Методическая разработка "Растим детей трудолюбивыми"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Наружная Ольга Викторовна

Методические рекомендации  по формированию трудолюбия у детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Растим детей трудолюбивыми»

Содержание образовательной области  «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1.  развитие трудовой деятельности

С ранних лет у малышей формируется потребность трудиться. Первый трудовой опыт, это самообслуживание : умение одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, убирать игрушки на места ,следить за опрятностью своего костюма. Подрастая дети  осваивают навыки  хозяйственно- бытового труда: протирают и моют свои игрушки, убирают свою постель, выполняют обязанности дежурных, вместе со взрослыми ремонтируют игрушки и книги, помогают маме. Огромное воспитательное значение для  детей имеет труд в природе: развивается наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, любознательность; формируется умения ухаживать за растениями и домашними животными. Ручной труд: работа с бумагой и картоном, с тканью, с природным  и бросовым материалом развивают творческие способности, мелкую моторику рук, усидчивость, фантазию, воображение, желание изготовить поделку своими руками.                                                                                                                                                                                    

  1.  воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формирование умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, быть полезным окружающим, радоваться результатам  коллективного труда.

  1.  формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитание уважения к людям труда. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям  родителей и месту их работы. Знакомство  детей с профессиями, связанными со спецификой города.

Чтобы обеспечить целостное развитие личности  ребенка необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи.                                                                                                                                                                                                       Успешное взаимодействие возможно, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Основной задачей этой методической разработки является систематизация знаний  родителей о том, как прививать основные трудовые навыки ребенку дошкольнику и формирование интереса к тесному взаимодействию между детским садом и семьей.

 «Воспитание должно развивать в человеке привычку  и любовь к труду;

Оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд жизни».

                                                                                                  К.Д.Ушинский

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».  А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Народная мудрость, отношение человека к труду хорошо отражается в русских народных пословицах:                                                                                                                                                                                                           Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться – и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье – будет и уменье

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут серьезные трудности. Как правильно, ненавязчиво привить малышу основные трудовые навыки, которые помогут в дальнейшем сформировать стойкие привычки.

Первые трудовые навыки должны быть привиты малышу в семье. В первую очередь трудовое воспитание дошкольника должно проходить в игровой увлекательной форме. Родители ненавязчиво могут предложить уже трехлетнему малышу помочь сделать несложную работу, например, собрать вместе с мамой, папой, старшим братом или сестрой игрушки, протереть пыль. У детей постарше уже могут быть трудовые обязанности, например, повесить аккуратно свою одежду, убрать свое рабочее место после ручного труда, игрушки, покормить животных и т. д. За все достижения ребенка необходимо поощрять и хвалить. Трудовое воспитание должно проходить на позитивной волне.

От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. Какую работу мы выполняем с интересом? Знакомую нам и привлекательную. Значит надо научить ребенка, каким- то общим действиям облегчающими труд, делая его привлекательным и осмысленным. Ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ достижения, оценивать результат своей деятельности – вот, прежде всего, чему надо научить в процессе воспитания трудолюбия.

Наши маленькие детишки - большие «почемучки». Им все интересно знать. А как часто мы спрашиваем у них: «почему? », «зачем? », «для чего? », ведь именно эти вопросы помогают ребенку осмыслить цель и дать объяснение действиям, вырабатывая привычку обдуманно действовать. Ваш ребенок разобрал игрушку? Спросите его, зачем он это сделал. Вероятнее всего, он ответит, что интересно было посмотреть, что внутри. Интерес и цель побудили к действиям. А вы поставьте другую задачу: «Сможешь ли ты ее собрать, чтобы она двигалась, как раньше? » Пусть он попробует. Конечно, сразу не получится, но ребенок испытает не только разрушительный азарт, но и созидательный.

