Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"
материал
Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался в условиях дошкольной организации МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» п. Пролетарский. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_chentsovoy_a._dou_7.docx | 96.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ченцова Алена Юрьевна
Управление образования Администрации Ракитянского района
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми
Ченцова Алена Юрьевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7» |
Ракитянский район
2023
Содержание:
Информация об опыте 3
Технология опыта 10
Результативность опыта 16
Библиографический список 19
Приложение к опыту 20
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался в условиях дошкольной организации МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» п. Пролетарский. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В детском саду накоплен опыт организации патриотического воспитания старших дошкольников. Значительное внимание педагоги обращают на ознакомление детей с историей родного посёлка. Ко дню посёлка в детском саду устраиваются выставки рисунков детей, фотовыставки из истории посёлка, детско-родительские праздники. Дети всегда принимают участие в мероприятиях поселкового масштаба, возлагают цветы к Братской могиле советских воинов в центре посёлка, участвуют в концертах на площади и во дворце культуры. Торжественно и празднично проходят Дни Победы в детском саду, всегда отмечаются знаменательные события, происходящие в области, стране.
Народные подвижные игры включаются в жизнь детей чаще всего на прогулках, праздниках, развлечениях. Воспитатели знают народные игры, но используют их наравне с другими играми, не акцентируют внимание детей на характерных особенностях национальной игры, не используют их как форму, средство и метод патриотического воспитания.
Для оценки знаний детей о народных подвижных играх и их роли в двигательно-игровой деятельности был выбран игровой тест В.В. Бойко, О.В. Бережновой «Давай поиграем!» (2) (Приложение2), предполагающий выявление знания детьми подвижных народных игр, считалок, правил хотя бы одной народной игры, умение играть и умение организовать самостоятельно такую игру со сверстниками. Кроме качества выполнения тестового задания для определения уровня освоения народных подвижных игр детьми во внимание принимались и результаты наблюдений за самостоятельной двигательно-игровой деятельностью детей, их активность в организации игр, умение выполнять правила, обсуждать результаты, выполнять различные роли в игре. Результаты представлены на рисунке 1
Рис. 1. Уровень знания детьми народных подвижных игр
Высокий уровень знания народных игр и умения играть в них показали единицы (средний показатель 17%). Если конкретизировать данные, то получим: 15% детей знают 2 народные игры, 20 % помнят 2-3 считалки, 15 % объясняют правила игр, а играть вместе со сверстниками в народные игры любят и умеют 30%, самостоятельно организовать такую игру может только один человек в группе (5%).
Средний уровень, если объединить показатели, у 51% воспитанников. Они вспомнили одну народную игру, правда к ней прибавляли футбол и хоккей, знают 1-2 считалки, могут объяснить правила игры, которую назвали, умеют играть вместе с воспитателем, но организовать игру самостоятельно не могут, только с помощью педагога.
Низкий уровень у 32% детей, т.е. они не смогли вспомнить ни одной народной игры, хотя называли другие игры, не знают считалок, правил, в игры, которые организует воспитатель включаются, но сами организовать игру не могут и не пытаются это делать.
Итак, невысокий результат по итогам диагностики, который показали дети, позволяет сделать вывод о том, что целенаправленной работы по обучению детей народным подвижным играм не проводилось, они не включались в контекст занятий, где речь шла о патриотическом воспитании, не акцентировалось внимание детей на особенностях народных игр, их истории. Объяснением этому может быть и тот факт, что в ФГОС ДО, в образовательных программах подвижные народные игры не названы средством патриотического воспитания, и воспитатели за множеством разноплановых дел выпускают их из поля зрения. Полученные данные о развитии патриотизма у дошкольников и использовании народных подвижных игр в патриотическом воспитании стали исходной точкой для определения содержания деятельности на формирующем этапе эксперимента. В связи с этим практическая деятельность со старшими дошкольниками, направлена на формирование патриотических чувств у старших дошкольников через двигательно-игровую деятельность, насыщенной народными подвижными играми.
Актуальность опыта
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что:
- в условиях современной жизни одним из ключевых направлений совершенствования общества стало духовное возрождение народных традиций и основ народного воспитания;
- в современной науке обоснован высокий потенциал средств народной педагогики, реализация которого позволяет старшим дошкольникам приобретать социальный опыт, наследовать традиции своего народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений.
Ни одна современная образовательная программа не обходится без указания задач и содержания патриотического воспитания, но в большинстве случаев речь идёт о формировании представлений о России, малой родине, природе, символике страны. О подвижных играх, как существенной части игровой национальной культуры речь не идёт ни в одной из них, даже в парциальных программах «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой (31); программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой (7) или программе «Растим патриотов России» О.А. Пономарёвой (14).
