Музыкальное занятие "Музей музыкальных инструментов. Баян. Гармонь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

На занятии дети глубже знакомятся с историей гармошки и её разновидностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_zanyatie_iz_serii.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие  из серии  «Музей музыкальных инструментов». Баян, гармонь.

Цель:  Углублять знания детей о народных музыкальных инструментах.

Задачи:  Знакомить с историей возникновения русской гармошки, с её разнообразием видов.  Воспитывать интерес к народной культуре и чувство гордости за русских мастеров гармошки и гармонистов. Развивать и обогащать словарный запас детей.

Дети с воспитателем входят в зал,  играя в коммуникативную игру «Здравствуйте» в сопровождении баяна.

Воспитатель:  Вот мы и поздоровались со всеми. Прежде, чем я скажу, чем мы будем заниматься дальше, попрошу вас вспомнить и назвать русские народные инструменты Дети перечисляют: дудочка, жалейка,  трещётки, ложки,  свистульки, гармошка.

Воспитатель:  Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы и посвятим нашу встречу. Под звуки какого инструмента вы зашли в зал? (звуки баяна).  А как зовётся человек, который играет на  баяне? (баянист). Кто в нашем саду баянист? (Нина Константиновна).  Да, вы часто  встречаетесь с  этим инструментом на праздниках, на занятиях.  А сможете ли вы отличить звук  баяна или гармошки от звучания других музыкальных инструментов?  Что ж, посмотрим!  Услышав звучание какого-то музыкального инструмента, вы должны показать, как на нём играет музыкант. Здесь-то я и увижу правильность ваших ответов.

Игра «Угадай инструмент»

Воспитатель:  Вы правильно определили все музыкальные инструменты и узнали звучание гармошки. А что вы знаете о гармошке ещё? ( дети рассказывают, где можно встретить гармошку, из каких частей она состоит, к классу инструментов она относится, какой у неё звук). И я думаю, что вам интересно будет узнать об истории этого народного инструмента. В этом нам поможет наш музыкальный руководитель – Светлана Васильевна.

Муз.  рук-ль:  Ребята, сегодня я вас приглашаю в музей музыкальных инструментов и с большим удовольствием стану для вас экскурсоводом (беру указку и надеваю очки). Прошу пройти за мной в первый выставочный зал.

(Дети с воспитателем проходят в «первый зал»  и садятся на стульчики.)

Экскурсовод:  Как вы уже поняли, речь пойдёт о баяне.  Баян и аккордеон – это современные муз. инструменты. Но когда-то давным-давно  кто-то придумал, а имя этого человека никто не может точно сказать, вот такое приспособление: металлическую рамочку с прикреплённым к ней тоненьким металлическим  язычком ( показать рамочку в увеличенном виде). Когда этот язычок щипали или направляли на него поток воздуха, то язычок издавал определённый звук (показать металлическую планочку, дать детям попробовать извлечь звук). А когда эту планочку поместили в корпус, то получилась губная гармошка (показать губную гармошку). Вы уже знаете, как на ней надо извлекать звук. Таким образом, губную гармошку можно назвать дальней родственницей нашей гармошки.

    Как-то раз такое металлическое приспособление попало в руки известного в то время мастера по настройке органов – Фридриху Бушману. Этот язычок он встроил в небольшую коробочку, и когда он в неё дул, то язычок дрожал и издавал звук определённой высоты. Фридрих хотел с помощью своего приспособления облегчить настройку органа. Но как же было неудобно одной рукой держать коробочку, дуть в неё, а другой  рукой настраивать орган (показать коробочку и картинку с изображением органа). Тогда этот мастер язычок поместил в мех (показать изделие из меха). И когда Фридрих ставил этот мех на стол, растягивал его, то этот мех сам сжимался и издавал звук. Вот теперь руки мастера были уже свободны. Но продолжая работать, Фридрих Бушман, а ему тогда было всего 17 лет, догадался все язычки поместить в один мех, сделать клапаны и кнопки (клавиши) и понял, что получилась новая форма для нового музыкального инструмента. В результате получилось что-то вроде детской маленькой игрушки – гармоники. Но к сожалению, это была ещё далеко не ручная гармошка, потому что она была приспособлена только для настройки инструментов. На этой гармонике было всего лишь 5 клавиш (и 2), а звук был очень резкий, пронзительный, чуждый для слуха и голоса.

