Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности.
статья (подготовительная группа)

      Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.

      Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности.

Авторы: Андреева О.Н.

Фесенко Н.Ю.

            В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:  идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

       Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

       С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотизм раскрывается как почитание Отечества – исторического поприща предков.

      Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.

      Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

      Научные исследования, педагогический опыт и результаты педагогической диагностики детей старшей группы показывают, что наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Но каким образом воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста?

       На этот вопрос мы нашли ответ: «Краеведческая  деятельность».

       Мы убеждены, что в работе по  краеведческой  деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: такая  работа позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну,  начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает  окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Коллективные походы в музеи, в парки, в библиотеки,  посещение выставок -  такая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром учит доброму отношению к природе. В процессе экскурсии ребенок получает положительный заряд бодрости, происходит постепенное закаливание детского организма естественными силами природы, совершенствуются физические умения и навыки.

          Считаем, что возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой и туристической деятельности не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная,  систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и социокультурными учреждениями города.

       Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.

         Ведущим методом воспитания является игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой  работы. Этому же способствует выполнение  дошкольникам во время путешествий определенных «должностей»: знатоки маршрута леса, микрорайона, растений, транспорта. «Знатоки» во время экскурсий, выполняя часть общей работы, обогащаются знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными.

        Психологи утверждают:  нравственные качества не могут возникать путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребенок.

      Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.

      В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родной Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

       Можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему Белгородской области.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастно к этому.
  • Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культа, природа).
  • Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

       Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом будет реализована при условии организации игровых познавательных занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – Волгоград: Учитель, 2012. –
  2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 1998
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:  идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности.

Статья про формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности...

«Этнокалендарь, как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников».

В данной статье отражается такой опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников, как использования энтокалендаря....

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...

Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"

Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у  старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался...