Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Породы кошек"
учебно-методический материал по теме

Исаева Марина Александровна

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

 

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим
«Породы кошек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель - дефектолог

Исаева Марина Александровна

 

 

 

 

Москва

2013

Цель: расширение знаний о разных породах кошек.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с разными породами кошек;

- закрепить понятия «домашние кошки» и «дикие кошки»;

- закреплять и расширять словарь;

- закрепить умение и желание ухаживать и заботиться о кошках;

- учить узнавать представителей животного мира по характерным признакам и действиям;

- учить воспроизводить целостный образ животного.

Коррекционно-развивающие:

- обогатить и активировать словарный запас детей глаголами: ходит, бегает, прыгает, лазает, ползает, прячется, ловит, охотится, скребется, точит когти, кусается, дерётся, защищается, нюхает, ест, пьет, лакает, сидит, дремлет, линяет, играет, умывается, выгибает спину, ластится, мяукает, мурлыкает, урчит, завывает, шипит, греется на солнышке. Лежит в разных позах: свернувшись калачиком, поджав под себя лапки, вытянувшись, закрыв нос передними лапками;

- учить детей находить и устанавливать сходство и различие между «дикими кошками» (рысь, тигр, лев, пантера, леопард, гепард) и «домашними кошками»;

- развивать коммуникативную функцию речи;

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- актуализировать знания учащихся о бережном отношении к живой природе;

- воспитывать у детей любовь и гуманное отношение к кошкам;

- развивать любознательность и желание побольше узнать об этих животных, их характере, повадках

 

Оборудование: Сиамский кот, предметы ухода за котом (миска, щетка, шампунь, игрушка и корм), иллюстрации с изображением кошек разных пород, иллюстрации диких животных семейства кошачьих (рыси, тигра, льва, гепарда, леопарда, пантеры)

 

 

 

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент.

 

  1. Посажу ребенка за парту и скажу, что сегодня мы с тобой будем рассматривать и наблюдать за домашним животным, а за кем, тебе подскажет моя загадка. Читаю загадку о кошке:

Этот зверь живет лишь дома,

У него усы, как спицы,

Он мурлыка, песнь поёт.

Только мышь его боится.

Угадали? Это… (кот)

- Правильно, - это кот. Сейчас я его внесу в кабинет, но тебя прошу сидеть тихо, спокойно, не вскакивать с места, так как Стёпа может испугаться. Ему нужно осмотреться и освоиться в новой обстановке.

  1. Внесу сиамского кота в кабинет. Даю ребёнку время рассмотреть кота и полюбоваться им.

Педагог: Он очень добрый, ласковый, игривый и красивый. Посмотри какая у него шёрстка. На спине, голове и животике – тёмно-коричневая; на лапках, мордочке и хвостике – чёрная; а воротничок и галстучек – белые.

А сейчас посмотрите на голову кота, что на ней есть?

Ребёнок: Уши, глаза и вытянутая вперед мордочка, на которой расположен бархатный носик, усы, рот.

Педагог: Спрошу у ребёнка, как он думает, кот Стёпа хорошо слышит? – Да, слух у него острее, чем у человека, он слышит даже самые слабые звуки (с помощью волосков в ушах). Не поворачивая головы, а только поворачивая ушки, он слышит и знает, что у него происходит позади.

Педагог: Глаза у сиамского кота Стёпы круглые. Голубые днем и когда он спокоен и ласково их щурит, если сердится или охотится – расширены злые и красные. Зрение у него в 6 раз острее, чем у нас. В сумерках видит отлично, а в полной темноте не видит ничего, ночью ориентируется при помощи осязания и слуха. Усы и маленькие пучки волос над глазами, на щеках, на подбородке и около подушечек передних лап действуют как чувствительные антенны. Без них кот в темноте становится абсолютно беспомощным. Поэтому, ни в коем случае нельзя стричь ему усы!

Педагог: Спрошу у ребёнка, что котик делает носом?

Ребёнок: Дышит и нюхает.

Педагог: Люди общаются при помощи слов и жестов, а у кота знакомство начинается с обнюхивания. Нюх у кота намного тоньше, чем у человека. Кот трется головой, туловищем, хвостом, оставляя свой запах, который узнает при следующей встрече.