«Практически из опыта детей исчезли народные игры, требующие проявления находчивости, умения взаимодействовать, смекалки, ловкости, быстроты («Выбивной», «Городки», «Горелки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и др.)». Кроме этого у детей (42%) выявлена недостаточность общего интереса к двигательно-игровой деятельности, отсутствие потребности вступать во взаимодействие со сверстниками, неспособность согласовывать своё поведение с поведением и реакциями сверстников. Обогащение двигательно-игрового опыта детей за счёт освоения народных подвижных игр способно «улучшить здоровье, гармонизировать духовное и физическое развитие подрастающего поколения, передать национальные традиции воспитания».
Анализ научных исследований по дошкольной педагогике, психологии, результаты изучения актуального опыта патриотического воспитания в дошкольных учреждениях позволил выделить ряд противоречий:
-между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических проблем воспитания любви к Родине в современных условиях;
-между значимостью возрождения духовной связи человека на разных возрастных этапах с народной культурой и утратой у значительной части молодёжи (а это родители наших воспитанников), уважения к творческому наследию своих предков, интереса к нему, что усложняет работу по воспитанию патриотических чувств, представлений и соответствующего поведения у дошкольников;
-между необходимостью интегрировать все виды деятельности в патриотическом воспитании дошкольников и недостаточным уровнем методического её осуществления в двигательно-игровой деятельности.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия использования двигательно-игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Народные подвижные игры являются частью русской национальной культуры и включение детей в эту деятельность становится компонентом патриотического воспитания
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для максимального использования двигательно-игровой деятельности старших дошкольников русскими народными играми и приобщения их к игровой национальной культуре, созданию интереса к познанию своих корней.
Длительность работы над опытом
Данный опыт разработан и внедрялся в практику в условиях МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7» Длительность работы над опытом составляет 3 года, охватывает период с сентября 2020 года по май 2023 года.
I этап – начальный (констатирующий) (сентябрь - декабрь 2020 года). Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностических методик для изучения исходного уровня сформированности у старших дошкольников представлений о Родине, их интерес к народным подвижным играм, умение организовать игру самостоятельно. Анализ полученных результатов.
II этап – основной (формирующий) (январь 2021 года – сентябрь 2022 года). На формирующем этапе была проведена апробация системы работы по формированию патриотических качеств у старших дошкольников через реализацию задач патриотического воспитания, основанного на двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми.
III этап – заключительный (контрольный) (сентябрь 2022 – май 2023 года). Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой взаимодействия ребёнка и взрослых, включающей реализацию задач патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, основанного на двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми.
Теоретическая база опыта
Патриотическое воспитание – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служение ей.
Значимость патриотического воспитания отражена и в трудах известных общественных деятелей России, в педагогических трудах отечественных учёных, среди которых нельзя не назвать Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачёва. Все они настаивали на необходимости воспитания любви к Родине с самых ранних лет, начиная эту сложную работу с воспитания любви к родным и близким людям, своему дому, родной природе, городу или селу, где ребёнок родился и рос. Постепенно, с возрастом, круг представлений детей расширяется, понятие «Родина» приобретает новые краски и глубокое содержание, дети узнают историю родной страны, знакомятся с её огромными пространствами и природными богатствами, впитывают музыкальную, художественную культуру народа. Проблема воспитания патриотизма широко обсуждалась в научных, педагогических и литературных кругах уже в XIX веке. Обращаясь к трудам классиков отечественной педагогики этого периода можно увидеть, что большинство из трудов, посвящённых нравственному воспитанию детей, юношества, включали обязательно и раздел воспитания любви к Родине. В числе первых исследователей этой проблемы назовём К.Д. Ушинского с его программными работами: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими».
Одним из первых предложил использовать подвижные игры в воспитании детей в конце XIX века П.Ф. Лесгафт: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности, он рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребёнка.
В этот же период в России работал ещё один подвижник, врач и педагог Е.А Покровский. Он первым в нашей стране собрал народные подвижные, классифицировал их, детально описал правила и издал серьёзный научный этнографический труд «Русские детские подвижные игры». Подвижные игры великий учёный называл незаменимой школой физического, умственного, нравственного воспитания и подчёркивал: «Игры эти суть отражения разных сторон жизни народа, связующее звено веселья с деловою жизнью, а оттого именно такого рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа» (13).
И даже через 100 лет, эта мысль Е.А. Покровского остаётся живой и подтверждается современными исследователями. Так, В.П. Аникин пишет, что в подвижных играх «сочетаются важные начала практической педагогики, искусства и стройная система физического воспитания» (2). Так же высоко ценит народные игры известный исследователь детской народной культуры М.Н. Мельников: «Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения» (10). Вызывает интерес определение русским народным играм, которое дает М.Н. Мельников: «… это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности» (10).
