход упражнения:

Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку, с различными вопросами: “Назови цветок, фрукт, имя, день недели и т.д.”, задача ребенка быстро ответить, и вернуть мяч взрослому.

5.Завершение занятия.

№9

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Корректурная проба”

Цель: развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

Оборудование: бланки с изображением предметов. 

Ход упражнения:

Ребенку дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два предмета, например звездочку-подчеркивать снизу, а домик зачеркивать вертикальной линией.
        
3. “Опиши друга”

Цель: развитие аттенционных способностей (свойств внимания), умения описывать внешние детали

Оборудование: не требуется 

Ход упражнения:

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.

4. Пальчиковая игра “Дружба”.

Цель: упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и мышления,  формирование тонких движений пальцев рук с использованием считалки. 

Ход упражнения:

1.Педагог читает считалку и показывает детям движения.

“Дружба”

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в “замок”)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики 

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев) 
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

2.По желанию ребенок может стать ведущим.

5. “Классификация”

Цель: развитие способности к классификации.

Оборудование: набор карточек с изображением предметов.

Ход упражнения:

Детям предлагаются карточки с изображением предметов, относящихся к разным классам понятий (одежда, транспорт, профессии и т.д), необходимо разложить картинки по группам.

6.Завершение занятия.

№10

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2.“Графический диктант” (по методике Д.Б. Эльконина)

Цель: развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать без указания педагога.

Оборудование: листочки в клеточку, ручки. (Приложение)

Ход упражнения:

По указанию педагога ребенок рисует узор по клеточкам, до середины листа, а до конца листа продолжает самостоятельно. Инструкция по методике.

3. “Продолжи ряд”

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: цветная мозаика, доска.

Ход упражнения:

Педагогом предварительно выкладываются на доске из фигурок мозаики ряды, которые детям необходимо будет продолжить, в зависимости от последовательности фигуры или цвета.

        4. “Дорисуй”.

Цель: развитие воображения, развитие  обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали 3 круга, цветные фломастеры.

Ход упражнения: 

Ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились 3 разных предмета.

5.Завершение занятия.

№11

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

        2. “Рукавицы”

Цель: развитие способности к организации и осуществлению сотрудничества, развитие коммуникации.

Оборудование: листочки в форме руковиц, одинаковые наборы цветных карандашей.

Ход упражнения:

Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички (на правую и левую руку) и просят украсить их одинаково, так чтобы они составили пару. Дети сами придумывают узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

3. “Звуковые прятки”

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: набор слов (со звуками “О”, “А”, “Ш”, “С”)

Ход упражнения:

Детям предлагается “поиграть в прятки” со звуками, для этого предварительно обозначается какой звук нужно искать, после чего педагог называет различные слова, а ребенок должен сказать, есть ли в этих словах загаданный звук или нет.

4.Завершение занятия.

№12

1. Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Тест простых поручений”.

Цель: развитие внимания.

Оборудование: бланк с заданиями. (Приложение)

Ход упражнения:

Детям предъявляется бланк с заданиями, к каждому заданию соответствующая инструкция, которую читает педагог.

3. “Спрятанные предметы”.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: контурные рисунки, в которых “спрятаны” разные предметы.

Ход упражнения:

Детям предлагаются картинки, в которых необходимо “найти спрятанные предметы”.

4.Завершение занятия.

№13

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Последовательные картинки”.

Цель: развитие способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Оборудование: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий

Ход упражнения:

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

3. “Рисунок моего дома”

Цель: развитие художественной деятельности, способности отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход упражнения:

Детям предлагается нарисовать дом, в котором они живут. А после ответить на вопросы педагога.

4.Завершение занятия.

№14

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

        2. “Продолжи ряд”.

Цель: развитие наглядно – образного и логического мышления.

Оборудование: магнитная мозаика, доска.

Ход упражнения: каждому ребенку по очереди предлагается продолжить ряд, состоящий из геометрических фигур разных цветов, главная зада определить закономерность по которой фигуры повторяются.

3. “Корректурная проба”

Цель: развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания, способности к корректировке результатов.

Оборудование: бланки с изображением фигур.