А как же сделать труд привлекательным? И возможно ли воспитать трудолюбие? Основным способом для дошкольников является игра. Ведь мир познается в игре. Вы занялись уборкой - превратите эту деятельность, к примеру, в фирму «Уют», где руководителем будет мама, а сотрудником сын или дочь. А на кухне Вы снова выполняете вместе работу, только теперь в качестве шеф-повара и поваренка. Привлекательность в том, что своим трудом ребенок помогает другим достигнуть цели. Впоследствии сознание необходимости, полезности своего труда будет побудительным стимулом к труду.

Дети чаще всего играют во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать. Они стараются подражать, тянутся к общению со старшими. И когда взрослые привлекают их к совместной игре – это окрыляет доверием.

Ваш ребенок никак не приучится убирать игрушки? Превратите уборку в игру. Машины заведем в гараж, куклы пойдут в детский сад, зверушки будут спать в зоопарке, карандаши, краски соберутся в мастерской. Наведение порядка в игровой форме воспринимается намного охотнее, чем постоянное «Убери». Ведь это формирует привычку каждой вещи находить свое место и, следовательно, заинтересованное отношение к самообслуживанию. Это один из способов воспитания ребенка трудолюбивым,  аккуратным, собранным, терпеливым.

В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т. д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается: «Мою братишке лицо  и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки». Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Не стоит забывать, что кроме ухода за маленькими, дошкольнику хочется поиграть со своими сверстниками, где есть свои интересы, интеллектуальные потребности, игры и многое другое. Но не в коем случаи не нужно обременять дошкольника поручениями, как только он почувствует ущемление в своих детских потребностях, у него пропадает какой либо интерес и даже меняется отношение к своим младшим братьям и сестрам.

Большую роль в воспитании ребенка занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие, например, «Морозко», «Гуси-лебеди» , «Колобок», «Репка», «Зайкина избушка» , «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко»,  «Колосок», «Легкий хлеб», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, «Золушка» Ш.Перро, «Новый наряд короля» Х.К. Андерсен, «Как рубашка в поле выросла»К.Д.Ушинский, «Строитель»В.Осеева, «Волшебная иголочка»В.Осеева, «Добрая хозяюшка»В.Осеева,  «Огородники»Н.Носов, «И я помогаю»Н.Носов, «Сказы сказочника П.Бажова», стихи : «Мастерица». «Наша Аленушка», «Строители», «Водопроводчик», «Портниха», «Стирка», «Козленок» и много других произведений о труде и трудолюбии.

Так же необходимо рассказывать детям о своей профессии, о профессиях других членов семьи, о своих трудовых победах. Знакомить детей с трудом взрослых нужно через игру: дидактическую, развивающую, сюжетно-ролевую, театральную. Можно купить настольно-печатные  игры в магазине, а можно сделать своими руками вместе с детьми. «Кем быть?», «Профессии», «Кому что нужно?»  - дидактические игры, «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Автомастерская» - сюжетно- ролевые игры, театрализация знакомых сказок все это поможет родителям в воспитании трудолюбия  и уважения к людям труда.

А самое главное, взрослые должны помнить, что они являются во всем примером своим детям. Дети вырастают трудолюбивыми только в тех семьях, где все привыкли трудиться. Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществляется прежде всего в семье; задача родителей научить своих малышей  жить в мире и согласии с собой и окружающим миром.

  «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ».

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

                                                                                                                        К.Д.Ушинский

Педагогические ситуации, которые помогут родителям в воспитании трудолюбия:

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю! » Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста?  (Нельзя  наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие  трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость.  Контроль  и требовательность  должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.

- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? ( Нет. Это тормозит  воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение  постоянных обязанностей.)

Третья ситуация. Саше седьмой год, он живет с родителями в деревне. Вместе со старшим братом охотно помогает родным работать на огороде, ухаживать за домашними животными. Отец (агроном) приобщает детей к любимому делу: «Пошли в огород, подумаем, как будем картошку сажать. Низина у нас, много воды скапливается. Ну, думайте, думайте, как лучше сажать, у меня-то есть идея! » Первый вопрос к Саше как к младшему (чтобы не повторял за братом). Братья молчат. «Будем сажать картошку не в междурядьях, а вот так, на гребнях, чтоб не закисала при дождях». Сыновья полны внимания и, конечно, согласны с отцом.