Национальные подвижные игры есть у каждого народа, и отражают они своеобразие, неповторимость и уникальность энтоса. «На основе социально-экономических условий своего развития, географического расположения, национальных особенностей поведения каждый народ исторически выработал самобытные виды подвижных игр, способы их использования, которые потом составили своеобразные системы физического и духовного воспитания и развития. Так, народные подвижные игры каждого народа отражают мировоззрение, морально-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения»
Результатом двигательно-игровой деятельности является накопление двигательно-игрового опыта. Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская широко раскрывают потенциальные возможности игровой деятельности в формировании двигательного опыта детей, ссылаясь на работы Ж. Пиаже, по мнению которого основными функциями игры дошкольника являются имитация и символизация. И в том и в другом случае речь идёт о переводе полученного опыта в память тела (65).
Теория игры, как специфически детской деятельности, разрабатывалась в отечественной педагогике и психологии:
- К.Д. Ушинским, считавшим игру посильным для ребёнка способом войти во всю сложность окружающего мира взрослых (15);
- Л.С. Выготским, выделившим особую роль игры в развитии произвольности, воли, формировании нравственных качеств (6);
- Д.Б. Элькониным, показавшим развитие игры на протяжении дошкольного возраста (19);
- А.В. Запорожцем, обосновавшим социальный характер игры (7).
Для исследования из всего разнообразия детских игр были выбраны народные подвижные игры, как компонент народной культуры. В связи с этим обращаемся к словам известного врача, этнографа и педагога Е.А. Покровского: «Кому приходилось хоть слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, тот с первого раза замечал, что характер народа, бесспорно, кладёт свой заметный оттенок и на детские игры, отражая в них свой национальный характер. Игры эти суть отражения разных сторон жизни данного народа, связующее звено веселья с деловой жизнью. Веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа» (13).
Работа Е.А. Покровского написана ещё в XIX веке, но и сейчас её читать интересно, особенно подкупает эмоциональность нашего исследователя, характеризующего значение народных игр: «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу! Вместе с этим «Pro patria est, dum ludere videmur!», то есть, своей игрой мы, конечно, служим отечеству!» (13)
Кроме этого, в программах воспитания были подробно определены для каждой возрастной группы задачи и содержание работы с детьми, направленные на воспитание осмысленной любви и привязанности к близким людям, ознакомление с трудом родителей, с родной природой, городом или селом, где дети живут, им рассказывали о людях, которые его прославили, достопримечательностях своего края, Советской армии, дружбе народов в нашей великой стране. Сведения и факты для детей отбирались с учётом их возрастных особенностей на основе разработок ведущих психологов страны, определивших психологические основы нравственного, в том числе и патриотического воспитания.
Одним из направлений педагогической деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к народной культуре, частью которой являются народные подвижные игры. П.Ф. Лесгафт называл такие игры средством разностороннего воспитания личности, которое развивает умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело; упражнением, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Так же высоко ценит народные игры известный исследователь детской народной культуры М.Н. Мельников, отмечающий, что народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности. Без преувеличения можно сказать, что детские игры – одно из величайших достижений народного педагогического гения.
(9).
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через реализацию задач патриотического воспитания, основанного на двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными играми и остановиться на использовании в работе с детьми как наиболее эффективных в решении данной задачи.
Именно двигательно-игровая деятельность, насыщенная народными играми является наиболее благоприятной для формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что на основе теоретического анализа были определены возможности использования народных подвижных игр в патриотическом воспитании старших дошкольников. Выявлена сущность ценности традиционных подвижных игр как педагогического средства патриотического воспитания старших дошкольников.
Практическая значимость состоит в создании методического сопровождения региональных парциальных программ, которые доказали свою эффективность. Составленные рекомендации помогут воспитателям качественно и эффективно использовать народные подвижные игры в образовательной деятельности старших дошкольников по патриотическому воспитанию.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Опыт работы может быть реализован в старших возрастных группах дошкольных образовательных организаций, домах детского творчества, начальной школе. Для его реализации отсутствуют дополнительные затраты на пополнение материально – технической базы дошкольной организации и нет необходимости в коррекции режима дня дошкольников.
Раздел II. Технология опыта
Цель данного опыта: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности двигательно-игровой деятельности в воспитании патриотизма старших дошкольников, насыщенной народными подвижными играми.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Выявить современные научно-методические подходы и проблемы организации патриотического воспитания старших дошкольников в дошкольном учреждении, охарактеризовать основные понятия исследования.
- Обосновать и апробировать педагогические условия использования двигательно-игровой деятельности на основе народных подвижных игр со старшими дошкольниками с целью патриотического воспитания детей.
- Осуществить экспериментальную работу по патриотическому воспитанию дошкольников на основе интеграции познавательной, художественно-эстетической и двигательно-игровой деятельности с включением народных подвижных игр в образовательный процесс.
- Максимально насытить двигательно-игровую деятельность детей старших дошкольников русскими народными играми и приобщить их к игровой национальной культуре, создать интерес к познанию своих корней.
- Оценить результативность созданных педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников с использованием двигательно-игровой деятельности.
