Организация работы педагога по формированию чувства Родины у дошкольников (на краеведческом материале)
статья (старшая группа) на тему

Горбачева Марина Алекандровна

Интеграция в педагогическом  процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формирование чувства Родины42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы педагога

по формированию чувства Родины у дошкольников

(на краеведческом материале)

Горбачёва М.А.,

воспитатель МБДОУ

детский сад №2 «Колокольчик»

     В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

   Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

   Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д..

   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек.

    В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае- Старооскольского. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане (И.А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

   В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

  1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
  2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому- культурно-историческим фактам.
  3. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре. Природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.).
  4. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья ( Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями- носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танца и т.п..
  5. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

   При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

 Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

 Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога  встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия- любовь к семье, родному краю, Отечеству.

 Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

       Интеграция в педагогическом  процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

    Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.

  1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом.
  2. Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
  3. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.

      Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

    Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Старооскольского края.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

       Эффективность нравственно-патриотического воспитания  при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

  1. Организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
  2. Воспитательно-образовательном, деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о Старом Осколе, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.; согласование тематики занятий по ознакомлению со Старым Осколом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.

Литература.

  1. Фотоальбом «Бьется, как сердце пламя…», г. Белгород,  ул. Садовая,  92, 1999г..
  2. «Зеленая корона Старого Оскола», Белгородская обл.,

 г. Старый Оскол, 2009г..

3. «Старый Оскол- территория добра и заботы», ООО «Колорит».

4. «Старый Оскол- 417 лет, 1593-2010», ООО «Колорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Создание условий для формирования чувства патриотизма старших дошкольников на основе реализации проекта "Мини-музей "Моя родина - Россия"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:  идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности.

    Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.      Воспитание патриотических ч...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности.

Статья про формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности...

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...