игра.
материал (старшая группа) по теме

доклад на тему "игра и игрушка". система изучения темы в виде изучения игровой деятельности детей и её коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_ml.gr_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

         Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

      Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

     Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

     Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

      Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

      В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

      Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

      В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

         Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

      Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

         Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. 

Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом  процессе

 

         Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

      Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном на обучающих занятиях, - и самостоятельную свободную деятельность детей.

      Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.

         А что же происходит с игрой?

      Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

      Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий.   Сначала   это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

      Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

      Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

      Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребёнка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

     Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с
предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации.     

      Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это показатель высокого уровня.

      Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

      В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют его — «умением играть».

         Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

      Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.

      Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.

      Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

      Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.

      Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь -строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

      Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.

      Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

     Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

      В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.

Эмоциональное развитие

      Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.

      Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют.

Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами.

         В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.

Интеллектуальное развитие

Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

      В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

Развитие математических представлений

     В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Развитие научных понятий

      Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Подготовка к чтению

      Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

Организация игры во 2-ой младшей группе

      Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?

      Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

      Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

      Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

·        развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности
специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на
кукольных персонажей;

·        парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Диагностика игровой деятельности

Тест 1. Устойчивость в подчинении игровому правилу

(по Д.Б. Эльконину)

         Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.

      Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».

      Ход исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируется с учетом возраста и пола детей.

Взрослый организует следующие ситуации:

1    ситуация - экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает  играющим оставить своих дочек в детском саду;

2    ситуация - экспериментатор организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.

      Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания.

Тест 2. Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

(по Д.Б. Эльконину)

      Цель диагностики. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры.

      Экспериментальный материал. Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки-мышки».

         Ход исследования. Исследователь организует игу в  несколько этапов.

Первый этап:

      Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора — «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

Второй этап:

      Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Третий этап:

      Проводится индивидуально. Экспериментатор играет с ребенком в «прятки». Ребенок прячется, а взрослый его ищет. Перед началом игры ребенку говорят: «Сиди тихо. Если выглянешь или будешь разговаривать, я тебя сразу найду и поймаю».

Четвертый этап:

      Проводится индивидуально. Игра в «кошки-мышки». Ребенок - мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор-кошка говорит: «Сиди тихо. Я - голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем». Таким образом, на  втором этапе появляется роль, а на четвертом - еще и сюжет.

         Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу.

Тест 3. Особенности сюжетно-ролевой игры

Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Ход   проведения   исследования.   Проводят   наблюдение   в   естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:

I. замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1.  Как   возникает   замысел   игры   (определяется   игровой   средой,
предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и
т.д.)

2.            Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку
зрения.

3.            Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу
игры.

4.            Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько
часто наблюдается импровизация в игре.

5.            Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно
и предложить ее другим детям.

II. Содержание игры.

1.  Что составляет основное содержание игры (действия с предметами,
бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2.            Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются
игры  с  одинаковым  содержанием.  Каково  соотношение  предметных,
бытовых игр, отражающих общественные отношения.

III. Сюжет игры.

1.     Насколько  разнообразны   сюжеты   игр.   Указать   их   название   и количество.

2.            Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует
одному сюжету.

3.            Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4.            Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку
событий или одновременно ребенок является участником нескольких
событий, включенных в сюжет.

5.            Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать
сюжет игры.

6.            Каковы     источники      сюжетов     игры      (кинофильмы,      книги,
наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1.  Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во
время игры).

2.            Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре
(ролевая речь, предметные действия, мимика, пантомимика).

3.            Каковы  отличительные  особенности  ролевого   диалога  (степень
развернутости:    отдельные   реплики,    фразы,    длительность   ролевого
диалога,   направленность   к   игрушке,  реальному  или   воображаемому
партнеру).

4.            Передает ли и как характерные особенности персонажа.

5.            Как     участвует     в     распределении     ролей.     Кто     руководит
распределением   ролей.   Какие   роли   чаще   исполняет:   главные   или
второстепенные.      Как      относится      к      необходимости      выполнять
второстепенные роли.

6.            Что предпочитает ребенок:  играть один или входить в игровое
объединение.   Дать   характеристику   этого   объединения:   численность,
устойчивость и характер взаимоотношений.

7.            Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять
ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы.

1.  Использует ли в игре ребенок предметы-заместители и какие. По
какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует
их для использования в игре.

2.            Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько
легко это делает.

3.            Кто   является   инициатором   выбора   предмета-заместителя:   сам
ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4.            Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у
ребенка любимые игрушки.

5.            Характеристика    игровых     действий:     степень     обобщенности,
развернутости,    разнообразия,    адекватности,    согласованности    своих
действий   с   действиями   партнера   по   игре.   Какова   роль   слова   в
осуществлении игровых действий.

6.            Как   воспринимает   воображаемую   ситуацию,   понимает   ли   ее
условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила.

1.  Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли
правило ребенком.

2.            Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя
ролью.

3.            Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует
на нарушение правил партнерами по игре.

4.            Как   относится   к   замечаниям   партнера   по   игре   по   поводу
выполнения им правил.

VII. Достижение результата игры.

1.  Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2.            Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.

3.            Какими средствами достигается реализация замысла.
VIII. Особенности конфликтов в игре.

·         По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение
ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

·         Каковы способы разрешения конфликтов?
IX. Игровая среда.

1.  Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу
игры.

2.            Использует   ли   предложенную   игровую   среду   (оборудование
игрового уголка) и как.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1.    Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу
чего. Как часто обращается.

2.                                    Предлагает ли принять взрослому участие в игре.

Полученные результаты  соотносят  с  таблицей  3   и  определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

 

Работа с родителями

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

      Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в    ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

     Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

        Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт личности будущего строителя общества.

Конечно, в детском саду легче создать нужную обстановку для игр детей, легче наладить игру. А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Как нужно руководить детскими играми в условиях семьи? Во всём этом следует родителям помочь, проконсультировать их по этому вопросу. Мы оказываем индивидуальную помощь в консультациях с родителями. А некоторые родители помогают нам в создании атрибутики к сюжетно – ролевым играм. 

Список литературы

1.  Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.

2.           Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

3.           Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

4.           Романов    А.А.    Направленная    игротерапия    нарушений    поведения    и эмоциональных    расстройств    у    детей.     Альбом    диагностических    и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

5.           Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.

6.           Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

 начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1643

Доклад на тему:

« Сформированность практических игровых умений у детей дошкольного возраста »

Младшая группа 3 – 4 лет

                                                                                             Подготовила:

Воспитатель 8 гр.

Боровкова Ирина

                                                                                     Юрьевна

                                                                                           

                                                                                               

                                                                                         

Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...