Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русским народным творчеством».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Костылева Людмила Николаевна

Конспект для проведения непосредственной образовательной деятельности в средней группе

«Знакомство с русским народным творчеством».

 

Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

С использованием технологии М.Д. Маханёвой

« Театрализованные занятия в детском саду»

Воспитатель: Костылева Л.Н.

г.Санкт-Петербург.

2015г.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок.

  • Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты.

  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

     

    Словарная работа:

Потешки, посиделки, заклички.

Предварительная работа:

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками.

Подготовка к занятию:

Женское платье в русском народном стиле. Люлька с куклой-младенцем. Книги русских народных сказок. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_-_narodnoe_tvorchestvo_03.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для проведения непосредственной  образовательной деятельности в средней группе

«Знакомство с русским народным творчеством».

        Интеграция образовательных областей: "Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие»

        С использованием    технологии М.Д. Маханёвой

« Театрализованные занятия в детском саду»

        Воспитатель: Костылева Л.Н.

        г.Санкт-Петербург.

2015г.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок.
  • Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Словарная работа:

        Потешки, посиделки, заклички.

Предварительная работа:

        Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками.

Подготовка к занятию:

        Женское платье в русском народном стиле. Люлька с куклой-младенцем. Книги русских народных сказок. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.

Ход занятия

        Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.

(Называются имена тех детей, которые есть в группе).

        Дети проходят и рассаживаются на скамейки.

В нашей группе есть:

Две Ксюши –

Раскрасавицы вы наши,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

И Ульяна, Дима, Маша,

Даня, Юра и Вадим,

Лиза с Василисой.

Не забудем и про Тиму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Сева – хохотун,

Наша Аня – веселушка.

Ян,Виталик да Олеся,

Озоруют просто прелесть.

Есть у нас ещё Надюшка,

Скромник – Лёва.

Саша, Деня да Сергей,

Всё смеються ,

Им не лень.

Александра, Стася , Миля

Вас никем не заменили!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Алёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть!

        Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещё одну потешку:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса – не путайся,

Маму дочка слушайся.

        Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

        Лиса: Похвалялась лиса:

        Всему лесу я краса,

        И пушиста и хитра,

        Все следы я замела.

        Волк: Похвалялся серый волк:

        Я зубами щёлк да щёлк,

        Но я сегодня добрый,

        Никого не трогаю.

        Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

        А я вовсе не трусишка,

        Я от волка и лисицы

        Убежал и был таков.

        Козёл: Похвалялся козёл:

        Огород я обошел,

        Всем я грядки прополол,

        Да и по воду пошёл.

        Жучка: Похвалялась Жучка –

        Я совсем не злючка,

        Я хозяйство сторожу,

        Я чужих не подпущу!

        Мурка: Похвалялась Мурка –

        Дымчатая шкурка.

        Я всю ночь ловлю мышей,

        Я всех крыс гоню взашей.

        Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

        У меня скотины двор:

        И лошадка, и бычок,

        Куры, гуси, пятачок.

        

        Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

        Я начищу самовары,

        Пирогов я напеку,

        Всех я в гости позову!

        Все вместе: Тень-тень-потетень,

        Выше города плетень,

        Все мы вышли под плетень,

        И гуляли мы весь день.

        Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

Вот яма готова. Он вылез.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти, но не сумел.

Тогда усмехнулся: «Годится!»

        Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

        Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? (ответ детей).

        Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

        Федя – медя – требуха

        Съел корову и быка,

        И пятнадцать поросят

        Только хвостики висят.

        Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

        А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

        Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

        Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

        Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».

        Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.

        На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки).

        Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

        А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю…». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать.

Итог занятия:

        Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т.д.

Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Девятова, Т.Н. Звук – волшебник /Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.

3. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208С.

4. Гриценко, З.А. Ты мне сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176с.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304с.

6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

7. Рик, Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада / Т. Рик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с.

8. Сорокина, Н.Ф. играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2002. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Рукавичка».

Обучение детей средней группы основам архитектурного строительства через устное народное творчество и аппликацию....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."

Этот конспект поможет педагогам познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);познакомить некоторым...

Конспект - детско родительского досуга для воспитанников средней группы «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

Досуг может быть приурочен к Дню матери или к 8 марта, предполагает совместное участие мам и детей. Матрёшка встречает гостей и проводит мероприятие, в ходе которого дети закрепляют знания о русской н...

Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Интегрированное занятие  в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»...