Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
учебно-методическое пособие по теме

Руденко Ирина Витальевна

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлечения и звуковедения, артикуляции и четкости речи, умение эмоционально передавать музыкальный образ. Подобранные примерные задания и упражненя основаны на дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, фонопедических упражнениях В. Емельянова и упражнениях - буксирах  для активизации звуков, используемых театральными педагогами по постановке речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка»

поселка Троицкий Губинского района Белгородской области

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

Подготовила:

Руденко И.В.,

музыкальный руководитель

2013

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и образовательная область «Музыка» в полном объеме отвечает этим требованиям.

Развитие певческих навыков – сложное, творческое, интересное, но сугубо специализированное занятие. В то же время пение – процесс синтетический, включающий в себя наличие множества навыков: правильной осанки, правильного дыхания, звукоизвлечения и звуковедения, четкой артикуляции и произношения, умение эмоционально передавать музыкальный образ. И выходит, что во время музыкальной деятельности происходит процесс интеграции практически всех образовательных областей.

К сожалению, музыка как вид деятельности  в образовательном процессе ДОУ занимает недостаточно большое место: в повседневной жизни ребенка она принимает вид специально-организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем (от 10 до 30 мин). Поэтому, хотелось бы, чтобы некоторым составляющим вокальных навыков внимание уделялось  как в процессе иной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей.

Я говорю о навыках правильного дыхания,    артикуляции и четкости речи, которым  я и хотела бы посвятить сегодняшний мастер-класс с упором на то, что все приведенные упражнения применимы к различным видам образовательной и самостоятельной деятельности детей как в ДОУ, так и дома. Так же отмечу, что подобранные задания и упражнения отражают содержание лексических тем групп компенсирующей направленности нашего ДОУ, и основаны на комплексно-тематическом принципе в группах общеразвивающей направленности. Важно соблюдать принцип сезонного проживания времени – это позволяет детям ощущать движение жизни.

Так как приоритетным направлением образовательной деятельности нашего ДОУ является экологическое воспитание, то в большинстве упражнений отражены образы живой и неживой природы, облегчающие восприятие и понимание их детьми.

В современном обществе невозможно представить себе специалиста, достигшего профессиональных и карьерных высот, не обладающего правильной, грамотной речью и поставленным голосом. Не все детские сады, и даже не все группы садов комбинированного вида могут позволить себе полноценные занятия с логопедом, основной задачей которого является развитие речи и автоматизация звуков. Так почему бы остальным педагогам, работающим с детьми каждый день, занимающимся театрализованной, художественной, или иной деятельностью, не уделить несколько минут своего внимания самомассажу, который раскрывает природные резонаторы организма, упражнениям, увеличивающим голосовой диапазон, упражнениям, позволяющим говорить громко и четко. Тем более что сделать это можно легко и непринужденно, в той форме, которая ближе всего нашим детям – в форме игры.

В перерывах между непосредственной образовательной деятельностью, или в место физкультминуток во время нее проведите сеанс самомассажа. Проводится он на полном зевке с закрытым ртом и хорошо растянутых мышцах. Для этого встаньте прямо и хорошенько потянитесь в стороны, вверх – одна рука вверх, другая вниз. Теперь хорошенько зевните с закрытым ртом, расправьте брови и издайте звук, похожий на мычание. Мысленно представьте себе столб, проходящий через ваш позвоночник, который как бы соединяет переносицу, заднюю поверхность плеч, грудь, спину и нижнюю часть брюшной полости. Теперь вибрирующими пальцами «приманивайте» звук к лобным резонаторам – звук должен быть как можно выше (в верхнем регистре).

Опуститесь в область гайморовых пазух, крыльев носа. Вкручивающими движениями промассируйте одну ноздрю, другую, потом обе попеременно. Важно, чтобы движение было не стряхивающим, а именно вкручивающим. Легкими массирующими движениями пройдитесь по верхней губе. От козелков на ушных раковинах пройдитесь к нижней челюсти. Следите за тем, чтобы звук по своей высоте опускался вместе с вашими руками: чем ниже резонаторы, тем ниже звук.

Положите руки на заднюю поверхность плеч, проведите ладонями к подмышкам, к пояснице и долго и широко произнесите (прогудите) «Ма – ма – ня».