Результативность патриотического воспитания старших дошкольников повышается за счет:
осуществления интеграции народных подвижных игр в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, позволяющих обогатить представления детей о родной стране и малой родине;
организации народных подвижных игр, которые выстраиваются как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность, что обеспечивает наполненность её общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации и помогает ребёнку освоить содержание игры и её правила;
включение детей не только в дела дошкольного учреждения, но и в социально-значимую деятельность (с родителями): День посёлка, поселковые праздники, акция «Бессмертный полк» и др;
Содержание образования и средства достижения цели
Содержание патриотического воспитания реализуется в едином комплексе, в совместной деятельности всех участников образовательных отношений детей, педагогов и родителей, что позволяет детям осознать и почувствовать уникальность и важность для каждого своей семьи, малой родины, формируется гордость за Родину-Россию.
Подвижные народные игры, составляющие содержание двигательно-игровой деятельности, логично входят в технологию патриотического воспитания как средство и метод. Это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. В них сочетаются важные начала практической педагогики, искусства и стройная система физического воспитания.
Методологическая основа исследования включает в себя:
современные концепции гуманистического образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова;
концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского;
идеи народности в воспитании К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой;
теории и технологии патриотического воспитания дошкольников Н.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Э.К. Сусловой;
теории и технологии использования народных подвижных игр в патриотическом воспитании Е.Г. Покровского, В.И. Прокопенко, Л.Н. Волошиной (4, 5);
современные подходы к интеграции детских видов деятельности О.А. Скоролупова, Н.В. Федина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук.
При реализации данного опыта были использованы такие народные подвижные игры по классификации М.Н. Мельниковой, которые почти в полном объёме могут быть применены как средство воспитания и развития дошкольников (табл.1.1.).
Таблица 1.1.
Классификация русских народных подвижных игр
(по М.Н. Мельникову)
По характеру использования фольклорного подкрепления | ||||
Народные игры с речевым сопровождением, с игровыми припевами.(все хороводы, «Кострома», «А мы просо сеяли», «Каравай», «Колпачок», «Ходит Ваня», «Коршун», «Горелки», «Разрывные цепи», «Гуси-гуси», «Шатёр», «Пчёлы»). | Народные игры без речевого сопровождения («Лисички и собачки», «Охотники и утки», «Волк и козлята», «Уголки», «Сапожник», «Крынки», «Платочек») | |||
По способу распределения ролей | ||||
Игры с выбором водящего при помощи считалок. | Игры с делением на группы при помощи скороговорок, жеребьёвок. | |||
С преимущественным проявление двигательных качеств | ||||
Игры на развитие ловкости и точности движений («Яша и Маша», «Путаница», «В выбивного», «Иголка, нитка, узелок», «Собачка», «Золотые ворота», «Хромая ворона», «Углы», «Жмурки», «Рыбак и рыбки»). | Игры на развитие быстроты реакции («Тетёрка», «Горелки», «Разлучка», «Волк во рву», «Жучок», «Заря», «Зайчик», «Царь-государь», «Иван-косарь», «Я - салка», «Колечко», «Селезень», «Замри», «Без пары», «Бой петухов»). | Игры на развитие ритмичности и пластики движений («Море волнуется», хороводы, «Вейся венок», «В Трифона», «Игра с колокольчиком», «Кукушка», «Верёвочка»). | Игры на развитие меткости, глазомера («Салки с мячом», «Орехи», «Выбивной», «Городки», «Лапта», «Бабки») | Игры на развитие ориентировки в пространстве («Овцы и волки», «Вороны и воробьи», «Тише едешь – дальше будешь») |
С преимущественным проявлением психических качеств. | ||||
Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти. («Игра с колокольчиком», «Кукушка», «Путаница») | Игры на развитие творческого воображения («У медведя во бору», «Мы весною в лес пришли», «Зайчик», «Мышеловка», «Кошечка») | Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания. («Хитрая лиса», «Салки с мячом», «Путаница», «Бирюльки») | Игры на развитие наглядно-образного мышления («Тетёрка», «Море волнуется») | Игры на развитие речи. (Все игры с речевым сопровождением). |
Реализация программы «Выходи играть во двор» (тема «Любимые игры бабушек и дедушек») в патриотическом воспитании старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности осуществлялась в форме социально-педагогического проекта, участниками которого стали все воспитанники подготовительной группы, их родители и воспитатели. При этом проект не был разовой акцией, он являлся этапом систематической целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию детей, одним из средств которого стали народные подвижные игры. В основу проекта были взяты из парциальной программы Л.Н. Волошиной «Выходи играть во двор» темы: «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки-игра народная», «Игры родного края» (10). В проекте была использованы ещё две региональные парциальные программы Л.В. Серых «Здравствуй, мир Белогорья» (11) и Л.Н.Волошиной, Т.В.Куриловой «Играйте на здоровье» (12).
Цель проекта состояла в использовании народных подвижных игр для обогащения представлений детей о русской народной культуре, в воспитании патриотизма, формировании умений играть со сверстниками.