Ход упражнения:

Детям дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два предмета, например: треугольник – подчеркивать снизу, а круг зачеркивать вертикальной линией.

4. “На что похожи фигуры”.

Цель: развитие воображения.

Оборудование: карточки с изображением фигур.

Ход упражнения:

Детям демонстрируются карточки с изображение фигур, задача детей сказать на что может быть похожа та или иная фигура.

5. “Быстрый ответ”.

Цель: развитие способности быстро отвечать на вопросы.

Оборудование: мяч, вопросы.

Ход упражнения:

По очереди каждому ребенку катиться мяч, и ему необходимо быстро ответить на вопрос или быстро назвать какой-либо предмет.

6.Завершение занятия.

     

№15

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Нарисуй себя”

Цель: выявление уровня самооценки ребенка.

Оборудование: бумага, 4 карандаша: черный, коричневый, красный, синий.

Ход упражнения:

  1. Ребенку предлагается нарисовать плохого мальчика/девочку. Рисовать можно только 2 карандашами: коричневым и черным. Поясняется, что чем хуже будет мальчик/девочка, тем меньше будет рисунок.
  2. Ребенку предлагается нарисовать хорошего мальчика/девочку. Рисовать можно только 2 карандашами: красным и синим. Поясняется, что чем лучше будет мальчик/девочка, тем больше будет рисунок.
  3. Перед третьим рисунком дается инструкция: “Нарисуй себя, ты можешь рисовать всеми четырьмя карандашами”.

4.Завершение занятия.

№16

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2. “Графический диктант” (по методике Д.Б. Эльконина)

Цель: развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать без указания педагога.

Оборудование: листочки в клеточку, ручки, текст инструкции. (Приложение)

Ход упражнения:

По указанию педагога ребенок рисует узор по клеточкам, до середины листа, а до конца листа продолжает самостоятельно. Инструкция по методике.

3.“Броуновское движение”.

Цель: развитие распределения внимания.

Оборудование: мячи.

Ход упражнения:

Все дети находятся в кругу. Педагог один за другим вкатывает в центр круга мячи. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой и рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

4. “Игры с чудесным мешочком”

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы.

Оборудование:

Ход упражнения:

На руку ребенка надевается мешочек, в котором находятся пластиковые геометрические фигурки. На ощупь ребенок левой рукой выбирает какую-либо фигуру, называет ее, а второй рукой рисует эту фигуру на листочке, затем фигурка достается и сравнивается с тем, что нарисовал ребенок, и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал.

4.Завершение занятия.

№17

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2.  “Обмен игрушками”

Цель: развитие внимания, кратковременной памяти, развитие умения взаимодействовать при помощи невербальных средств общения.

Оборудование: небольшие мягкие игрушки по количеству участников.

Ход упражнения:

Педагог запоминает у кого из участников упражнения, какая мягкая игрушка, затем отворачивается, остальные участники обмениваются игрушками. Задача ведущего расставить игрушки по местам.

  1. “10 слов”.

Цель: развитие объема кратковременной памяти.

Оборудование: набор слов.

Ход упражнения:

Каждому ребенку зачитывается 10 слов два раза, затем просят повторить те слова, которые он запомнил.

           4. “Продолжи ряд”.

Цель: развитие наглядно – образного и логического мышления.

Оборудование: магнитная мозаика, доска.

Ход упражнения: каждому ребенку по очереди предлагается продолжить ряд, состоящий из геометрических фигур разных цветов, главная зада определить закономерность по которой фигуры повторяются.

5. “Быстрый ответ”.

Цель: развитие способности быстро отвечать на вопросы.

Оборудование: мяч, вопросы.

Ход упражнения:

По очереди каждому ребенку катиться мяч, и ему необходимо быстро ответить на вопрос или быстро назвать какой-либо предмет.

4.Завершение занятия.

№18

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

2.Вопросы к картинке

Цель: развитие коммуникативных способностей, развитие способности задавать вопросы по картинке.

Оборудование: картинка с большим количеством объектов.

Ход упражнения:

Детям предлагается внимательно посмотреть на картинку, и составить вопросы, со словами “кто”, “что?”.

3. “Кричалки-шепталки-молчалки”

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Оборудование: 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.