Простучите кулачками область груди, ребрами ладоней – область подреберий и, на самом низком звуке – нижнюю часть живота. Не забывайте, что весь процесс массажа сопровождается мычанием на хорошем зевке с закрытым ртом!

Настало время правильно подышать. Тысячи лет люди уделяли особое внимание чистоте легких – органу газообмена. Гиппократ говорил: «Как суконщик чистит сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».  Сегодня существует множество методик правильного дыхания, однако, и вокалисты, и специалисты по сценической речи отдают предпочтение дыхательным упражнениям по методике Александры Северовны Стрельниковой, которая в 30-е годы прошлого столетия была весьма известной личностью в среде столичных певцов, сталкивающихся временами с проблемами «натруженного» голоса. Упражнения, разработанные ею, помогали и тем, кто терял голос, и тем, кто не обладаю выдающимися данными, тем не менее, желал петь. Из четырех функций: дышать, говорить, кричать и петь – пение – самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть самую сложную функцию органов дыхания, в силах восстанавливать и более простые функции, оздаравливая, тем самым, весь организм.

Гимнастику А. Стрельниковой называют уникальной и парадоксальной потому, что она основана на принципе противопоставления: во время вдоха диафрагма расширяется и грудная клетка раздвигается; во время движения же грудная клетка наоборот сужается. В момент соединения вдоха и движения мускулатура грудной клетки вынуждена сопротивляться сама себе, она получает нагрузку и активизируется, а, следовательно, тренируется и развивается.

Правильное дыхание – это:

  1. полноценное насыщение организма кислородом;
  2. улучшение функции сердечно-сосудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения;
  3. укрепление нервно-психического состояния;
  4. повышение общей сопротивляемости организма.

К тому же  достаточное насыщение организма кислородом – это хорошая работа головного мозга, адекватное восприятие и стабильное запоминание всей поступающей информации.

Приложение 1

Самое время перейти к голосу и речи. Метод, на который я хотела бы обратить ваше внимание, разработан в прошлом вокалистом, а ныне – фонопедом, человеком, окончившим аспирантуру института им. Гнесиных  В. Емельяновым: фонопедический метод развития голоса – постановка голоса, применяемая к лицам с расстройством голосообразования. Основными критериями этого метода являются акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. То есть, достижение максимального звучания голоса при минимальных нагрузках, основанные на естественных звуках доречевой коммуникации – хрип, скрип, шепот, крик, вой, визг… Эти критерии так же можно назвать экологическими:

  1. В условиях прогрессирующего ухудшения экологии гортань человека все чаще играет роль отстойника, собирающего пыль, грязь и другие вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации вредного воздействия необходима активизация обменных процессов, достигаемая лишь специальными нагрузками на голосовой аппарат.
  2. Есть много видов деятельности с постоянным использованием голоса в неблагоприятных акустических, психологических и экологических  условиях, требующих от специалистов компенсаторных навыков в отношении травмирующих условий и факторов.
  3. Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, нарушение координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи.
  4. Избыточная информативность русского языка и смягченность российской фонетики приводят к слаборазвитому фонематическому слуху. Развитие же двигательной сферы голосообразования и речеобразования ведут к восстановлению фонематического слуха.

Именно этим и обуславливается экологичность данного метода. Стоит отметить, что данный метод развития голосового аппарата будет интересен и полезен всем, кто занимается как непосредственно развитием голоса, так и его восприятием во всех аспектах и с любой целью.

Поскольку мы свами имеем дело с детьми дошкольного возраста, для них применимы только голосовые игры.

Приложение 2

Поскольку специалисты утверждают, что речь находится на кончиках пальцев, используйте не просто логопедические упражнения или артикуляционную гимнастику, а чистоговорки с движениями.

Приложение 3

Основной бедой невыразительности детской речи является зажатость нижней челюсти. Попробуйте такое упражнение. Встаньте прямо, сцепите руки перед грудью в замок, расслабьте и чуть наклоните голову вперед. Теперь трясите руками так, чтобы голова и челюсть тряслись вместе с ними. Будьте аккуратны, не прикусите язык!

Приложение 4

Напоследок мне хотелось бы представить вам упражнения с движениями для активизации звуков, которые используют театральные специалисты по постановке речи – это некие буксиры, с помощью которых учат говорить даже глухих детей.