Работа в рамках проекта убедила нас, что важнейшим из педагогических условий является учёт возрастных возможностей дошкольников. Это означает, во-первых, что следует выбирать адекватные возрасту народные игры. Таких игр, связанных с движениями, – сотни, но только небольшая часть из них предназначена для детей дошкольного возраста. И во-вторых, патриотизм – это высшее социальное чувство, дошкольникам недоступно понимание глубокого духовного смысла его. Ценности, связанные с патриотизмом, обладают высокой абстрактностью и формируются у человека на протяжении многих десятилетий, а у дошкольника наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, оно требует предметного способа решения задачи. Выделяя это условие как первостепенное, мы ориентировались на высказывание Л.С. Выготского, что «высшие психические функции строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак» (5). Такими знаками могут стать пособия, которые используются в игре или при подготовке детей к освоению новой народной игры, поделки самих детей или воспитателей. Они поддержат интерес детей к новой игре, помогут понять правила, и эта внешняя, а затем интериоризированная привязка поможет формированию патриотических чувств, обеспечит «вращивание культурных форм поведения» и перестройку психической деятельности на основе знаковых операций (5).
Важным педагогическим условием является интеграция народных подвижных игр в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, позволяющих обогатить представления детей о родной стране и малой родине. Погружение детей в тему, включение разнообразной детской деятельности сделает процесс познания непростого материала по истории и географии родного посёлка, а затем и страны более доступным, эмоционально привлекательным.
Ещё одно условие - организация народных подвижных игр выстраивается как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность это обеспечит наполненность её общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации и поможет ребёнку освоить содержание игры и её правила. При этом педагог – это пример и образец выполнения игровых действий и правил, но он всегда опирается на детскую субкультуру, ориентируется на ценности и нормы самих детей, откликается на их эмоциональное восприятие игры.
Четвёртое условие состоит в том, чтобы предоставлять возможность детям включаться не только в дела дошкольного учреждения, но и в социально-значимую деятельность (с родителями): День посёлка, поселковые праздники, акция «Бессмертный полк» и др. Совместное с родителями включение в реальные события в наибольшей степени способствует формированию гражданской идентичности ребёнка-дошкольника.
И последнее, но от этого не менее важное условие, обеспечение эмоционально положительного фона во всей работе связанной с воспитанием любви к Родине. Положительный эмоциональный фон в рамках нашей темы создаётся в том случае если удовлетворяются потребности дошкольника. Потребность в игре и в разнообразных движениях является возрастной потребностью дошкольников. Значит, включение народных подвижных игр в режим дня в любой форме удовлетворяет их потребности и не вызывает неприятия, если используется внешнее позитивное подкрепление (похвала, награда). Мы убедились, что поощрение значительно эффективнее отрицательной оценки и согласны с психологами утверждающими, что оптимальное соотношение поощрений и наказаний 7:1 (семь раз похвалить и один раз дать отрицательную оценку). Л.А. Регуш и А.В. Орлова объясняют, что положительное подкрепление, в отличие от наказания, несёт информацию о желаемом способе действия, создаёт положительный эмоциональный настрой, повышает общую поисковую активность. И похвала, и наказание тем эффективнее, чем короче промежуток между их применением и теми действиями, которые подкрепляются. Хвалить, впрочем, как и наказывать, следует сразу же, неотсрочено, иначе это бесполезно (15).
Содержательно народные подвижные игры легко вписываются в работу, связанную с физическим воспитанием, они становятся компонентом двигательно-игровой деятельности на физкультурных занятиях, широко применяются на прогулках, но наша задача состояла ещё и в том, чтобы дети воспринимали их как часть народной культуры, наряду со сказками, малыми фольклорными формами, народными игрушками, песнями. Поэтому мы включали их в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, к примеру, таких:
«Фотолетопись нашего детского сада» (Собирая и рассматривая фотоальбом, воспитатели рассказывают, как жили дети раньше, во что играли, а затем разучивают с детьми игры, в которые дети играли 10-20 лет назад, приглашают родителей, дедушек, бабушек, которые обучают тем играм, которые сопровождали их детство). В ходе этого маршрута дети научились играть в: «Круговые пятнашки», «Хлоп! Хлоп! Убегай!», «Трынцы-бубенцы», «Капуста», «Дударь», «Солнце», выучили новые считалки. Эти социологические методы воспитания патриотизма, по определению В.К. Загвоздкина, помогли детям с помощью вопросов, интервью бабушек, дедушек и других взрослых получить новые знания об истории ближайшего окружения, а совместные игры создали положительный эмоциональный фон в работе по воспитанию патриотизма;
«Белгородчина: знаковые даты и люди в истории». На этом маршруте много дат и имён, для примера возьмём одно. В смутные времена в начале XVII века в Белгороде жил и служил один из предков А.С. Пушкина. Вспоминаем сказки великого поэта и устраиваем игры, пришедшие к нам из тех давних времён: «Жмурки», «Два кота», «Много троих, хватит двоих», «Золотые ворота», «Цепи кованые», «Птица без гнезда».
