Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность
методическая разработка по теме

Карасева Татьяна Владимировна

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_karasevoy_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей

детей младшего дошкольного возраста

через  познавательно-игровую деятельность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 16

г. Апатиты Мурманской области

Воспитатель Карасева Т.В.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

На первом, диагностическом, этапе  мы выяснили исходный уровень развития зрительного восприятия (способность различать цвет, форму, величину). Детям предлагались диагностические задания типа «Найди такого же цвета», «Назови, что я покажу»  и т.д. Проанализировав сенсорное развитие воспитанников в начале учебного года, мы получили следующие результаты:

Сенсорное  развитие детей в 2 года

Возрастные показатели

развития сенсорных представлений

Результат

Форма

Уметь соотносить конфигурацию объемной  геометрической фигуры с плоскостным  изображением, накладывать на образец

                           40 %

Уметь группировать однородные по форме  предметы и соотносить разные предметы

                            35%

Величина

Уметь ориентироваться в трёх и более  контрастных величинах

                           25%

Уметь собирать пирамидку по убыванию  размера из 4-5 колец

                           30%

Цвет

Уметь различать 3-4 цвета, подбирать  цвета по образцу, некоторые из них называть

                             43%

Уметь устанавливать тождества и  различия цвета однородных предметов

                             30%

Качества предметов

Уметь различать величину предмета:  тяжелый – легкий; учить различать фактуру:  мягкий – твердый; учить различать температуру:  холодный – теплый

                             15%

Учитывая результаты диагностического обследования, а также общее психофизическое развитие детей  данного возраста ( именно в 2-3 года происходит формирование новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).,  мы  существенно усложнили  задачи  по сенсорному развитию.

Задачи:

1. Создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни.

2. Продолжать формировать  у детей познавательная потребность, направленную на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

3. Расширять и систематизировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов.

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Поэтому,   мы внесли значительные изменения в предметно-развивающую среду  группы. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы»,« Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» ; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики, мы организовали сенсорный центр, пополнили её специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей.

 Содержание обучения будет способствовать развитию детей только в том случае, когда материал преподносится в системе, т.е. когда каждое последующее содержание раскрывается на основе предыдущего. Чтобы определить содержание работы, мы проанализировали рекомендации программы «Детство» по данной проблеме и разработали перспективное планирование организованной образовательной  деятельности, куда вошел цикл занятий познавательно-речевого, художественно-эстетического цикла (рисование, лепка) по формированию сенсорных эталонов. Также педагогом-психологом были разработаны конспекты занятий для совместных занятий с родителями в форме игр-путешествий, где решались  задачи развития познавательной активности детей раннего возраста через знакомство с природными  и изоматериалами: цветными карандашами, фломастерами, красками. Данный этап включал в себя: рисование мелками,  пальчиками, ладошкой акварелью по листу, совместное раскрашивание предметов.

Для решения различного рода учебных задач, в частности для закрепления учебного материала, использую дидактические игры, которые являются одним из средств образовательной работы с детьми.

Изготовила дидактические игры и пособия:

«Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки, бантик, зонтик, сумочку.»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился»; « Машины едут в гаражи», « Играем фруктами», « Найди такой же как у меня», « Спрячь мышку в домик», « Украшаем варежки», « Чудесный мешочек», « Соберём бусы для куклы», мини- панно « Геометрические фигуры», « Развивающий квадрат».

Уже в возрасте 2 – 3 лет  дети не просто действуют с предметами, а стараются узнать их свойства. Чтобы понять, что из себя  представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать. Например, в случае с фруктами или овощами - горький или сладкий.  Если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова "не поспела" ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Однако в этом возрасте детям зачастую бывает непросто назвать, обозначить словами то, что они воспринимают, поэтому мы активизируем детскую речь, называю признаки предметов.

В сенсорном уголке много  пособий  и игрушек, выполненных из бросового материала (мех, наждачная бумага, крупа, целлофан, фольга, бумага, губки, ткани, макароны, окрашенный песок, нитки, пряжа): это  «Фасолевые ванночки», « Волшебные мешочки», « Узоры на подносе», « Сенсорная дорожка», «Угадай на вкус», « Коллекция  ароматов» с целью знакомства  детей  с понятиями:  твёрдая, мягкая, ворсистая,  шероховатая, гладкая, сладкая, кислая и другие. Большим интересом пользуется у детей  сенсорная перчатка (описание). Она используется мной  не только в игровой деятельности, но и в индивидуальной работе с детьми.

Использую  материалы для развития слухового восприятия: игрушки, издающие различные звуки: кассеты и диски с детскими песенками и  различными звуками: криками домашних животных и птиц, звуками природы, воды, грозы, шелестом листьев; музыкальные инструменты, изготовила дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю», звучащие коробочки с разными наполнителями и т. д. Основной задачей таких игр является формирование представлений детей о том, что предметы и явления окружающего мира воспринимаются с помощью не только зрения, но и слуха; что звуки бывают разного характера – шумовые, музыкальные, речевые.

Расширяю  ориентировку  в окружающем через  игры-экспериментирования: практикую:

  1. игры со светом ("Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками", "Цветные сигналы" (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика), "Теневой театр");
  2. игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
  3. игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом);
  4. игры с песком « Золотоискатель»( сито и предметы), « Картины на песке»,

Заборчик». В уголке экспериментирования оформила домашнюю песочницу. Игры с песком, помимо развития  познавательного интереса у детей, способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей было проведено анкетирование по теме «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". По результатам анкетирования было выявлено, что  только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями включила  разнообразные формы, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома».  Подготовила  консультации « Песочная у вас дома», « Чудо- кристаллы»,

«Лейся, водичка», « Узнаём мир на ощупь», информационные листы « Изготовим игрушку своими руками» « Учись, играя», была  организована тематическая фотовыставка « Поиграй со мной», где были представлены фотографии игр детей  в детском саду в сенсорных зонах.

 Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети:

- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).

Список литературы:

1. «Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет». Л. Н. Павлова Пособие для воспитателей, родителей. “Библиотека воспитателя” Издательство “Мозаика-Синтез” 2003

2. «Раннее детство: познавательное развитие». Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина Для дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. Москва Мозаика-Синтез 2006

3. «Дети раннего возраста в детском саду»  С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Москва Мозаика-Синтез 2007

4. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. Книга для работников дома ребенка. Москва “Просвещение” 1989.

5. « Сенсорные способности малыша»  Э.Г. Пилюгина - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшего возраста

Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности детей. Например в изобразительную деятельность.  ...

Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

«Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста» воспитатель Плотникова М.М.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Развитие сенсорных способностей младшего дошкольного возраста

quot; Развитая сенсорика-основа для совершенствования человека" Б.Г.Ананьев...