Обращу внимание ребёнка на рот животного. Во рту у кота 4 клыка (2 вверху и 2 внизу), а по бокам мелкие зубки. Клыками кот кусается, защищается, вонзает их во врага или в свою добычу, когда охотится. Язык у кота шершавый, покрыт мелкими вкусовыми сосочками-бугорками, которые позволяют узнать о запахе больше, чем при помощи носа.

Попрошу ребёнка посмотреть на ноги кота. Ноги у сиамского кота Стёпы крепкие, сильные, со стальными мышцами, он отличный и ловкий прыгун. Лапки большие, на них расположены пальцы с когтями и подушечками. Кот умеет выпускать когти и втягивать их.

Хвост для кота – опора, руль, показатель настроения. Если Стёпа ласков – кончик хвоста тихо шевелится, если зол – бьет кончиком хвоста из стороны в сторону.

Перед тем, как напасть на врага, кот вытягивает спину горбом, шипит и подвывает, шерсть у него встает дыбом, хвост трубой.

- Вот, ты и познакомился с сиамским котом. Стёпа у нас чистюля, он умывается, вылизывая шерсть язычком, а где не достает язычком, он смачивает лапку слюной и моет мокрой лапкой. Он очень любит купаться (покажу ребёнку шампунь для кошек), но не любит вытираться, начинает возмущенно мяукать. Когда шерсть высохнет я чешу его щеткой (покажу щетку для кошачьей шерсти). Эту процедуру Стёпа очень любит.

  1. - А сейчас давай покормим Стёпу, угостим его печенкой (которую он очень любит) и сливками и посмотрим, как он ест и пьет.

Ставлю на пол кошачью миску (двойную), в одну половинку кладу кусочки печени, в другую наливаю сливки.

- Затем предложу ребёнку поиграть с моим сиамским котом Стёпой, погладить его на прощание и сказать «до свидания», и уношу Стёпу.

- Спрошу у ребёнка как он думает почему я все время говорила мой сиамский кот Степа. Что означает слово «сиамский»? – это порода кошек.

 

 

2 часть

  1. Предложу рассмотреть иллюстрации домашних породистых кошек. Спрошу, какая из кошек больше понравилась.

Педагог: Эти кошки, которые изображены очень красивые, но такие разные. Размер тела кошек, длина шерсти, её окрас, цвет глаз, правила ухода и кормления зависят от породы. Пород кошек очень много и рассказать обо всех невозможно, но о некоторых породах кошек я тебе сегодня расскажу. Вот перед тобой кошки с короткой шерстью, как у моего сиамского кота Стёпы. Это Русская голубая, Британская, Сиамская, Европейская, Бенгальская и Шотландсткая вислоухая (называя породы кошек, я показываю на них указкой). А это длинношерстные кошки – Ангорская, Персидская, Бирманская, Мейн-кун и Норвежская.

Педагог: Скажи мне, пожалуйста, а почему породистые кошки – домашние?

Ребёнок: Потому что они живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, лечит, играет. Педагог: Особенно нуждается в уходе человека персидская кошка. Это самая популярная порода кошек, у нее самая длинная шерсть, до 15 см. Она не может жить вне дома, так как из-за приплюснутого носа и плоской мордочки не может самостоятельно добывать корм.

Кошку Мейн-кун (американской породы) – ещё называют енотовидной из-за полосатого как у енота хвоста. Длинная шерсть защищает от холода, а ноги с широкими лапами позволяют ходить по глубокому снегу. Это самая крупная порода кошек, поэтому в квартире жить не может, ей нужно пространство – дом, сад.

Ангорские кошки разводятся в зоопарках Турции. Они только белого цвета.

У Норвежской лесной кошки шерсть обладает водоотталкивающими свойствами, она умеет плавать и ловить рыбу. Еще у неё мощные когти, позволяющие взбираться не только на деревья, но и на скалы. Норвежская лесная кошка быстро обучается открывать двери шкафов, холодильников и включать свет.

Бирманская кошка очень дружелюбна, привязчива и ласкова. Очень теплолюбива. Характерные особенности – белые носочки на передних и задних лапках.

Бенгальская кошка – родина Америка, окрас пятнистый, так как скрещена с азиатским леопардовым котом. Любит играть с водой.

