"Традиции и быт кубанского казачества"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Струцкая Ольга Васильевна

 

Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;

2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.

Ход занятия:

Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?

Дети: о родном крае, Кубани.

Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте стихотворение  «Кубань» Владимира Нестеренко.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря-

Всё это Кубань

 

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Всё это Кубань.      Вова. А

 

И хутор, и город

Имеют свой норов,

Особенный говор –

Всё это Кубань.

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.    Никита. А

 

Народ-православный,

А путь его - славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

 

Быт улочек старых,

И новь Краснодара,

И щедрость базаров-

Всё это Кубань.

 

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань!      Арсений. К

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.

-Ребята как  называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).

-А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).

- А как называется город, в котором мы живём? (Кропоткин).

- А куда мы попали с вами, посмотрите  внимательно. (В хату казака).

- А что такое хата?

Дети: это дом где жили казаки.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).

Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

- Какого цвета хата? Почему белая?

В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

-  Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.

- Как вы думаете, для чего в хате была нужна  печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).

- А еще для чего? (на ней готовили).

- Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)

-Верно, крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.

- Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.

- В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.

- Что такое кабица? (Летняя печь ).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Дети: Казак добывал пищу для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.

Воспитатель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?

Дети: Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.

Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?

Дети: В чугуне, в нем варили кашу, борщ.

Воспитатель: Правильно, хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи использовала, что? (Ухват)

Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

- А молоко в чем хранили?

Дети: В глиняном сосуде глэчик.

Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?

Дети: Макитра  – это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.

Воспитатель: - Ну а чаем поили гостей из…(Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог, варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).

Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.

- Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со мной красили?

- Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик,  чугунок, ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .

- А сейчас мы с вами послушаем кубанские частушки, которые споют нам ребята:

1. Мы с веселой песней дружим,

По-кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.     Артур. П.

 

2. Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О кубанском нашем крае

Песни звонкие поем.    Вова. А

 

3. Ты играй, играй, гармошка,

Гармошка кубанская.

Я девчонка боевая

С края Краснодарского.    Дарья. Л

 

4. Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравится!

Мы – народные таланты,

Нами край наш славится!    Кристина. Б

 

5. Чтоб гордиться мне фигурой,

Занимаюсь физкультурой.

Упражнения и бег

Гарантируют успех.   Марина. П.

 

6. Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.   Лера. Г

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения.

- копать.

- нести коромысло.

- хлеб класть в печь.

- месить тесто.

- класть яблоки в корзину.

-гладить.

-Какие Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду  вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать магнит.

- Дом, в котором жили казаки. (Хата).

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).

-В чем замешивали тесто? (Макитра).

- Воду приносили из…(Колодца).

-Вкусный чай пили из…(Самовара).

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).

- Где казаки принимали гостей? (светлица, светелка).

- Молодцы ребята! Давайте с вами на память подарим нашим гостям подарки!

- Поем и слушаем гимн России.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №14

г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Традиции и быт кубанского казачества»

Воспитатель: Струцкая О.В.

2012г.

Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;

2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;

3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, ручник, самовар, колодец, чугун.

Ход занятия:

Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  о чём пойдёт сегодня речь в нашей беседе?

Дети: о родном крае, Кубани.

Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте стихотворение  «Кубань» Владимира Нестеренко.

Степные просторы,

Высокие горы,

Два ласковых моря-

Всё это Кубань

Родная станица,

Открытые лица,

Густая пшеница –

Всё это Кубань.      Вова. А

И хутор, и город

Имеют свой норов,

Особенный говор –

Всё это Кубань.

Не смотрят здесь хмуро,

Не ходят понуро.

Своею культурой

Гордится Кубань.    Никита. А

Народ-православный,

А путь его - славный.

Здесь мыслят о главном

И любят Кубань.

Быт улочек старых,

И новь Краснодара,

И щедрость базаров-

Всё это Кубань.

А песня, что плачет!

А дух наш казачий!

Как много ты значишь

Для всех нас, Кубань!      Арсений. К

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.

