Организация работы по проведению опытно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ.
материал (средняя группа) на тему

Миляева Нина Александровна

Организация  опытно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rabote_po_opytnoy_deyat._v_sred_gr.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о  работе

по организации

 опытно-экспериментальной деятельности  с  детьми

в средней группе «Радуга».

  Воспитатели:                                   Миляева Н.А.                          

                                                           Дмитриева В.В.

Ведущими целями работы являлись:

-  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;                                                                                                                

 - ознакомление  с явлениями и объектами окружающего мира;

- развитие словаря детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.);  

- приучать  планировать работу и доводить ее до положительного результата;                      

Цели реализованы в процессе применения разнообразных методов и приёмов:                                                                                                                                                                -проблемно-поисковый метод;                                                                                                    - активные действия ребенка по  обследованию объектов                       (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.);                                                                                                                                                     - наблюдения за объектами и явлениями;                                                                    проведение опыта, эксперимента;                                                                                          - беседы с элементами дискуссии;                                                                                     - познавательный рассказ воспитателя;                                                                           - чтение познавательной литературы;                                                                                                                                                  -просмотр иллюстраций в книгах -энциклопедиях для детей.

 Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности предметная среда была дополнена  приборами  и оборудованием:

1.  Лупы, зеркала,  весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса .
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева
, камешки разных размеров, ракушки и т.д.),  бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки  и т.д.).                                                                                              4. Неструктурированные материалы: песок, глина, вода, опилки, листья, пенопласт.

Основное содержание исследований предполагало  формирование следующих представлений:

1.О материалах (песок, глина, бумага..).  

  • Опыты «Песочная страна».  Цель: выявить свойства песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
  • НОД   на тему «Бумага, ее качества и свойства».
    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
     
  •  Опыт «Песок и глина».                                                                                                        Цель: учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявить почему песок и глина по- разному впитывают воду.                                                   

2. О природных явлениях ( солнце, вода, игры с ветром, со снегом и т.д.).

  • Игра-экспериментирование «Здравствуй, солнечный зайчик».
    Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
  •  Опыт «Узнаем, какая вода».
    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
  • Эксперимент «Вода, лед, снег».                                                                           Цель: Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
  • «Ветер по морю гуляет»
    Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
  • На прогулках велись наблюдения за неживой природой, отмечались сезонные изменения в погоде.

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).

  •  Опыт  «Посадка лука».
    Цель:   формировать у детей умение вести длительное наблюдение, уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.                                                                            Изменения, происходящие с луковицей, дети вместе с воспитателями фиксировали в альбоме наблюдений, формулировали выводы.
  •   Длительное наблюдение  за веточками березы в вазе.
    Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду,  фиксировать результаты  в календаре наблюдений.
  • Посадка овса, длительное наблюдение за прорастанием семян.                          Цель: развивать умение вести длительное наблюдение, фиксировать  изменения  в альбоме,  развивать речь, познавательную активность, делать выводы.
  • Дети регулярно  наблюдают  за комнатными растениями, умеют определять по состоянию почвы в  цветочных горшках о необходимости полива растений. Рассматривали и  зарисовывали  цветущее растение с натуры (цветущая фиалка).
  • На прогулке дети вместе с воспитателем отмечают изменения  во внешнем виде деревьев,  кустарников в разное время года.  Выделяют характерные признаки  внешнего вида разных пород  деревьев ( напр.: отличают берёзу от рябины).   В ходе  НОД по художественному творчеству  дети отражают, опыт, полученный в результатах наблюдений.

4. О способах исследования объекта.      

  •   Игра «Чудесный мешочек».
     Цель: познакомить с органами чувств и их назначением,  определять на    

  ощупь самый твердый предмет.

  • Игра «Узнай запах».  Цель: продолжать знакомить с органами чувств и их назначением.
  •  Игра «Найди по звуку».
    Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

5. О предметном мире.

  • Опыт «Плавает или тонет».                                                                                         Цель: формировать умение различать свойства предметов. Приучать экспериментальным путём  проверять  свои суждения (определять: плавает или  тонет), анализировать, делать  выводы.
  •  Эксперимент «Легкий - тяжелый».
    Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
  • Игры- экспериментирования:  «Мыло-фокусник» (игры  с мыльными пузырями), «Необычное рисование» (Раздувание капельки краски на листе бумаги с помощью трубочек).

 6. В уголке для родителей были помещены статьи на темы: «Изучаем снег», «Непоседа-исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Ёжик в траве»

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество.Цель: Развивать чувство композиции  и колорита в процессе использования различных техник, для создания образа ежа в траве....

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе«Знакомство с русским народным творчеством». Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативн...

План - конспект организации и проведения организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста «Лиса и заяц

Цель: развитие творческого потенциала ребенка через использование продуктивных видов деятельности и ИКТ.Задачи:-  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- развивать у дошкол...

Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в средней группе.

Недавно я защитила опыт работы по опытно - экспериментальной деятельности детей в средней группе. Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о некоторых опытах, проводимых в группе. Это очень увлекат...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....