«Игровые технологии, как одна из форм развивающего обучения дошкольников »
методическая разработка (старшая группа) по теме

Брындина Анна Александровна

Актуальность :

Игра занимает ведущее место в системе физического,нравтсвенного, трудового эстетического воспитания дошкольников.Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненого тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_brandina_a.a.odt26.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Лист участника

                     

               территориального методического объединения для

                                  воспитателей старшего возраста

 

Ф.И.О.  :                                               Брындина А.А

 

Должность:                                    Воспитатель

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ с. Курумоч

                                                                           структурное подразделение

                                                                           детский сад «Белочка»

 Стаж педагогической работы: 17 лет

Образование:                                            Педагогический класс

Тема выступления: «Игровые технологии, как одна из форм  развивающегообучения дошкольников «

 

 

 

 

 

                                                                                                      Дата : 23.04.2013г.:                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школыим.А.И.  Кузнецова  с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской  области структурное подразделение«Детский сад «Белочка»»

 

 

 

                       

         

           Выступление на методическом

объединении для воспитателей старшего

дошкольного возраста

Тема:

«Игровые технологии, как одна из форм развивающего обучения дошкольников »

 

 

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                   Брындина А.А

с.Курумоч

  2013г

Актуальность :

Игра занимает ведущее место в системе физического,нравтсвенного, трудового эстетического воспитания дошкольников.Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненого тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Проблема :

Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т.д.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. при этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Цель :

-создать для развития творческих способностей  детей через игровую деятельность

- собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;

- воспитательных по формированию личностных качеств детей;

- психологических по оптимизации отношений между детьми, а также между педагогом и воспитанниками.

Игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:

- собственно дидактических по освоению содержания той или иной предметной области;

- воспитательных по формированию личностных качеств детей;

- психологических по оптимизации отношений между детьми, а также между педагогом и воспитанниками.

методы игровых технологий:

предметные

сюжетные

ролевые

имитационные

игры-драматизации

словесные

на слуховое внимание

на зрительную память

Так, например,  в своей работе со старшими дошкольниками я использую следующие игры:

развитее познавательной активности:

 Игра: « хорошо – плохо»

в игре предлагаемый предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. нужно найти его положительные стороны и отрицательные. все рассматривают игрушку- грузовик.

сначала выделяются положительные качества:

-         можно перевозить грузы;

-         хорошо вращаются колеса…

затем выделяются отрицательные качества:

  1. не заводится;
  2. кузов не поднимается;
  3. фары не горят.

 Игра:«муха»

на большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха.

педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. потом задается вопрос: «где муха?».

«кто назовет больше»

ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. например: голубой – цветок, свитер, небо.

или называется предмет (цветок), а играющие называют его признаки.

Игры на развитие внимания:

Игра: «светофор».

 дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. при показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.

«летает – не летает»

«съедобное – несъедобное»

«живое - неживое»

Игры на развитие памяти.

 Игра: «самый зоркий»

детям показываются картинки в течение несколько секунд.  затем картинки прячут. дети по очереди перечисляют предметы, которые запомнили.

«кого не стало?»

детям предлагается 10-12 игрушек. они должны их запомнить, потом  закрывают глаза, педагог убирает 1-2 игрушки или меняет местами. когда родители открывают глаза, они должны вспомнить какой игрушки не хватает или какие игрушки поменяли места.

«сложи из палочек»

детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.

Коммуникативные игры.

 Игра « мир без тебя»

это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. все дети продолжают фразу, начатую психологом: «мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

 Игра: «узнай по голосу»

 дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. ему завязывают глаза. играющие идут по кругу вслед за психологом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

мы немножко поиграли,

а теперь в кружок мы встали.

ты загадку отгадай,

кто позвал тебя – узнай!

Воспитатель  молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «узнай, кто я!» водящий должен назвать его имя. если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

 Игра: «пылесос и пылинки»

 под музыку дети – пылинки исполняют импровизированный танец (кружатся и др.) с окончанием музыки присаживаются на ковер. под 2 часть музыки «выезжает» ребенок – пылесос. он дотрагивается до «пылинки» и она к нему присоединяется, так он обходит всех детей, пока не соберет все пылинки.

«паровозик с именем»

дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

 «паровозик отправляется в путь» – ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «чух -чух - чух». сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

 названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «гух - гух - гух». и «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».

 игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит

«паровозик».

Игры на слуховое внимание

Игра « рисование со слов»

цель игры: развитие слуховой памяти.

задачи:совершенствовать навыки связной речи., развивать внимание, графические навыки, навыки ориентировки на листе.

Оборудование: схематичные  простые рисунки  (например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы), бумага, карандаши.

Взрослый показывает картинку одному из  играющих и затем прячет её. тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму, что на ней  изображено. второй шёпотом пересказывает

третьему и т.д.  последним узнает содержание картины тот, кто будет её изображать. то, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной,  затем оценивается качество устного рассказа

о ней, в котором участвовали все играющие.

