Развитие воображения посредством игровой деятельности
статья по теме

Савельева Елена Константиновна
«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» Л. С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya_posredstvom_igrovoy_deyateln.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие воображения посредством игровой деятельности»

«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении»

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                        Л. С. Выготский

   Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

   Также, воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную  картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые служат поводом для появления новых.

   В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

   Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа этого активного воображения – сюжетно-ролевая игра и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.

   Практика показала, что развитие воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью специально подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик.

   Включение этого материала в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый  взрослым образ новыми деталями. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, звуковой культуры языка, фонематического слуха.

   Эффективность развития воображения повышается, если более детально описывается то, что должны представить дети. Например, ребёнок быстро принимает игру взрослого, который «надев» ему на голову воображаемую шапочку, начинает спрашивать, не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и т.п.

   Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превратился в кита в океане, по-настоящему боятся, когда кит «наклоняется» и они могут упасть в воду. Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.

   Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учётом знаний детей. Их можно использовать и как основу познавательной деятельности, с их помощью закреплять знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, развивать интерес к сказкам, книгам, мультфильмам.

   Не менее интересны детям игры-беседы, которые тоже строятся на воображении. Можно предложить детям стать репейником, лягушкой, бездомным щенком, птицей или камнем у дороги. Такие беседы развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь.

   Во всех видах деятельности, включая музыкальные и физкультурные, можно использовать игры-импровизации. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Эти игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребёнку проявить себя через самовыражение.

   Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребёнку необходимо её точно представить в воображении. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия «актёров».

   Для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, чаще всего используются мини-этюды. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

   Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является сформированность  у него в дошкольный период элементов воображения: умения комбинировать, создавать новые образы, из  деталей планировать простые действия, замысел рисунка или постройки, сюжета игры.

   Воображение – это не просто праздная забава ума, а процесс переработки прежнего опыта и создания нового, того, чего не было в действительности. Оно позволяет дополнить недостающую информацию, предположив целый ряд вариантов, которые ребёнок может проанализировать с помощью мышления и проверив в практической деятельности.

   Таким образом, дети с хорошо развитым воображением в экстремальных ситуациях смогут легко найти решение, так как сумеют скомбинировать самые необычные сочетания, которые позволят им найти наилучший вариант или нестандартное  решение задачи.

Литература:

Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.

Выготский Л. С. Воображение и творчество. М., 1996.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Ильина М. В. развитие невербального воображения. М., 2003.

Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. М., 2004.

Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? М., 1978.

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)

Презентация "Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)"...

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Описание опыта работы на тему: «Особенности развития речи посредством игровой деятельности в зависимости от возрастной группы детского сада»

В опыте представлена  работа с детьми 2 – 3 лет. В работе Марина  Владимировна особое   внимание  уделяет индивидуальной работе c детьми,  основанной игровом подходе по р...

Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...

Консультация для педагогов: "Развитие детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДОО" 21.05.2020г

Описание работы по развитию детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДОО. Рассматриваются пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Предлагаются различные формы работы с род...

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Что такое игра? На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играт...

«Развитие воображения посредством игровой деятельности детей 4-5 лет

Воображение — одна из высших психических функций мозга. Как и многое другое в личности человека, формирование воображения начинается с раннего детства. Чтобы быстро ориентироваться в современном...