-Ребята как  называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).

-А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань).

- А как называется город, в котором мы живём? (Кропоткин).

- А куда мы попали с вами, посмотрите  внимательно. (В хату казака).

- А что такое хата?

Дети: это дом где жили казаки.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строили хаты? (из глины).

Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

- Какого цвета хата? Почему белая?

В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

-  Как называлась половина, где принимали гостей? Повтори.

- Как вы думаете, для чего в хате была нужна  печь? (Чтобы было тепло, зимой на ней спали).

- А еще для чего? (на ней готовили).

- Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы)

-Верно, крышу накрывали соломой связанной в снопы или камышом.

- Посмотрите, а что находиться справа от хаты? (печь) Угадали, это летняя печь.

- В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице, где была печь, которую называли кабица. Давайте повторим. Это трудное слово ка-би-ца. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко. Для того, чтобы в доме было прохладно, летом во дворе топили кабицу.

- Что такое кабица? (Летняя печь ).

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?

Дети: Казак добывал пищу для семьи. Работал в поле. Защищал границу от врагов.

Воспитатель: - А как называли жену казака? (Казачка). Чем она занималась дома?

Дети: Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб.

Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?

Дети: В чугуне, в нем варили кашу, борщ.

Воспитатель: Правильно, хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи использовала, что? (Ухват)

Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

- А молоко в чем хранили?

Дети: В глиняном сосуде глэчик.

Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?

Дети: Макитра  – это горшочек из глины. В нем еще делали засолку огурцов, помидор.

Воспитатель: - Ну а чаем поили гостей из…(Самовара). Правильно! Давайте ребята вместе накроем гостям нашим стол. Что для этого нам понадобиться? (Скатерть, самовар, бублики, пирог, варенье, кружки и чайные ложки, салфетки). Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканые изделия? (Рубель и каталка).

Рубель – это деревянный брусок с поперечными желобками для прокатывания (глажения) белья.

- Давайте ребята немного отдохнем и соберем картинки, которые вы уже вместе со мной красили?

- Что там изображено? (Казак с казачкой; Посуда: самовар, глэчик,  чугунок, ложка ; казачка идет по воду с ведрами и коромыслом) .

- А сейчас мы с вами послушаем кубанские частушки, которые споют нам ребята:

1. Мы с веселой песней дружим,

По-кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.     Артур. П.

2. Старину мы уважаем, старину мы бережем.

О кубанском нашем крае

Песни звонкие поем.    Вова. А

3. Ты играй, играй, гармошка,

Гармошка кубанская.

Я девчонка боевая

С края Краснодарского.    Дарья. Л

4. Мы – певцы и музыканты,

Выступать нам нравится!

Мы – народные таланты,

Нами край наш славится!    Кристина. Б

5. Чтоб гордиться мне фигурой,

Занимаюсь физкультурой.

Упражнения и бег

Гарантируют успех.   Марина. П.

6. Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.   Лера. Г

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать. Дети имитируют движения.

- копать.

- нести коромысло.

- хлеб класть в печь.

- месить тесто.

- класть яблоки в корзину.

-гладить.

-Какие Молодцы! А теперь давайте немного поиграем. Я буду  вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его. За правильный ответ вы будете получать магнит.

- Дом, в котором жили казаки. (Хата).

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (Глэчик).

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (Рубель и каталка).

-В чем замешивали тесто? (Макитра).

- Воду приносили из…(Колодца).

-Вкусный чай пили из…(Самовара).

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (чугун).

- Где казаки принимали гостей? (светлица, светелка).

- Молодцы ребята! Давайте с вами на память подарим нашим гостям подарки!

- Поем и слушаем гимн России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

«Традиции и быт кубанского казачества»

ННОД по региональной культуре...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Традиции и быт Кубанского казачества.

Воспитание у детей любви к малой Родине. Знакомство с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развитие у детей познавательного интереса к истории своего народа....

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Это конспект познавательного занятия, направленного...

Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старши...