В рамки маршрута «Как наши предки хлеб выращивали» встраиваем игры «А мы просо сеяли», «Здравствуй, дедушка Семак!», «Орехи», «Пирог».
Маршрут «Русская горница» предполагал создание образовательной ситуации, в которой воссоздавалась горница в русской избе, реконструировались посиделки, на которых пели народные песни, исполняли народные пляски, были и игры: «Колечко», «На златом крыльце сидели…», «Верёвочка», «Каравай», «Чурилки», «Водяной» и др.
Знакомство детей с народными подвижными играми позволило через игровой фольклор закрепить знания о русском народном творчестве, традициях. В этих играх много юмора, шуток, соревновательности; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми считалками, жеребьёвками, что делает их привлекательными для детей и обеспечивает быстрое запоминание правил, игровых действий. Всё это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и огромный потенциал для физического развития дошкольников. Народные подвижные игры постепенно переходили в самостоятельную двигательно-игровую деятельность и делали её насыщенной, разнообразной, эмоционально яркой. На этапе освоения новой игры мы всегда участвовали в ней, объясняли правила, показывали игровые действия, затем были уже просто партнёрами по игре, а дальше инициатива переходила к детям. Накопленный опыт позволил нам составить методические рекомендации для воспитателей по теме исследования (прилож.1.)
Итак, реализация программ «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье», «Здравствуй, мир Белогорья», в патриотическом воспитании старших дошкольников обеспечила обогащение двигательно-игрового опыта детей, а целенаправленная систематическая работа позволила помочь им воспринимать народные подвижные игры как часть народной культуры, наряду со сказками, малыми фольклорными формами, народными игрушками, песнями. Использование народных подвижных игр для обогащения представлений детей о русской народной культуре будет эффективным при следующих педагогических условиях: учёт возрастных особенностей дошкольников; интеграция двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми с познавательной, художественно-речевой и речевой деятельностями; организация народных подвижных игр выстраивается как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность; обеспечение эмоционально положительного фона во всей работе связанной с воспитанием любви к Родине.
Результативность опыта
Оценка эффективности проведенной работы по патриотическому воспитанию дошкольников в двигательно-игровой деятельности насыщенной народными подвижными играми осуществлялась в апреле 2023 года, в ходе повторной диагностики по той же методике, что и на констатирующем этапе.
Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, используя методику «Давайте поиграем!» для нашей работы наиболее информативна, т.к. народные подвижные игры были главным средством, которое мы интенсивно включали в образовательный процесс с целью приобщения старших дошкольников к игровой национальной культуре и патриотическому воспитанию. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов представлено на рис. 1
Рис. 2. Уровень знания детьми народных подвижных игр. Сравнительные данные на констатирующем и контрольном этапах.
Если эти данные представить в таблице, результаты будут выглядеть так (табл.2.)
Таблица 2.
Сравнительные данные об уровне знаний детьми народных подвижных игр на констатирующем и контрольном этапах
Этапы, результаты | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
Колич. детей | в% | Колич. детей | в% | Колич. детей | в% | ||
Количество известных ребёнку народных подвижных игр | |||||||
констатирующий | 2 | 10% | 10 | 50% | 8 | 40% | |
контрольный | 8 | 40% | 11 | 55% | 1 | 5% | |
Изменения | +30% | +5% | - 35% | ||||
Знание народных считалок, жеребьёвок | |||||||
констатирующий | 4 | 20% | 10 | 50% | 6 | 30% | |
контрольный | 8 | 40% | 11 | 55% | 1 | 5% | |
Изменения | +20% | +5% | -25% | ||||
Знание правил игры | |||||||
констатирующий | 3 | 15% | 11 | 55% | 6 | 30% | |
контрольный | 9 | 45% | 10 | 50% | 1 | 5% | |
Изменения | +30% | -5% | -25% | ||||
Умение играть | |||||||
констатирующий | 6 | 30% | 12 | 60% | 2 | 10% | |
контрольный | 10 | 50% | 9 | 45% | 1 | 5% | |
Изменения | +20% | -15% | -5% | ||||
Умение самостоятельно организовать игру | |||||||
констатирующий | 1 | 5% | 8 | 40% | 11 | 55% | |
контрольный | 4 | 20% | 14 | 70% | 2 | 10% | |
Изменения | +15% | +30% | -45% | ||||
В СРЕДНЕМ (В ПРОЦЕНТАХ) | +23% | +4% | -27% |
Итак, проведенная исследовательская работа была эффективной. Включение народных подвижных игр в образовательно-воспитательный процесс, как компонента проектной деятельности, позволило повысить уровень представлений детей о национальной игровой культуре, обогатить их двигательно-игровой опыт. Эффективность патриотического воспитания старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности, во многом, обеспечило использование региональных парциальных программ по физическому воспитанию «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье» «Здравствуй, мир Белогорья», в которых обоснована методическая и педагогическая целесообразность применения народных игр Белгородчины не только в физическом, но и в социально-нравственном развитии детей.