    Но однажды такая гармоника попала в руки другого мастера – Кириллу Демианову. Он изменил её так, что в ней уже звучало уже не 5, а 10 звуков и 10 аккордов и на ней можно было играть простые мелодии.

    В это время гармошки стали известны во многих странах (показать карту) Австрии, Германии, Франции, Италии. Но считают, что в Россию гармошка попала из Германии. Говорят, что её привёз на Нижегородскую ярмарку сам Фридрих Бушман. На ярмарке её купил русский оружейник Сизов и уже от сюда гармошка распространилась по волостям, попадая в руки мастеров. Каждый мастер в гармошке что-то переделывал: изменял звук, украшал её и называл её именем того города, в котором была создана эта гармошка.

    Пройдём в следующий зал. Здесь размещены фотографии одних из самых известных гармошек. Самые первые гармошки в России стали делать в городе Туле тульские кустари. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошечники ещё не были мастерами, но стали делать первые гармошки – однорядки. Их вы видите на этой фотографии.

    Наша Тульская гармошка  не стареет сотню лет.

    В красоте, таланте русском  весь находится секрет.

        Ты играй, моя гармошка, ты, подружка, подпевай.

     Мастеров старинной Тулы  во весь голос прославляй!

     Послушайте, как звучит Тульская гармошка.(Звукозапись  звучания тульской гармошки)

    Итак, первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Они так и стали называться – тульскими.

    Посмотрите сюда.  Здесь вы видите саратовские гармошки. Догадались, в каком городе они изготавливались? Правильно, Саратове. Звучание этой гармошки отличается особой звонкостью, потому что саратовские мастера придумали встраивать в гармошку колокольчики. Звучание этих гармошек вы сейчас услышите. (Звучание саратовской гармошки) Правда, необыкновенное звучание.

    Пройдём в следующий зал. Здесь вы видите фотографии ливенских гармошек, потому что сделаны мастерами из г. Ливны. Эти гармошки отличаются тоже своим звучанием, так как у них очень длинные меха. Эта гармошка такая длинная. Что её можно обвить вокруг себя. (Показать макет гармошки, дать детям его обвить вокруг себя).

    До сих пор гармошка – это самый распространённый инструмент. Она является украшением любого праздника, гуляния. Не даром говорится в народе:

    Ты – гармошка – матушка,  не хуже хлеба – батюшки.

    Ты не кормишь, не поишь,  но всегда развеселишь.

    Эх, гармошки вы, гармошки.  В каждой выверт. В каждой ферт.

    Без гармошки  не гулянье. Без гармошки не концерт!

    А теперь предлагаю пройти в концертный зал. (дети садятся)  Сегодня к нам приехал гармонист, заслуженный работник культуры – Владимир Леонидович Голованов из старинного города Каргополя. Он тоже расскажет нам о своей гармошке и даже исполнит свои любимые произведения. (выступление гармониста)

    Скажем большое спасибо за ваш интересный рассказ и выступление. Мы с ребятами будем гордиться знакомством с вами, будем беречь то наследие, которое нам оставили наши деды. И может быть именно в эту минуту кто-то из вас,  ребята, решил посвятить свою жизнь, как Владимир Леонидович,  этому замечательному народному инструменту.

Дети:   Песен на Руси не мало, все поют – и стар. И млад.

             А с гармошкой – говорушкой  песни радостней звучат!

             Ах, гармошка – говорушка,  всему свету госпожа!

             Только кнопки заиграют – запоёт моя душа!

             Радостно звучат оркестры, все танцуют и поют.

             Стоит зазвучать гармошке – все поклон ей отдают.

Воспитатель:  Ребята, давай те, исполним песню «Гармонь и балалаечка»,  в которой так хорошо рассказывается об этом уникальном музыкальном инструменте!

«Гармонь и балалаечка»

Экскурсовод:  На этом наша экскурсия в музей музыкальных инструментов заканчивается.  Я, надеюсь. Что вы узнали много интересного и полезного. И надеюсь. Что эта наша с вами встреча была не последней. Спасибо за внимание. (дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду

Консультация для ознакомления  об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Паспорт музыкального инструмента: баян.

Паспорт музыкального инструмента: баян....

Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты" для старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия "Музыкальные инструмнты" для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждени...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....