Приложение 5

В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения,  методик и систем. Если вы не работаете ни в какой из них, придумайте свою: миксуйте все известные приемы, варьируйте их, подгоняйте под свои требования. Главное –  добивайтесь результатов. Желаю Вам успехов!



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка»

поселка Троицкий Губинского района Белгородской области

Приложение

Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

Подготовила:

Руденко И.В.,

музыкальный руководитель

2013

Приложение 1.  Дыхательные упражнения

 Исходное положение – «тело на колок»: ноги на ширине плеч полный выдох  плечи вперед-вниз  вдох  плечи назад – опора на воображаемый стержень вдоль позвоночника.

Детям сложно объяснить, что такое диафрагма, где она находится и как дышать животом. Поэтому данное упражнение будет очень полезно:

Полный выдох  живот вперед  живот назад  вдох

1.1. Дыхательные упражнения по системе А. Стрельниковой:

1. «Обнимем плечи»: слегка наклониться вперед, руки развести в стороны  одновременно вдох носом + сводим руки перед грудью  выдох ртом + разводим руки.  Повторение – 4 – 8 раз.

2. «Насос»: полный выдох  одновременно вдох носом + наклон вперед  выдох ртом. Повторение 4 – 8 раз. 

3. «Кошка»: полный выдох  одновременно вдох носом + поворот + полуприсед + хватательное движение руками  поворот прямо + выдох ртом  выполнение упражнения в другую сторону. Повторение 4 – 8 раз.

1.2. Дыхательные упражнения на увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха

В данных упражнениях каждое предложение проговаривается на одном дыхании 

1. «Колосья»

Ветер качает колосья.

Ветер качает золотистые колосья.

Ветер тихо качает золотистые колосья.

Легкий ветер тихо качает золотистые колосья.

Легкий ветер тихо качает золотистые колосья пшеницы.

2. «Птичий двор»

Приехали отдыхать в деревню, вышли во двор. О, кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и куры,  и цыплята, и петух, и кролики, и голуби, и кот тоже здесь! Всех хочется позвать, разглядеть, приласкать.

На активном выдохе зовем всех подряд: уть-уть; тега-тега; тель-тель; тип-тип; цып-цып; петь-петь; трусь-трусь; гуль-гуль; кис-кис!

3. «Комарик»: руки в стороны  на выдохе (у каждого перед носом жужжит комар) «з-з-з»  руки постепенно сводятся  прихлопнуть комара

Приложение 2. Упражнения по методу В. Емельянова

2.1. Приемы звукоизвлечения:

Штро-бас – шумовой регистр – скрип, шорох;

Шепотной звук – шипение гортанью;

Лабиовибрант – имитация звука «р» вибрацией губ

Фонация гласного «у» с продуванием воздуха через вытянутые трубочкой сомкнутые губы.

Придыхательный согласный «г» в грудном или фальцетном регистре

2.2. Упражнения на развитие речевого (певческого) диапазона

1. Покричать, как чайки; повыть, как вьюга.

3. Игра «А-у!»

3. «От шепота до крика»

    Раз, два – шепот; три, четыре  - тихий голос; пять, шесть – средний голос; семь, восемь – громкий голос; девять – очень громко; десять –  крикнуть

2.3.  Артикуляционные упражнения

1. – От чего ты плачешь, глупый ты Медведь?

    - Как же мне, Медведю, не плакать, не реветь?

    Бедный я, несчастный сирота, я на свет родился без хвоста.

    Только плакать и реветь я могу: э-о-у, э-о-у!

Звуки э-о-у произносятся на штро-басе – грудном хрипе-вибрации с хорошо открытым ртом

2. «Страшная сказка»

   Протяжно произносить звуки «у – о – а – э – ы – и» в грудном или фальцетном регистре

3.4. Фонопедические  упражнения

1. «Колосья»

По весне вспахал старик землю плугом – движение кулаком вперед со звуком «у».