Как-то вечером дома зашел разговор о предстоящем субботнике в детском саду. «Как думаешь, Саша, - спрашивает отец, что мы можем всей семьей сделать на субботнике? » Тут уж Саша не молчал, целый ряд работ перечислял для каждого. «А все вместе давайте кусты сажать». Все согласились. А мама добавила: «Пусть это будет наш семейный подряд».

Вопрос: Что вам кажется наиболее ценным, интересным в опыте общения взрослых (особенно отца) с детьми, что оно дает для развития ребенка, его трудовой подготовки? (Наиболее благоприятные для воспитания условия - дружеские отношения между взрослыми и  детьми, единство взглядов родителей на воспитание, содержательное общение с детьми, которое  развивает их в нравственном и умственном отношении. Родители развивают не только привычку к труду, развивают самостоятельность, инициативу в суждениях, делах.)

 Тридцать золотых правил воспитания ребенка

 • Навсегда запомним, что у каждого

ребёнка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности.

• Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

• Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

• Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим ребёнком. Если у нас есть свободное время, значит, ребёнок имеет право, хотя бы на его половину.

• Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам пристойными.

• В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.

• Начнем приучать ребёнка к самостоятельности.

• Прибережем шлепки для самых серьезных случаев.

• Постараемся не кричать на ребёнка, особенно если он не сделал ничего ужасного.

• Не будем кормить ребёнка силой, а будем считаться с его личными пристрастиями.

• Научимся чаще хвалить ребёнка. И делать это будем искренне, от души.

• Иногда без повода, просто так возьмем ребёнка на руки, крепко обнимем и поцелуем.

• Вечером вместо криков «Спать! Спать! » расскажем ребёнку сказку, где главным героем будет он сам.

• На день рождения ребёнка позовем не своих друзей и родственников, а его маленьких приятелей.

• Начнем вместе с ребёнком делать ежедневную зарядку.

• Начнем закалять ребёнка.

• Будем вместе рисовать, и показывать рисунки всем членам семьи.

• Будем следить за чистотой и правильностью речи ребёнка так же, как следим за чистотой его одежды.

• Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками – будем проводить с ним больше времени.

• Научимся терпеливо слушать своего ребёнка.

• Заведем специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребёнка и его забавные словечки.

• Не будем идти на поводу у капризов ребёнка – научимся говорить «Нет».

• Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не выполнимых вещей.

• Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных.

• Перестанем пугать ребёнка Бабой-Ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику или девочке.

• Будем отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы.

• Постепенно будем приучать ребёнка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от нее будет мало пользы.

• Создадим семейные традиции.

• Не будем относиться ко времени, отведенному с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.

• Перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком. Лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

 Рецепт семейного счастья!

Возьмите чашу терпения.

Налейте туда же полное сердце любви.

Бросьте две пригоршни щедрости.

Плесните туда же юмора.

Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры!

Успехов вам , дорогие родители!

Составила  Наружная Ольга Викторовна

Воспитатель, ГБДОУ Детский сад №1

Г.Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

Консультация для родителей «Растить детей трудолюбивыми»

Советы родителям о трудовом воспитании детей. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно выяс...

Учебно-методическое пособие "Дети, в школу собирайтесь!"

В пособии представлены загадки о школьных принадлежностях. Кликнув мышкой, можно проверить правильность решения. Пособие спообствует развитию воображения, логического мышления....

Методическая разработка «Детям о времени»

                Маленьким детям бывает трудно понять и запомнить вещи, которые они не могут потрогать, попробовать на вкус, ощутить запах. К таким вещам ...

«Нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ»

Диагностическое обследование детей проводится с учётом возраста ребёнка и требований коррекционно-развивающей программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко и оц...

методическая разработка "Детям о весне"

Рассказать детям что происходит с природой весной....

Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.

Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.Методическое пособие разработано в 2018г на основании опыта по р...