Этапы становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
статья по теме

Кудряшова Ольга Юрьевна

Игра-отражение жизни.Здесь всё" как будто"," понарошку",но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка,много настоящего;действия играющих всегда реальны,их чувства,переживания подлинны,искренни.Многими исследователями доказано.что игра социальна по своему происхождению,поэтому столь важны сюжетные игры и её содержание в целом-этическое,интеллектуальное,художественное,а также особенности двигательной активности,при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей,членов игрового общества.Важно,чтобы взрослый был рядом,вместе с играющими детьми.Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того ,берёт он на себя какую-нибудь роль или нет.Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого.Положительные роли и ролевые отношения воплощаются детьми в игре и определённым образом влияют на детские взаимоотношения вне игры,если педагог,экспериментатор проводит аналогическую работу со своими воспитанниками по завершению игры:организует беседы,наблюдения,чтение сказок,рассказов,рассматривание рисунков,иллюстраций к книгам и др.

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву,заданному ребёнку взрослым с помощью предмета- игрушки,она представляет собой предметно-игровую деятельность.Её содержание составляют действия- манипуляции,осуществляемые в процессе обследования предмета.Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание:обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентировачные действия-операции.

Следующий этап- Отобразительная игра,в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий,направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится.Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий,наступает следующий этап в развитии игры:она становится Сюжетно-отобразительной.Меняется и её психологическое содержание:действия ребёнка,оставаясь предметно-опосредованными ,имитируют в условной форме использование предмета по назначению.Так постепенно зараждаются предпосылки Сюжетно- ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются,а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.Наступает этап Собственно-ролевой игры,в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие,систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные  особенности...

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...