Русская голубая – её густая серо-голубая шерсть похожа на бархатистый мех с серебристым отливом. Замечательный охотник. В доме ловит мух, комаров и даже мошек.

Шотландская голубая – самая популярная кошка в Англии. Контраст голубовато-серой шерсти с оранжевыми глазами. Особенности – опущенные (вислоухие) ушки, которые надо часто чистить.

У Сиамской кошки – маленькая узкая голова и большие голубые глаза. Она умна, подвижна, упряма, любопытна. Любит неожиданные прыжки в длину и высоту. Дружелюбна и привязчива, но нуждается в определенном воспитании.

Все породистые домашние кошки нуждаются в правильном уходе и кормлении, так как от этого зависит их здоровье, нрав, качество и цвет шерсти.

У каждой кошки свой характер, нрав, голос.

Все кошки ужасные сони: из 9 лет жизни – 6 лет сна. Во время сна их нельзя будить, так как они становятся нервными.

Кошки не боятся высоты, у них замечательное чувство равновесия, они не подвержены морской болезни.

- На этом мой рассказ о домашних породистых кошках закончен.

Педагог: Скажи, а каких кошек ты ещё знаешь? (В случае затруднения задаю детям наводящие вопросы – они большие, бывают пятнистые, полосатые, с гривой)

Ребёнок: Тигр, рысь, лев, гепард, леопард, пантера.

Педагог: А где они живут?

Ребёнок: Рысь, тигр – в лесу, в тайге; лев, гепард, леопард, пантера – в степи (в саванне).

Педагог: А кто о них заботится, ухаживает, кормит?

Ребёнок: Эти звери сами добывают себе пищу, находят жилище.

Педагог: А как их можно назвать одним словом?

Ребёнок: Дикие звери. Дикие кошки.

Педагог: Они похожи на домашних строением тела, повадками, но они больше размером и сами о себе заботятся.

3 часть

Наше занятие подошло к концу. С кем мы на нем познакомились и что делали?

- А с какими кошками мы сегодня ещё познакомились?

- Домашними породистыми кошками и дикими кошками.

- Благодарю ребёнка за работу, активность на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskiy_material.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим
«Породы кошек»

подготовила

учитель - дефектолог

Исаева Марина Александровна

Москва

2013

Цель: расширение знаний о разных породах кошек.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с разными породами кошек;

- закрепить понятия «домашние кошки» и «дикие кошки»;

- закреплять и расширять словарь;

- закрепить умение и желание ухаживать и заботиться о кошках;

- учить узнавать представителей животного мира по характерным признакам и действиям;

- учить воспроизводить целостный образ животного.

Коррекционно-развивающие:

- обогатить и активировать словарный запас детей глаголами: ходит, бегает, прыгает, лазает, ползает, прячется, ловит, охотится, скребется, точит когти, кусается, дерётся, защищается, нюхает, ест, пьет, лакает, сидит, дремлет, линяет, играет, умывается, выгибает спину, ластится, мяукает, мурлыкает, урчит, завывает, шипит, греется на солнышке. Лежит в разных позах: свернувшись калачиком, поджав под себя лапки, вытянувшись, закрыв нос передними лапками;

- учить детей находить и устанавливать сходство и различие между «дикими кошками» (рысь, тигр, лев, пантера, леопард, гепард) и «домашними кошками»;

- развивать коммуникативную функцию речи;

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- актуализировать знания учащихся о бережном отношении к живой природе;

- воспитывать у детей любовь и гуманное отношение к кошкам;

- развивать любознательность и желание побольше узнать об этих животных, их характере, повадках

Оборудование: Сиамский кот, предметы ухода за котом (миска, щетка, шампунь, игрушка и корм), иллюстрации с изображением кошек разных пород, иллюстрации диких животных семейства кошачьих (рыси, тигра, льва, гепарда, леопарда, пантеры)

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  1. Посажу ребенка за парту и скажу, что сегодня мы с тобой будем рассматривать и наблюдать за домашним животным, а за кем, тебе подскажет моя загадка. Читаю загадку о кошке:

Этот зверь живет лишь дома,

У него усы, как спицы,

Он мурлыка, песнь поёт.

