Правовое воспитание дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Шимкова Нина Анатольевна
    Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это,  с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени.  Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики,  востребованность грамотной правовой личности определили  мою тему работы:
«Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_pravovomu_vospitaniyu_doshkolnikov.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад компенсирующего  вида №32 «Айболит»

ДОКЛАД

из опыта работы на тему:

 Правовое   воспитание дошкольников

« Хочу. Могу. Должен».

Подготовила:

Шимкова Нина Анатольевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ д/с №32«Айболит»  

г. Усть – Илимск

2013г

План доклада

  1. Введение.

        1.1. Актуальность проблемы правового воспитания у дошкольников.

        1.2. Цели, задачи, принципы организации деятельности.

  1. Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.
  1. Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по  формированию основ правовой культуры.
  1. Выводы.

          3.1.    Перспектива работы.

  1.  Список литературы.

 

 

 

 

   Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

   Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

   С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

    *  На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.  Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

     Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.  

      В России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества. Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.*

    Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это,  с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени.  Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики,  востребованность грамотной правовой личности определили  мою тему работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель работы – формирование основ правового сознания дошкольников.  

Задачи:

  1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
  3. Воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

    Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами:  «Защити меня» Н.Г. Зеленовой , которая  включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:   

1. Праксиологический (деятельностный) подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

2. Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;

  3. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;

4. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех  направлениях: "Я  и моя семья", «Я и мои права»,  "Я и права других людей". Это способствует  пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».                                                                                                      
  Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социализация». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных
областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром,  изодеятельности,  музыкальному     воспитанию,    свободной,    игровой    и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

 Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал  цикл  мероприятий:  «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья»,  направленные  на элементарное ознакомление  с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.  Воспитательно-образовательный процесс     проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей,    я проводила ознакомление с правами ребенка  на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала  знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения,  например,  «Три поросенка» - право на жильё,  «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища,  «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

   Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика, «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.

   Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций),  предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:..., если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг превратился в:...; отгадывание загадок.

   При организации  самостоятельной  деятельности  детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

  Продуктивными видами  деятельности стали  альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»;  «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.

     В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.

  Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

   Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

   Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

  Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

    С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я разработала  анкету  для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

  Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:

  1. знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
  2. согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
  3. 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
  4.  40% считают это необязательным;
  5. 15% воздержались;
  6. в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.

      Для того,  чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала  план мероприятий  по организационно - просветительской работе с родителями.     Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами,   изготовила буклеты и памятки, консультации на темы: 

  1. Конвенция о правах ребёнка
  2. «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
  3. «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
  4. «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
  5. «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
  6. «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
  7. «Пять рецептов избавления от родительского гнева»
  8. «Четыре заповеди мудрого родителя».
  9. «Почитайте  детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)

     Мною в группе были проведены  родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи» ,  организован  долгосрочный проект  «Семь-Я».

     Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший»,  « Ласковое слово для мамы» и др.

       Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». 

    В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей,  в том числе осознание своих прав, развитие самооценки;  дети приобрели устойчивые представления о своих правах  (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни,  на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).  Дети научились относить свои поступки и поступки других людей  к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать;  дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению),  помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.

        Особенно хотелось отметить, что совместная работа  с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

    В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с  использованием разработанных и представленных в работе материалов.

     Перспективу дальнейшей работы я вижу:

  1. в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста
  2.  создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры
  3. выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.

 

Литература: 

  1. Т.Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
  2.   Н.Г. Зеленова «Защити меня»
  3. Л.К. Мячина «Маленьким детям – большие права»
  4. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
  5. Т.А.Харитончик «Правовое воспитание»

 

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...