Коррекционная психологическая работа методом "Серийное рисование".
статья (подготовительная группа) по теме

 

«Серийное рисование» - метод коррекционной работы с детьми, основанный на принципах юнгианской терапии.  Очень простой  по сути и по  необходимым материалам, он  позволяет в значительной степени гармонизировать эмоциональное и  личностное состояние ребенка за 9-12 еженедельных встреч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Серийное рисование77.94 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная психологическая  работа методом «Серийное рисование».

«Серийное рисование» - метод коррекционной работы с детьми, основанный на принципах юнгианской терапии.  Очень простой  по сути и по  необходимым материалам, он  позволяет в значительной степени гармонизировать эмоциональное и  личностное состояние ребенка за 9-12 еженедельных встреч.

В настоящее время существует множество коррекционных психологических  методик, позволяющих  работать  с эмоциональными и поведенческими  нарушениями у детей. В этой статье  я хочу рассказать о  методе «Серийное рисование», предложенном Дж. Алланом в его книге  «Ландшафт детской души» (1).

Метод замечателен тем, что  позволяет работать психологу  детского учреждения ( будь то школа или детский сад) даже в стесненных обстоятельствах, когда специалист не располагает отдельным кабинетом со специально оборудованным пространством, не имеет   игрушек для игровых занятий, песочницы и   никаких других подручных материалов, кроме альбома и карандаша с ластиком.

Метод основан на принципах юнгианской терапии  и  том положении, что  когда ребенок регулярно занимается  рисованием  в присутствии  терапевта, происходит  активизация целительного потенциала, а  внутренние и внешние конфликты находят  выражение и разрешение. Лист белой бумаги  превращается в безопасное место для размещения проекций ребенка, а символы и образы рисунка принимают форму вместилищ различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств.

Серийное рисование  предполагает проведение еженедельных  индивидуальных встреч с ребенком в течение 20-30 минут и  на каждой встрече  психолог предлагает ребенку нарисовать картинку.  Метод может быть директивным  (когда специалист сам, исходя из своей  рабочей гипотезы, определяет и предлагает  тему рисунка) и недирективным (когда  ребенок рисует на свободную тему).  Автор  не рекомендует  держать в поле зрения ребенка  фломастеры  и краски, так как они могут отвлекать ребенка, а кроме того, дети могут тратить много времени на штриховку и раскрашивание. Автор подчеркивает, что раскраска и штриховка имеют самостоятельное терапевтическое значение, но в контексте данного метода их не следует поощрять.

Все рисунки  психолог, по договоренности с ребенком, хранит в специально заведенной для этого папке. Если  дети просят  разрешить им забрать  свой рисунок с собой, на их желание следует откликнуться, но при этом  отметить важность хранения рисунка в папке.

В процессе  многолетнего применения этого метода, специалисты выделили три основные стадии, через которую проходит каждый ребенок.

1.  На начальной стадии (от 1 до 4-х занятий) рисунки отображают  внутренний мир ребенка,  а образы на  рисунках часто отражают внутренний конфликт и причину проблем ребенка; рисунки отражают потерю  внутреннего контроля   и существование чувств отчаянья и безысходности; рисунки дают возможность установить раппорт с психологом.  

2. На средней стадии  ( от 5 до 8 занятия) содержание рисунков отражает  выражения эмоций в чистом виде, борьбу противоположностей («добра» со «злом») и изоляцию амбивалентных чувств, углубление взаимоотношений между ребенком и его помощником-специалистом. В конце этой стадии ребенок часто использует рисунок в качестве мостика  для перехода к непосредственному  обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия своей тайны.

3. На завершающей стадии ( от 9 до 12 занятия) ребенок рисует образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и достоинства; сцены, отображающие положительные и позитивные образы ; забавные и веселые картинки и  картинки, отражающие  независимость  от психолога.

Необходимо отметить, что  дети с интровертной установкой  склонны молча работать над своими рисунками, и к этой склонности следует отнестись с должным уважением. Дети же с экстравертной установкой   часто стремятся  передать динамику рисунка с помощью звуков и вообще любят поговорить.  Используя данный метод, специалист никогда не выступает инициатором беседы сам, сосредотачивая внимание на рисунке, наблюдая за процессом рисования и эмоциями ребенка,  отмечая расположение фигур, тип образов и символов, а также темы, возникающие на картинках. В плане анализа рисунков одной из наиболее признанных  и авторитетных является книга  Грегга М. Ферса «Тайный мир рисунка» (2),  и для оценки   детского рисунка  очень удобно пользоваться списком критериев, разработанных Ферсом.

В  конце каждого  занятия психолог  спрашивает: «Этот рисунок  про какую-то историю? Ты можешь рассказать мне её? Что происходит на рисунке? У рисунка есть название?»

Основная  задача психолога, использующего этот метод,   - это создание атмосферы, которая  отражает  бесспорно позитивное отношение, помогает установить доверие и  позволяет ребенку выражать себя.

Я использую этот метод в своей работе уже около 10 лет и могу с определенностью сказать, что при всей своей внешней простоте он  действительно работает и способствует гармонизации эмоциональной и личностной сфер детей.  Этим методом я работала с такими случаями как  повышенная тревожность,  агрессивное поведение, переживания из-за рождения  сиблинга, смерть близкого человека,  развод родителей и другие   запросы, с которыми сталкивается  каждый психолог детского учреждения.  Психологическое тестирование до и после «Серийного рисования»  выявляет значительную позитивную динамику. Поэтому мне хотелось бы порекомендовать психологам обратить внимание  на  книгу Д. Аллана и его метод.

Библиография

1.  Ландшафт детской души.  Психоаналитическое консультированеи  в школах и клиниках. Дж. Аллан, - Издательство Диалог, 1997.

2.  Тайный мир рисунка.  Исцеление через искусство. Грегг. М. Ферс,  -СПб, -2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

План коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению

План коррекционно-развивающей  работы по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель программыПомочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.

В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе...

Коррекционно-педагогическая и психологическая работа дошкольного образовательного учреждения с проблемными и кризисными семьями

Презентация на тему: коррекционно-педагогическая работа дошкольного учреждения с проблемными и кризисными семьями...

«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...