Только мышь его боится.

Угадали? Это… (кот)

- Правильно, - это кот. Сейчас я его внесу в кабинет, но тебя прошу сидеть тихо, спокойно, не вскакивать с места, так как Стёпа может испугаться. Ему нужно осмотреться и освоиться в новой обстановке.

  1. Внесу сиамского кота в кабинет. Даю ребёнку время рассмотреть кота и полюбоваться им.

Педагог: Он очень добрый, ласковый, игривый и красивый. Посмотри какая у него шёрстка. На спине, голове и животике – тёмно-коричневая; на лапках, мордочке и хвостике – чёрная; а воротничок и галстучек – белые.

А сейчас посмотрите на голову кота, что на ней есть?

Ребёнок: Уши, глаза и вытянутая вперед мордочка, на которой расположен бархатный носик, усы, рот.

Педагог: Спрошу у ребёнка, как он думает, кот Стёпа хорошо слышит? – Да, слух у него острее, чем у человека, он слышит даже самые слабые звуки (с помощью волосков в ушах). Не поворачивая головы, а только поворачивая ушки, он слышит и знает, что у него происходит позади.

Педагог: Глаза у сиамского кота Стёпы круглые. Голубые днем и когда он спокоен и ласково их щурит, если сердится или охотится – расширены злые и красные. Зрение у него в 6 раз острее, чем у нас. В сумерках видит отлично, а в полной темноте не видит ничего, ночью ориентируется при помощи осязания и слуха. Усы и маленькие пучки волос над глазами, на щеках, на подбородке и около подушечек передних лап действуют как чувствительные антенны. Без них кот в темноте становится абсолютно беспомощным. Поэтому, ни в коем случае нельзя стричь ему усы!

Педагог: Спрошу у ребёнка, что котик делает носом?

Ребёнок: Дышит и нюхает.

Педагог: Люди общаются при помощи слов и жестов, а у кота знакомство начинается с обнюхивания. Нюх у кота намного тоньше, чем у человека. Кот трется головой, туловищем, хвостом, оставляя свой запах, который узнает при следующей встрече.

Обращу внимание ребёнка на рот животного. Во рту у кота 4 клыка (2 вверху и 2 внизу), а по бокам мелкие зубки. Клыками кот кусается, защищается, вонзает их во врага или в свою добычу, когда охотится. Язык у кота шершавый, покрыт мелкими вкусовыми сосочками-бугорками, которые позволяют узнать о запахе больше, чем при помощи носа.

Попрошу ребёнка посмотреть на ноги кота. Ноги у сиамского кота Стёпы крепкие, сильные, со стальными мышцами, он отличный и ловкий прыгун. Лапки большие, на них расположены пальцы с когтями и подушечками. Кот умеет выпускать когти и втягивать их.

Хвост для кота – опора, руль, показатель настроения. Если Стёпа ласков – кончик хвоста тихо шевелится, если зол – бьет кончиком хвоста из стороны в сторону.

Перед тем, как напасть на врага, кот вытягивает спину горбом, шипит и подвывает, шерсть у него встает дыбом, хвост трубой.

- Вот, ты и познакомился с сиамским котом. Стёпа у нас чистюля, он умывается, вылизывая шерсть язычком, а где не достает язычком, он смачивает лапку слюной и моет мокрой лапкой. Он очень любит купаться (покажу ребёнку шампунь для кошек), но не любит вытираться, начинает возмущенно мяукать. Когда шерсть высохнет я чешу его щеткой (покажу щетку для кошачьей шерсти). Эту процедуру Стёпа очень любит.

  1. - А сейчас давай покормим Стёпу, угостим его печенкой (которую он очень любит) и сливками и посмотрим, как он ест и пьет.

Ставлю на пол кошачью миску (двойную), в одну половинку кладу кусочки печени, в другую наливаю сливки.

- Затем предложу ребёнку поиграть с моим сиамским котом Стёпой, погладить его на прощание и сказать «до свидания», и уношу Стёпу.

- Спрошу у ребёнка как он думает почему я все время говорила мой сиамский кот Степа. Что означает слово «сиамский»? – это порода кошек.

2 часть

  1. Предложу рассмотреть иллюстрации домашних породистых кошек. Спрошу, какая из кошек больше понравилась.