Игра « журналист»

цель игры: развитие слуховой памяти.

задачи:развивать умение действовать по словесной инструкции педагога.

Оборудование:

наборы  картинок по определённым темам (например, дикие животные, ягоды, грибы, деревья).

Ребенку-журналисту редактором журнала (педагог) дается  задание найти  и сфотографировать для журнала диких зверей (лиса, слон, волк, жираф, тигр,  заяц, медведь, белка). до предъявления слов дается установка: «я буду тебе называть слова, а ты их слушай внимательно и постарайся  запомнить. наша газета должна выйти в срок».

После предъявления  слов дается инструкция: «повтори слова, которые запомнил, в любом порядке».  Дальше ребенок выполняет задание: находит среди набора картинок те картинки,  которые обозначают названные слова, приносит и выкладывает их на газету.  

Игру можно проводить с одним ребёнком и с подгруппой детей.

Игра « путишествие»:

Цель игры: развитие слуховой памяти.

Задачи: совершенствовать звукопроизношение.Развивать звуковой анализ звукосочетаний.

Закреплять графическое изображение звуков.

Оборудование:

карточки с рядом звуков (например, а-о-у-э, у-а-ы-и-э, о-э-у-и-а-ы); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается.

Взрослый в игровой форме (например, язык марсиан, иноземного народа предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их,(мы попали на остров, где живёт иноземный народ, познакомились с вождём (игрушка). В этом племени люди говорят на непонятном языке.  вождь «учит» гостей словам на своём наречии (детям предлагается  набор слогов, которые надо запомнить и повторить, чтобы не обидеть гостеприимного вождя).

Игра « запоминаем слова»

Цель игры: развитие слуховой памяти.

Задачи: закреплять знание букв. Развивать мышление. Актуализировать словарь детей.

Оборудование:

набор слов, начинающихся с одной буквы (например, собака, самолёт, стол, свеча, слон, стул, санки), набор картинок, обозначающих эти слова и несколько других картинок, набор букв.

ребёнку предлагают запомнить несколько слов и  повторить их.

Затем ребёнку предлагается ряд заданий: найди картинки, обозначающие эти слова.

как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? чем похожи эти слова?

 найди букву, обозначающую этот звук. Придумай слова, которые начинаются со звука.

 вспомни и назови те слова, которые я просила тебя запомнить.

Игра « весёлые карандаши»:

Цель: развитие зрительной памяти

Задачи: развивать умение действовать по словесной инструкции педагога. Закреплять знание цветов. Закреплять знание цифр. Развивать внимание, самостоятельность. Развивать графические навыки.

Оборудование: 2 карточки: на первой – цифры с соответствующими им цветами (например, 1 – красный, 2 – зелёный, 3 – синий, 4 – жёлтый); на второй – домики с соответствующими им цифрами.

Ребёнку предлагается запомнить: какой цвет, какой цифре соответствует и раскрасить домики

в соответствии с цифрами по памяти.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.

Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. через сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать.

Для этого существует алгоритм игры

  1. постановка цели.
  2. объяснение метода: учащиеся должны понять, почему им предлагается игра. тезис: “ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой), точку зрения”.
  3. раздача литературного материала.
  4. чтение вслух текста. представление ситуации. ситуация: в подростковом коллективе между мальчиком и девочкой возникают новые отношения. оценка этих отношений коллективом.
  5. постановка задачи: входя в игру, человек принимает на себя роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту, облику. в данном сценарии животные и предметы антропомизированы, т. е. соответствуют людям определенного типа. задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, в том числе используя речевые, пластические, мимические и прочие детали.
  6. раздача карточек. карточки перемешать и раздать произвольно. в группе должно быть не меньше 14 и, желательно, не больше 30 человек.
  7. вхождение в роль. ролевая игра по тексту (все описанные передвижения проигрываются — лошади скачут, тарелки звенят, ножи бряцают и т. д.).
  8. соответствие роли.
  9. рефлексия ситуации (предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих. например, если облако решит, что дело происходит зимой, то сад вполне может быть весенним или осенним. но если игрок сочтет, что для большей гармонии в группе он должен изменить свое мнение, то будет очень хорошо, если он поделится своими рассуждениями на эту тему).
  10. выход из роли.
  11. рефлексия роли.

В процессе игры  ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.

    кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. в игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.

Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Литература

  1. И.И.Соковил “социальное взросление и здоровье школьников”, м: “просвещение”, 2004
  2. система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении.
  3. пидкассистый п.и., хайдаров ж.с. “технология игры в обучении и развитии”, м: 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...

Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».

Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...

Презентация:« Игровых технологии, как одна из форм развивающего обучении старших дошкольников»

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворя...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

«Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий»

laquo;От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы».В. А. СухомлинскийОсновы здоровья и гармоничного развит...