Организованная в ходе реализации опыта практическая деятельность позволяет сделать следующие выводы.
Народные подвижные игры являются эффективным средством патриотического воспитания дошкольников, материалом, позволяющим приобщить детей к народной игровой культуре. Несмотря на многовековую историю, эти игры и в настоящее время не потеряли своих художественных, воспитательных и развивающих достоинств и их применение в образовательном процессе способствует не только физическому, но и разностороннему развитию детей.
Однако, сами по себе народные подвижные игры, без интеграции с познавательным, речевым, художествено-эстетическим направлениями образовательной деятельности проблему патриотического воспитания дошкольников решить не могут. Такие игры следует включать в комплексные занятия, досуговые мероприятия, делать обязательным компонентом прогулок и физкультурных занятий, использовать в качестве физкультурных минуток, завершать ими утреннюю гимнастику. В этом случае народные подвижные игры расширяют и закрепляют знания детей о русском народном творчестве, традициях, вносят свою лепту в формирование патриотизма.
Наиболее информативным для нас критерием было знание детьми народных подвижных игр и умение играть, т.к. данные игры были главным средством, которое мы интенсивно включали в образовательный процесс с целью приобщения старших дошкольников к игровой национальной культуре и патриотическому воспитанию.
Библиографический список:
- Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. [Электронный ресурс]/ В.П. Аникин https://knigogid.ru/books/432759-teoriya-folklora-kurs-lekciy (дата обращения 08.10.2022)
- Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши» [Текст] /О.В. Бережнова, В.В. Бойко. – М.: Издательский центр «Цветной мир», 2017. – 136 с.
- Волошина Л. Н. Оптимизация двигательной активности дошкольников в процессе реализации игровых программ и технологий [Текст] / Л. Н. Волошина // Культура физическая и здоровье. ‒ 2013. ‒ № 4 (46). ‒ С. 25-28.
- Волошина Л.Н., Галимская О.Г., Никулина О.В. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности [Текст] / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, О.В. Никулина // Научный результат. Педагогика и психология образования, 2020. – Т.6. - №4. – С. 16-27.
- Выготский Л.С. Синтез психологии и педагогики – прорыв в образовании [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Амрита, 2019. – 248с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] / А.В. Запорожец// Дошкольное воспитание, 2005. - №10. – С. 6-8.
- Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебн.-метод. пособие. [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. - СПб: Детство-пресс, 1998. – 304 с.
- Мациевская Г.А. Об основах государственной политики патриотического воспитания в современной России / Г.А. Мациевская // Научные ведомости НИУ «БелГУ». Серия Философия. Социология. Право,2016. Выпуск 3. [Электронный ресурс] https:/ /cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovah-gosudarstvennoy-politiki-patriotic heskogo-vospitaniya-v-sovremennoy-rossii(дата обращения 19.10. 2022)
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 239с. [Электронный ресурс] https://www. booksite.ru/fulltext/rusdetfol/text.pdf(дата обращения 14.12.2022)
- Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие [Текст] / Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017. – 52 с.
- Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») [Текст]/ Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. – Воронеж: Изд-во Черноземье. 2017. – 52с.
- Парциальная программа дошкольного образования «Играйте на здоровье» (образовательная область «Физическое развитие») [Текст]/ Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. –: Изд-во Просвещение Вентана-Граф. 2015. – 224с.
- Покровский Е.А. Русские детские игры [Текст] /Е.А. Покровский. – М.: Изд-во Речь, 2011. – 184с.
- Пономарева О.А. Программа по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». [Электронный ресурс] http:// festival.1september.ru/articles/607047
- Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2010. – 418с.
- Ушинский К.Д. Проблемы педагогики: сборник [Текст] / К.Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. Э.Д. Днепров. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 6-е изд., стер. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. -383 с.
Приложения
1. Приложение №1. Методические рекомендации для воспитателей «Особенности использования народных подвижных игр в патриотическом воспитании старших дошкольников»
2. Приложение №2. Игровой тест «Давайте поиграем!» (Бережнова, Бойко)
Приложение №1
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методические рекомендации для воспитателей.
Уважаемые коллеги! Данные рекомендации – результат научно-исследовательской работы, проводившейся на протяжении учебного года в подготовительной группе детского сада. Почему мы считаем возможным поделиться накопленным опытом? Во-первых, потому что сфера игры дошкольника всегда вызывала интерес воспитателей, являясь приоритетной в жизни детей первых семи лет. Во-вторых, пособий, которые бы рассматривали народные игры как средство развития патриотизма не так много. В-третьих, мы хотим предложить Вам включиться в методический поиск новых идей и педагогических стратегий приобщения старших дошкольников к народным подвижным играм как важной части национальной русской культуры.
Какие функции выполняет народная подвижная игра?
- Она трансформирует знания и ценности, существенные для сохранения культуры и служащих предпосылкой для выполнения ролей и задач взрослого человека.