Ход упражнения:

Педагог поднимает поочередно каждую “ладонь”, каждый цвет обозначает соответствующее действие: красный-можно бегать, кричать, шуметь; желтый-можно тихо передвигаться и шептаться; синий-нужно замереть на месте.

4. “Продолжи ряд”.

Цель: развитие наглядно – образного и логического мышления.

Оборудование: магнитная мозаика, доска.

Ход упражнения: каждому ребенку по очереди предлагается продолжить ряд, состоящий из геометрических фигур разных цветов, главная зада определить закономерность по которой фигуры повторяются.

5.Завершение занятия.

№19

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

        2.  “Четвертый лишний”.

Цель: мыслительных процессов классификации.

Оборудование: набор слов.

Ход упражнения: 

Из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.

3. “Корректурная проба”

Цель: развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания, способности к корректировке результатов.

Оборудование: бланки с изображением фигур.

Ход упражнения:

Детям дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два предмета, например: треугольник – подчеркивать снизу, а круг зачеркивать вертикальной линией.

4.“Звуковые прятки”

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: набор слов (со звуками “О”, “А”, “Ш”, “С”)

Ход упражнения:

Детям предлагается “поиграть в прятки” со звуками, для этого предварительно обозначается какой звук нужно искать, после чего педагог называет различные слова, а ребенок должен сказать, есть ли в этих словах загаданный звук или нет.

5. Завершение занятия.

№20

1.Приветствие.

Цель: создание положительного, доброжелательного настроя среди участников группы.

        2. “Найди 10 отличий”.

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного восприятия.

Оборудование: парные картинки имеющие различия.

Ход упражнения:

Каждому ребенку предлагается парные картинки между которыми существуют различия, их необходимо найти.

3. “Разрезная картинка”.

Цель: развитие целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: разрезанная на части картинка.

Ход упражнения:

Каждому ребёнку предлагаются разрезанные части картинки, необходимо собрать целую картинку.

4. “Кричалки-шепталки-молчалки”

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Оборудование: 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.

Ход упражнения:

Педагог поднимает поочередно каждую “ладонь”, каждый цвет обозначает соответствующее действие: красный-можно бегать, кричать, шуметь; желтый-можно тихо передвигаться и шептаться; синий-нужно замереть на месте.

5. Завершение занятия.



Предварительный просмотр:


<1 модуль> Диагностическая часть



Учебно-тематический план


Диагностический инструментарий

Название методики

Цель методики

Время выполнения

№1 Диагностика зрительно-моторной координации


№1

1.Методика “Графический диктант” (Д.Б. Эльконин).

Диагностика способности ориентации в пространстве.

10

2.Ориентационный тест школьной зрелости (Керн-Йерасек)

Определение уровня психологической готовности к школьному обучению.                

10

№2 Диагностика мотивационной готовности к школе


№2

1.Стандартная беседа о школе (Т.А.Нежнова).

Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. 

7

№3 Диагностика интеллектуальной сферы


№3

1.Методика «Классификация» (Гольдштейн-Сахаров)

Диагностика степени сформированности мыслительного процесса классификации.

5

2. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).

Диагностика способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.                                                                                                          

5

№4 Диагностика работоспособности

№4

1. Методика оценки работоспособности (метод наблюдение).

Диагностика работоспособности ребенка, а именно произвольность поведения и деятельности, истощаемости.


<2 модуль> Развивающая образовательная деятельность



Учебно-тематический план


№ занятия

Упражнение

Цель

Время выполнения

№ 1

1.Приветствие. Правила тренинга.

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. «Угадай что в мешке»

Развитие тактильного восприятия, тактильной памяти, наглядно-образного мышления

5

3. Разрезная картинка.

Развитие целостного восприятия предметной картинки.

5

4. “Четвертый лишний”

Развитие внимания, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.

7

5.Завершение занятия

Выявление впечатлений детей.

1

№2

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. Составление рассказа по картинке.

Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов), развитие чувства коллективизма, здорового соперничества.

7

3. “Графический диктант”

Развитие зрительно-моторной координации.

5

4. Беседа о школе.

Развитие навыка коллективного обсуждения, возможно корректировка негативного отношения к школе, путем обсуждения положительных аспектов обучения в школе.

