АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ПЕСКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

 

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением  активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

В период адаптации возможен для применения метод «песочной терапии». Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptacionnye_igry_v_peske.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ В ПЕСКЕ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением  активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

В период адаптации возможен для применения метод «песочной терапии». Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего  мира. При этом мы еще  и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Взрослый через игру  с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе. Также педагог естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Благодаря игре в песок у ребенка рождаются или усиливаются чувства доверия, принятия и успешности.

Все игры условно можно разделить по трем направлениям:

  1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
  2. Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
  3. Проективные (через них осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук и способствует достижению  следующих эффектов:

  1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между педагогом  и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и взрослого, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
  3. В песочнице, взаимодействуя со взрослым  и сверстниками, ребенок быстрее осваивает нормы и правила поведения и общения в группе и делает это более осмысленно.
  4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями и встречи с неизвестными, осваивает позитивные способы поведении.
  5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий в педагогической песочнице:

  1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой  (численность которой – не более трех детей), особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были и дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
  2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
  3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.
  4. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.  
  5. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.)
  6. На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
  7. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться водой) либо ребенок выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.
  8. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через свою игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.).

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком – это может быть Песочная Фея, эту игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на других занятиях, так как «от ее имени» воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Правила игры в песочнице для малышей

Помните:  чем младше дети, тем короче правила.

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя, малыш:

  1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы.)
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.)
  3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики.(Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.)

Игра-занятие «Песочный детский сад»

В этой игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а так же все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например расставанию с родителями или приему пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, исполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучить действия своей игрушки. Песочной Фее отводится роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается игрушка, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя педагог несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама и папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение  чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «Каждое утро ты идешь в детский сад»; «На некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей»; «Ты можешь весело поиграть с другими детьми»; «Воспитатель всегда поможет тебе»; «Ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель»; «Родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Организация игр-занятий с сухим песком

Упражнение «Здравствуй, песок»

Взрослый от имени Песочной Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

  1. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
  2. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
  3. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
  4. Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку («С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»).

Упражнение «Песочный дождик»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

  1. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками (само это действие является диагностичным – говорит о закрытости или открытости миру), взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер»

Дыхательное упражнение.

Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку (при  помощи трубочки на  ладошке мы сдуваем перышко, кусочек ваты, бумаги (по выбору ребенка)), а детям постарше можно предложить сначала приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок»; можно так же выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

  1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.
  3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  4. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаячь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
  5. «Крокозябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать с сделать его жителем песочной страны).  

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так  они   могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр ни поверхности песка  и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно  необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей (например, крот, червячок, мышка).

Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так (взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ребенку  нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное здание под землей. Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай как мой крот».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание на изменения поверхности песка), а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем тоже самое проделывает ребенок. После этого раскапывают руки друг друга (можно дуть  на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Организация игр-занятий с мокрым песком

Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:

  1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
  2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
  3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать – то есть происходит дополнительное закаливание детей.
  4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная Фея: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

- «ручеек» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика;

- «дождик моросит» другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.

Песочная Фея: «Давайте поздороваемся с мокрым песком.  С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратитесь в волшебников-строителей».

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.д.

Взрослый и ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно  использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только животные и т.д.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.  

Литература

Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной Феи. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб.: Детство-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация авторской дидактической игры "Весенняя картинка". Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Игра предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра "Весенняя картинка" проста в изготовлении, предназначена для выкладывания детьми на фланелеграфе или ковролине. Можно использовать на комплексных занятиях с детьми младшего дошкольн...

Представление опыта на Городском Методическом объединении. Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Представление опыта на Городском Методическом объединении.Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальн...

Занятие психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду "Игры с божьей коровкой"

Представляю конспект подгрупповой развивающей деятельности по улучшению адаптации к ДОУ с детьми младшей группы с использованием большой и малой песочниц...

Игры с кинетическим песком с детьми младшего дошкольного возраста

В данной презентации представлены игры с кинетическим песком, которые помогают детям снять напряжение. В играх с кинетическим песком гармоничнои интентсивно развиваются все познавательные функции (вос...

Подвижные игры зимой для родителей с детьми младшего дошкольного возраста.

Весёлые зимние прогулки родителей с малышами (картотека зимних подвижных игр)...