                                        Повторить 3 – 4 раза, постепенно увеличивая длину выдоха

Посеял пшеницу -                    «рзбрасывают» зерна, произнося короткие звуки «п»

Солнце светит –                                  звонкие певучие звуки «а» в верхнем регистре

Пшеница растет –                              медленно поднимают руки вверх, произнося «ш»

Ветер прилетает и качает пшеницу – глиссандо на звуке «у» вверх-вниз, показывая

                                                            рукой высоту звука

2. «У кого что внутри»

У одуванчиков белых – взлеталка – легкий выдох

У мотоцикла – рычалка – произносят «тррр – тррр», сопровождая крутящими движениями кулаков

У часов – спешилка – ритмично произносят «тик» - как можно выше, «так» - как можно ниже

У девчонок – смешилка – произносят слог «ха» в фальцетном регистре

У каблучков – стучалка – подвижно цокают языком

У ветра – задувалка – глиссандо на звуке «у», показывая направление движения звука рукой

У ежика пыхтелка – шепотом произносят слог «пых», выполняя хватательные движения

А у солнышка – светилка – на долгом выдохе пропевают любой звук

Приложение 3. Чистоговорки

1. «Н – Н'»

Ина-ина-ина – здесь растет малина –     Ударяют кулаками по коленям

Ине-ине-ине – подойди к малине –        «Проходят» пальцами по бедрам

Ину-ину-ину – сорвем ягоду малину –  Сжимают и разжимают пальцы 

2. «Ц»

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица – ритмичные взмахи кистями

Цы-цы-цы – у нее в гнезде птенцы –        сжимают и разжимают пальцы

Цу-цу-цу – всем дали по яйцу –                стучат кулаками друг о друга

Вец-вец-вец – хорошо поет певец –          хлопают в ладоши 

3. «Л – Л'»

Ул-ул-ул – ветер с моря дул – сжимают и разжимают пальцы

Ли-ли-ли – на причал пришли - «проходят» пальцами по бедрам

Лю-лю-лю – лодку я куплю -  стучат кулаками по коленям

Лу-лу-лу – я по морю поплыву – хлопают ладонями по коленям

Бли-бли-бли – ходят в море корабли – волнообразные движения руками

Ла-ла-ла – лодка тоже поплыла – соединить ладони вместе и покачивать ими в стороны

4. «Д - Д'»

Од-од-од – мы вскопали огород – скользящие движения ладонями

 Де-де-де – где ты, солнце, где? – поднимать и опускать плечи

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода – хлопки

Ди-ди-ди – пусть не идут дожди – шлепки ладонями по коленям

5. «Ш»

Шу-шу-шу – сижу тихо, не шуршу – мягкие удары ладонями по коленям

Уши-уши-уши – приготовлю уши – потягивания за мочки ушей

Уша-уша-уша – буду сказки слушать – приставить ладонь то к одному, то к другому уху

Ша-ша-ша – очень сказка хороша – хлопки в ладоши

6.  «Р - Р'»

Ру-ру-ру – начинаем игру  - хлопки в ладоши

Ре-ре-ре – поиграем на ковре – хлопки по коленям

Ри-ри-ри – зажигай фонари – «фонарики»

Ра-ра-ра – начинается игра – «тарелочки» 

Приложение 4. Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти

        

1. «Замок»: руки сцеплены в замок перед грудью, голова чуть наклонена вперед. Трясти руки вперед-назад при расслабленной нижней челюсти.

2. «Рыбка»

Рыбка дуется на нас, из-за щек не видно глаз.

Плотно сбитый мужичок по прозванию бычок.

2.1. Свободно опускать и поднимать нижнюю челюсть.

2.2. Двигать нижней челюстью вправо-влево, язык пассивен.

Приложение 5. Упражнения на активизацию звуков

5.1. Гласные звуки

«А» - широко развести руки в стороны

«О» - держим шар на животе

«Ы» - потянулись: одна рука вверх, другая вниз

5.2. Согласные звуки

«Б» - энергично сжимаем кулак правой руки

«П» - сжимаем кулак левой руки

«Ф» - двигаем тяжелый предмет

«В» - задвигаем тяжелый предмет (коротко)

«Ш» - движение раскрытых ладоней вниз – кладем на раскаленную сковороду кусок мяса

«Ж» - движение ладоней вверх – взлетел жук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Статья «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования и профилактики заболеваний горла и голосового аппарата у детей дошкольного возраста»

На образовательной деятельности актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творчески...

Фонопедические упражнения для развития певческого голоса как средство профилактики простудных заболеваний.

Фонопедические упражнения для развития певческого голоса как средство профилактики простудных заболеваний....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...