Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»
статья

Бубнова Людмила Михайловна

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность». На сегодняшний день мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Вырастут ли они честными, справедливыми, любящими свою Родину или наоборот.…

      В.А. Сухомлинский определял патриотизм как «любовь народа к своему Отечеству, формирование духовных и моральных ценностей, которые помогут гражданину стать достойным членом общества».

Трудно переоценить значение музейной технологии  в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для  погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея

«Куклы в народных костюмах»

подготовила: Бубнова Людмила Михайловна

воспитатель МБОУ «Каменногорский ЦО»

      Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность». На сегодняшний день мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Вырастут ли они честными, справедливыми, любящими свою Родину или наоборот.…

      В.А. Сухомлинский определял патриотизм как «любовь народа к своему Отечеству, формирование духовных и моральных ценностей, которые помогут гражданину стать достойным членом общества».

      Патриотизм, не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших целей современного дошкольного учреждения является формирование понятий  Родина, Отечество, Отчизна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к семье, родной земле, к ее природе, к истории, традициям; сформировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать  чувство гордости за достижения страны. Вершиной патриотического воспитания станет осознание себя гражданином России.

          За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых особенное место занимает музейная технология.

Трудно переоценить значение музейной технологии  в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для  погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

К сожалению, не всегда имеется возможность посещать музеи, так как это предполагает определенную подготовку. Поэтому мы создаем свои собственные музеи прямо в группе, пусть и маленькие.

    Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

        Мини – музей способствует решению следующих задач:       обогащение предметно – развивающей среды в группе,     формирование у дошкольников представлений о музее,      расширение кругозора дошкольников,      развитие познавательных способностей и познавательной деятельности,       формирование проектно-исследовательских умений и навыков,       формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания,      развитие творческого и логического мышления, воображения.

         Мини-музеи позволили нам сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. В данном случае музей перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. В таких условиях ребенок активен, деятелен, самостоятелен в познании, словом – творец.

Сегодня ситуация такова, что в России проживают представители разных национальностей. Поэтому работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать нужно с детей и их родителей. Это вдохновило нас создать в группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах». В основу музея вошла коллекция фарфоровых кукол ручной работы. Здесь представительницы многих национальностей России: зимний костюм Московской, Архангельской губерний; летний костюм Костромской губернии;  праздничный костюм Воронежской, Смоленской губерний, Калмыкии и Корочаево; свадебный костюм Псковской губернии и другие.

Каждую куклу сопровождает журнал, в котором содержится информация о данной местности: описание местоположения, исторические события, традиции и обычаи, интересные истории об играх и развлечениях, культура одежды и красноречивый язык народного костюма (элементы наряда).

Дети и родители с удовольствием приняли участие в организации музея,  изготовлении кукол. Так нашу коллекцию дополнили куклы в русских народных костюмах и куклы Белогородчины – Белогор и Белогорочка. Также содержание музея было дополнено развивающим альбомом на липучках «Россия-Родина моя», который содержит информацию о символике, географии, достопримечательностях нашей страны, русских народных промыслах, национальных нарядах. Проявить свои творческие способности наши воспитанники могут с помощью набора раскрасок «Мотивы народных орнаментов». В качестве важного средства воспитания нами используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

 

Список литературы:

  1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции Волгоград, 2012г.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа «Учебно-методическое пособие 2-изд: Детство- Пресс, 2010г.
  3. Рыжкова Н.А., Логвинова Л.В. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"

quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»

Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством    дидактического  пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...

Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"

Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у  старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался...

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»

Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на  воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....