Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности
статья (старшая группа)

Андросова Ольга Ивановна

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:  идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотизм раскрывается как почитание Отечества – исторического поприща предков.

Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Научные исследования, педагогический опыт и результаты педагогической диагностики детей старшей группы показывают, что наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Но каким образом воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста?

На этот вопрос мы нашли ответ: «Краеведческая и туристическая деятельность».

Мы убеждены, что в краеведческой и туристической деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: краеведческая и туристическая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну,  начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает  окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Будучи по природе коллективисткой, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе. В процессе экскурсии ребенок получает положительный заряд бодрости, происходит постепенное закаливание детского организма естественными силами природы, совершенствуются физические умения и навыки.

Считаем, что возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой и туристической деятельности не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная,  систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и социокультурными учреждениями города.

Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.

Ведущим методом воспитания является игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой и туристической работы. Этому же способствует выполнение  дошкольникам во время путешествий определенных «должностей»: знатоки маршрута леса, микрорайона, растений, транспорта. «Знатоки» во время экскурсий, выполняя часть общей работы, обогащаются знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными.

Психологи утверждают:  нравственные качества не могут возникать путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребенок.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родной Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему Белгородской области.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастно к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культа, природа).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом будет реализована при условии организации игровых познавательных занятий.