Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»
материал по теме

Табакова Наталья Алексеевна

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно - образовательного пространства «Детский сад - семья»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

 Приоритетным направлением работы детского сада№31 «Зайчик» в течение нескольких лет является нравственное воспитание, составляющая часть которого – патриотическое воспитание детей. Поэтому, учитывая требование времени, направление работы детского сада в 2010 году, мною была разработана программа факультатива « Мы – Россияне».

Реализовывая программу, пришла к выводу, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Семья – первый коллектив ребенка,  это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Родители, воспитывая своих детей, учат их быть добрыми, честными, умными, смелыми. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению  семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение с родителями. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания, был проведен вечер вопросов и ответов по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников: быть или не быть?»

   Ответы родителей помогли определиться с дальнейшими  направлениями работы по данной теме.

Учитывая актуальность проблемы и заинтересованность родителей, поставила перед собой следующую цель: вовлечь семьи в единое образовательное пространство через создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и семьи, ориентированного на патриотическое воспитание дошкольников.

Это позволило решить мне следующие задачи:

  1. Воспитать чувства привязанности и уважения к членам соей семьи.

Сформировать чувства любви к детскому саду, к своему городу, к малой родине, культуре, традициям русского народа.

  1. Приобщить родителей к проблеме патриотического воспитания.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по тем же направлениям, что и разделы моей программы: «Моя семья», «Любимый город», «Мой родной край», «Страна, в которой я живу».

Использую традиционные и нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, которые представлены в следующей таблице:

Направления

Цель формы

Формы проведения общения

1.

Информационно – аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Анкеты, тесты, социологические опросы, беседы, Почтовый ящик» и т.д.

2.

Познавательные

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Совместные досуги, праздники, творческие мастерские, выставки, развлечения, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, клуб «Мама и малыш»,

семинары – практикумы, педагогические игры, деловая игра и т.д.

3.

Наглядно - информационные

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, дни - недели открытых дверей, газеты, мини – библиотеки, фото- выставки,»Маленькие подсказки для родителей», памятки, «Полезная книга для родителей» тематические выставки и т.д.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Работу по патриотическому воспитанию начала с раздела «Моя семья». Дети совместно с родителями и прародителями обсуждали семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода, чтобы старые фотографии, рассказы пожилых членов семьи помогали глубже узнать об истории своих близких. А результатом этого было совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, панно «Моя семья».

      Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. Дети совместно с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении совместного праздника «Я – Семья – Род – Народ», проведенного в форме старинных русских посиделок.

   Живой интерес и даже удивление родителей вызвала акция  «Елочка желаний», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

     Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

     Воспитывая у детей гордость за свою родину, желание сделать ее лучше, я выделила направление работы с детьми  «Любимый город», которая  началась с «путешествия» в далекое прошлое нашего города. Этапами этой работы были знакомство с историей возникновения города, его географическим положением, городскими достопримечательностями. Родители вместе с детьми  подготовили фоторепортаж «Моё любимое место в городе», создали макет своего дома, составили объемную модель микрорайона, где расположен детский сад.  Дети при помощи взрослых приготовили репортаж (фото, видео) с места работы родителей. Были организованны встречи с родителями: шахтерами, врачами, учителями, работниками торговли и т.д..  

      Работая над темой «Мой родной край»,  с помощью родителей подготовила  и провела беседу-презентацию “Кузнецкая земля с древности и до наших времен»,   в которой дети познакомились с  историей Кузнецкого края и его  достижениями.

     Группа родителей организовала  детям экскурсию по лесопарковым и водным зонам края и на родительском собрании предоставила фотоотчет. Родители вместе с детьми оформили газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, рек, озер. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями, находили свое отражение в художественном творчестве. С помощью родителей я организовала вернисаж детского творчества «Родной край», где были представлены как работы детей, так и работы родителей.

    В рамках работы по разделу «Страна, в которой я живу» организовала выставку работ «Я живу в России», подготовила консультацию для родителей «Что такое государственная символика».  Родители, побывавшие в крупных городах нашей страны, таких как Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Казань, поделились с детьми своими впечатлениями на открытом занятии «Широка страна моя родная». В своей работе большое внимание уделяла культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. На занятиях активно вводила в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравилось знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомила детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я дала детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Такие праздники как «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки» ,проведенные в русском народном стиле, с хороводами и танцами любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые. Полученные знания дети активно использовали в изобразительной деятельности, в играх драматизациях.

    Знакомя детей с флорой и фауной России, предложила родителям вместе с детьми создать «Красную книгу», в которую родители нашли информацию об исчезающем растении, а дети нарисовали иллюстрации.

   Форма работы через родительские уголки является традиционной. Но для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использовала буклеты, в которых помещала практический материал.

Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. В рамках работы по этой теме проводились выставка работ «Мастерим вместе с папой»фотомонтаж «Мой папа самый лучший», «Интервью о папе с ребенком»папки-передвижки.
Заключение

  Такая разнообразная работа по всем направлениям с привлечением родителей позволила мне добиться того, что через год:

  1. Дети узнали много нового о прошлом и настоящем своего города, края, страны;
  2. Узнали историю своего рода и стали внимательнее относиться к своим близким;
  3. В детском коллективе появился позитивно – эмоциональный микроклимат;
  4. В большинстве семей укрепились внутрисемейные отношения;
  5. Установились партнерские и доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми.

   Итогом свей работы стал выпускной бал в детском саду, на котором все его участники: родители, дети, педагоги предстали одной большой семьей в культурно образовательном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...