Педагог: Эти кошки, которые изображены очень красивые, но такие разные. Размер тела кошек, длина шерсти, её окрас, цвет глаз, правила ухода и кормления зависят от породы. Пород кошек очень много и рассказать обо всех невозможно, но о некоторых породах кошек я тебе сегодня расскажу. Вот перед тобой кошки с короткой шерстью, как у моего сиамского кота Стёпы. Это Русская голубая, Британская, Сиамская, Европейская, Бенгальская и Шотландсткая вислоухая (называя породы кошек, я показываю на них указкой). А это длинношерстные кошки – Ангорская, Персидская, Бирманская, Мейн-кун и Норвежская.

Педагог: Скажи мне, пожалуйста, а почему породистые кошки – домашние?

Ребёнок: Потому что они живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, лечит, играет. Педагог: Особенно нуждается в уходе человека персидская кошка. Это самая популярная порода кошек, у нее самая длинная шерсть, до 15 см. Она не может жить вне дома, так как из-за приплюснутого носа и плоской мордочки не может самостоятельно добывать корм.

Кошку Мейн-кун (американской породы) – ещё называют енотовидной из-за полосатого как у енота хвоста. Длинная шерсть защищает от холода, а ноги с широкими лапами позволяют ходить по глубокому снегу. Это самая крупная порода кошек, поэтому в квартире жить не может, ей нужно пространство – дом, сад.

Ангорские кошки разводятся в зоопарках Турции. Они только белого цвета.

У Норвежской лесной кошки шерсть обладает водоотталкивающими свойствами, она умеет плавать и ловить рыбу. Еще у неё мощные когти, позволяющие взбираться не только на деревья, но и на скалы. Норвежская лесная кошка быстро обучается открывать двери шкафов, холодильников и включать свет.

Бирманская кошка очень дружелюбна, привязчива и ласкова. Очень теплолюбива. Характерные особенности – белые носочки на передних и задних лапках.

Бенгальская кошка – родина Америка, окрас пятнистый, так как скрещена с азиатским леопардовым котом. Любит играть с водой.

Русская голубая – её густая серо-голубая шерсть похожа на бархатистый мех с серебристым отливом. Замечательный охотник. В доме ловит мух, комаров и даже мошек.

Шотландская голубая – самая популярная кошка в Англии. Контраст голубовато-серой шерсти с оранжевыми глазами. Особенности – опущенные (вислоухие) ушки, которые надо часто чистить.

У Сиамской кошки – маленькая узкая голова и большие голубые глаза. Она умна, подвижна, упряма, любопытна. Любит неожиданные прыжки в длину и высоту. Дружелюбна и привязчива, но нуждается в определенном воспитании.

Все породистые домашние кошки нуждаются в правильном уходе и кормлении, так как от этого зависит их здоровье, нрав, качество и цвет шерсти.

У каждой кошки свой характер, нрав, голос.

Все кошки ужасные сони: из 9 лет жизни – 6 лет сна. Во время сна их нельзя будить, так как они становятся нервными.

Кошки не боятся высоты, у них замечательное чувство равновесия, они не подвержены морской болезни.

- На этом мой рассказ о домашних породистых кошках закончен.

Педагог: Скажи, а каких кошек ты ещё знаешь? (В случае затруднения задаю детям наводящие вопросы – они большие, бывают пятнистые, полосатые, с гривой)

Ребёнок: Тигр, рысь, лев, гепард, леопард, пантера.

Педагог: А где они живут?

Ребёнок: Рысь, тигр – в лесу, в тайге; лев, гепард, леопард, пантера – в степи (в саванне).

Педагог: А кто о них заботится, ухаживает, кормит?

Ребёнок: Эти звери сами добывают себе пищу, находят жилище.

Педагог: А как их можно назвать одним словом?

Ребёнок: Дикие звери. Дикие кошки.

Педагог: Они похожи на домашних строением тела, повадками, но они больше размером и сами о себе заботятся.

3 часть

Наше занятие подошло к концу. С кем мы на нем познакомились и что делали?

- А с какими кошками мы сегодня ещё познакомились?

- Домашними породистыми кошками и дикими кошками.

- Благодарю ребёнка за работу, активность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...