- Она способствует формированию личности, даёт возможность ребёнку преодолевать трудности, а это значит постоянно подниматься в развитии на более высокую ступень в физической, интеллектуальной, морально-волевой, эмоциональной сферах.
- Такие игры помогают ребёнку осваивать адекватное социальное поведение, разные социальные роли, учит решать конфликты, находить компромиссы, договариваться.
- Эта деятельность доставляет ребёнку радость, удовольствие от самого процесса игры и от взаимодействия с близкими сверстниками и взрослыми.
Какие педагогические условия необходимы для эффективного использования народных подвижных игр в патриотическом воспитании?
Опираясь на труды психологов, дидактов и методистов, в той или иной степени исследовавших проблемы воспитания высших чувств дошкольника, вопросы патриотического воспитания и использования народных подвижных игр для этого, мы разработали педагогические условия необходимые и значимые для достижения поставленной цели.
- Работа в рамках проекта убедила нас, что важнейшим из педагогических условий является учёт возрастных возможностей дошкольников. Это означает, во-первых, что следует выбирать адекватные возрасту народных игры. Таких игр, связанных с движениями, – сотни, но только небольшая часть из них предназначена для детей дошкольного возраста. И во-вторых, патриотизм – это высшее социальное чувство, дошкольникам недоступно понимание глубокого духовного смысла его. Ценности, связанные с патриотизмом, обладают высокой абстрактностью и формируются у человека на протяжении многих десятилетий, а у дошкольника наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, оно требует предметного способа решения задачи. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
- Важным педагогическим условием является интеграция народных подвижных игр в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, позволяющих обогатить представления детей о родной стране и малой родине, поэтому целесообразно использовать малые фольклорные формы, яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки).Погружение детей в тему, включение разнообразной детской деятельности сделает процесс познания непростого материала по истории и географии родного посёлка, а затем и страны более доступным, эмоционально привлекательным.
- Ещё одно условие - организация народных подвижных игр выстраивается как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность это обеспечит наполненность её общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации и поможет ребёнку освоить содержание игры и её правила. При этом педагог – это пример и образец выполнения игровых действий и правил, но он всегда опирается на детскую субкультуру, ориентируется на ценности и нормы самих детей, откликается на их эмоциональное восприятие игры. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили. Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.
- Четвёртое условие состоит в том, чтобы предоставлять возможность детям включаться не только в дела дошкольного учреждения, но и в социально-значимую деятельность (с родителями): День посёлка, поселковые праздники и др. Совместное с родителями включение в реальные события в наибольшей степени способствует формированию гражданской идентичности ребёнка-дошкольника.
- И последнее, но от этого не менее важное условие, обеспечение эмоционально положительного фона во всей работе связанной с воспитанием любви к Родине. Положительный эмоциональный фон в рамках нашей темы создаётся в том случае, если удовлетворяются потребности дошкольника. Потребность в игре и в разнообразных движениях является возрастной потребностью дошкольников. Значит, включение народных подвижных игр в режим дня в любой форме удовлетворяет их потребности и не вызывает неприятия. При объяснении правил и в ходе игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. И ещё одно, положительный фон возникает, если используется внешнее позитивное подкрепление. Мы убедились, что поощрение значительно эффективнее отрицательной оценки и согласны с психологами утверждающими, что оптимальное соотношение поощрений и наказаний 7:1 (семь раз похвалить и один раз дать отрицательную оценку). Причем, хвалить, впрочем, как и наказывать, следует сразу же, неотсрочено, иначе это бесполезно. Надо создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка, создавать ситуацию ожидания следующей встречи с игрой.
Перечень народных подвижных игр, их описание и технологию организации вы можете взять в парциальных программах Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье!» и «Выходи играть во двор!».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Игровой тест «Давайте поиграем!»
( Бережнова, Бойко)
Цель: выявить уровень освоения детьми подвижных игр.
Организация работы с детьми в ходе тестирования: воспитатель спрашивает у двух ребят, какие подвижные игры они знают, в какие они играли на занятиях по физкультуре, на прогулке.
- Каждый ребенок рассказывает считалку для выбора водящего.
- Каждый ребенок рассказывает правила одной игры (по выбору педагога).
- Воспитатель определяет, может ли данный ребенок организовать подвижную игру со сверстниками.
Оценка результатов:
- 4 балла. Ребенок знает 2–3 подвижные игры (знание выбора водящего – считалка), может рассказать правила игры, которую предлагает педагог, и умеет организовать ее со сверстниками (определяет воспитатель).
- 3 балла. Знает 1–2 подвижные игры, (знание выбора водящего – считалка), но затрудняется в самостоятельной их организации.
- 2 балла. Знает не более одной подвижной игры (не имеет знания выбора водящего), но организует ее только с частичной помощью взрослого.
- 1 балл. Полное отсутствие знаний игр и умений их организовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...
«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»
Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....
Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»
Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность&r...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...