7

5. Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей.

1

№3

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Корректурная проба”

Развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

5

3. Шкатулка со сказками.

Развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

10

4. “Бывает-не бывает”.

Развитие мышления, сообразительности

5

5.Завершение занятия

Выявление впечатлений детей

1

№4

1. Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2.“Разговор с руками”

Развитие умения самоконтроля

15

3. “Закончи предложение”.

Развитие понятийного мышления.

5

4. Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№5

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. Игра "Кто знает больше"

Развитие внимания, мыслительных процессов обобщения предметов по признакам, развитие памяти.

7

3.Лабиринт

Развитие концентрации внимания

5

4. “Что нового”

Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

10

5.Завершение занятия.

1

№6

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2







2. Дотронься до цвета

Поднятие эмоционального фона и развитие внимания.

5

3.Игра “Что будет если”

Развитие воображения

5

4.“Я хороший друг”

Преодоление застенчивости, осознание своих положительных качеств, повышение самооценки.

7

5.  “Паровозик”

Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

5

6.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№7

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. Сравнение понятий 

Развитие словесно-логического мышления.

7

3. Упражнение “Цифровая таблица”.

Развитие концентрации внимания, переключения внимания

5

4.На что похожи фигуры”

Развитие воображения.

7

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№8

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Три пункта”

Развитие объема памяти

10

3. “Обмен игрушками”

Развитие внимания, кратковременной памяти.

7

4. “Быстрые ответы”

Развитие внимания, мышления, скорости реакции.

5

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№9

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Корректурная проба”

Развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

5

3. “Опиши друга”

Развитие аттенционных способностей

7

4. Пальчиковая игра “Дружба”.

Развитие речи и мышления,  формирование тонких движений пальцев рук с использованием считалки

5

5. “Классификация”

Развитие способности к классификации

5

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№10

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Графический диктант”

Развитие зрительно-моторной координации.

5

3. “Продолжи ряд”

Развитие логического мышления.

5

4.“Дорисуй”

Развитие воображения.

10

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№11

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2.“Рукавицы”

Развитие коммуникации.

15

3. “Звуковые прятки”

Развитие фонематического слуха.

3

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№12

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Тест простых поручений”.

Развитие внимания.

15

3. “Спрятанные предметы”.

Развитие зрительного восприятия.

2

4.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№13

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Последовательные картинки”

Развитие способности к логическому мышлению.

10

3.“Рисунок моего дома”


Развитие художественной деятельности, способности отвечать на вопросы полным ответом.

10

4.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№14

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Нарисуй себя”

Выявление уровня самооценки ребенка.

20

3.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№15

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. Вопросы к картинке

Развитие коммуникативных способностей, развитие способности задавать вопросы по картинке.

7

3. “Корректурная проба”

Развитие концентрации, устойчивости и продуктивности внимания.

5

4. “Кричалки-шепталки-молчалки”

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

7

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№16

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2. “Графический диктант”

Развитие зрительно-моторной координации.

5

3. “Броуновское движение”

Развитие распределения внимания

7

4. “Игры с чудесным мешочком”

Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы.

7

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1

№17

1.Приветствие

Создание положительного настроя на взаимодействие.

2

2.“Обмен игрушками”

Развитие внимания, кратковременной памяти, развитие умения взаимодействовать при помощи невербальных средств общения.

3.

5.Завершение занятия.

Выявление впечатлений детей

1



Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

Название методики

Цель методики

Диагностика зрительно-моторной координации

1.Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

Диагностика способности ориентации в пространстве.

2.Ориентационный тест школьной зрелости (Керн-Йерасек)

Определение уровня психологической готовности к школьному обучению.                

Диагностика мотивационной готовности к школе

3.Стандартная беседа о школе (Т.А.Нежнова).

Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. 

Диагностика интеллектуальной сферы

4.Методика «Классификация» (Гольдштейн-Сахаров)

Диагностика степени сформированности мыслительного процесса классификации.

5. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).

Диагностика способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.                                                                                                          

Диагностика работоспособности

6. Методика оценки работоспособности (метод наблюдение).

1. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

Цель методики: методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Содержание диагностической процедуры:

Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

Сначала ребенку дается предварительная инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

1. Инструкция: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

Примечание: При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

2. Инструкция: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

3. Инструкция: «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

4. Инструкция: «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов:

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель.

Общая оценка результатов тестирования:

0–3 баллов – низкий уровень;

3–6 баллов – уровень ниже среднего;

7–10 баллов – средний уровень;

11–13 баллов – уровень выше среднего;

14–16 баллов – высокий уровень.

2. Ориентационный тест школьной зрелости (Керн-Йерасек).                                             Цель методики:        определения уровня психологической готовности к школьному обучению.                                                                                                                Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти).                                                                           Выявляют умение ребёнка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.                                                                                 Содержание диагностической процедуры:

Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладётся перед ребёнком чистой стороной.

Инструкция к заданию №1:

Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-либо угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Инструкция к заданию №2:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу: «Я ем суп», написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.

Инструкция к заданию №3:

«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

* * *

* * *

* * *

  *

При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

Оценка результатов:

Задание №1 – рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты шапкой или кепкой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспризведённый образец всё ещё создаёт строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание №3 – срисовывание группы точек.

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Общая оценка результатов тестирования:

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трём субтестам от 3 до 6 баллов.

7-9 баллов – дети представляют средний уровень развития готовности к школьному обучению.

9-11 баллов – дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

12-15 баллов – следует особо обратить внимание на эту группу детей (обычно это отдельные ребята), т. к. это составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развитии личностных, мотивационных качеств.

3. Стандартная беседа о школе (Т.А. Нежнова).                                                                          Цель методики: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.                                                       Содержание диагностической процедуры:                                                                    В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.                                                                                         Варианты ответов и их оценка:                                                                                    А – ориентация на содержание учебной деятельности –  2 балла                                                       Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл                                                                                                                          В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов

Вопросы беседы

Варианты ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2

1

0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

2

 

 

 

1

 

 

0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

2

 

 

1

 

0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2

 

 

1

 

 

 

 

0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

2

 

1

 

0

Оценка результатов:

10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

4. Методика «Классификация» (Гольдштейн-Сахаров).

Цель: диагностика способности к классификации

Стимульный материал: карточки с изображением предметов.

Содержание диагностической процедуры:

Ребёнку предлагается 20 карточек с изображением предметов, относящихся к разным классам понятий (одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.), количество картинок в каждой группе должно быть одинаково. Принимается любой вариант выполнения. Если ребёнок после допустимых вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как верный.

Инструкция:

«На этих картинках нарисованы разные предметы. Тебе нужно разложить эти карточки на несколько групп, как посчитаешь нужным - подходящие к подходящим».

Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал? Как ты назвал бы каждую группу? Ничего не нужно исправить?

Примечания:

1.Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не разложит все картинки.

2.При непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен показ на других (не идентичных) картинках.

Оценка результатов:

10-8 баллов - высокий - выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями;

7-5 баллов - средний средний - 2-3 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого;

4-1 баллов - низкий - невыполнение, ошибок больше 3, медленный темп, непонимание инструкции при неоднократном повторении.

5. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).

Цель методики: диагностика способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.                                                                                                           Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

Содержание диагностической процедуры:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Оценка результатов:

10-9 баллов - высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.
8-5 баллов - средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
4-0 баллов - низкий – ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

6.Методика оценки работоспособности (метод наблюдение).                                                       Цель методики: диагностика работоспособности ребенка, а именно произвольность поведения и деятельности, истощаемости.

Содержание диагностической процедуры:
В ходе наблюдения за осуществлением ребенком непосредственно-образовательной деятельности, оценивается уровень работоспособности.  

Оценка результатов:

Критерий

Уровень

1.Произвольная регуляция поведения

Высокий – до конца занятия                 Средний – до середины занятия            Низкий – в начале занятия                                                                                          

2.Истощаемость (отвлекаемость)  внимания                                                                                                  

Высокий – до конца занятия внимание                                       Средний – до середины занятия                Низкий – в начале занятия                                                                                          

                                                                                               

3.Удержание цели задания

Высокий – до конца выполнения задания                                            Средний – до середины выполнения задания                                                   Низкий – цель не усваивается в начале задания                                                                                        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...