Семинар «Формирование эстетического отношения к природе»
методическая разработка

Унгуру Наталья Михайловна

Содержит практический материал для проведения семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_est._otnosheniya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы

МДОУ «Детский сад №159»

Семинар

«Формирование эстетического отношения к природе»

Апрель 2018г.

Подготовила и провела

старший воспитатель Унгуру Н.М.

Цель: Формировать активную позицию воспитателей в вопросах формирования эстетического отношения к природе.

Почему в современных условиях необходимо учить детей эстетически воспринимать объекты природы?

Ребёнку, когда он отдалён от природного простора, естественной среды обитания человека, в мире технического прогресса познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Поэтому возникает необходимость целенаправленной работы по эстетическому развитию - становлению и совершенствованию эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности ребёнка, воспитанию в детях действенной любви ко всему прекрасному. Одной из задач эстетического воспитания является развитие эстетического восприятия.

Эстетическое отношение к природе во многом зависит от способности эмоционально воспринимать ее. Известно, что эмоциональные ранние переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному, перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить природу.

Умение видеть красоту мы стремимся развивать в себе и в детях постоянно. И все же современные дети не обнаруживают за собой способность видеть и чувствовать красоту окружающей их действительности. На данном этапе развития нашего общества скорее наблюдается обратная тенденция: звуки природы (пение птиц, журчание ручья) детям заменили звуки различных стереосистем, а красоту окружающей нас природы детям заменяет виртуальный мир компьютера.

     При всем понимании педагогами и родителями важности и необходимости воспитания у детей эстетического отношения к природе, это направление часто не находит должного воплощения на практике.

   Обратимся к программам, заявленных нами в лицензии.

   Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

       «Программа воспитания и обучения в детском саду» направлена на осуществление всестороннего развития в различных видах деятельности, учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

      Программа рекомендует использовать разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, чтение художественных произведений, рассказы, беседы, работа с картинами, кинофильмами, в работе по ознакомлению с природой должны использоваться специально разработанные серии картин («Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др.).

       Большое внимание знакомству детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ уделено в программе «Детство». Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителей живого в мире природы; механизм приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; знания экосистемного характера. На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений.

      Безусловно, положительным моментом программы «Детство» является  формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаются задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой на занятиях изобразительным искусством.

       По мнению С.Н. Николаевой, в данной программе можно уменьшить количество обобщенных представлений. «Обобщенное знание позволяет ориентироваться в новых фактах, но в дошкольном возрасте оно не должно быть самоцелью, которая загружает память и мало используется. Формирование каждого обобщения требует много учебного времени и усилий от воспитателя и детей. Следует учитывать также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление» - утверждает С.Н. Николаева.

       Программа «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой нацелена на воспитания гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу, с пониманием места человека в ней., экологически грамотного и безопасного поведения ребёнка. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

       Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой вместе с ее методическим и технологическим обеспечением – это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном. У ребенка развивается понимание и осознание закономерности характера явлений природы; сочувствие и доброе отношение к живому, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благополучных условиях; красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.

      В систему программы включена подпрограмма повышения квалификации дошкольных работников в области экологического развития детей. То есть одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и у взрослых, их воспитывающих.

      Исходя из анализа образовательных программ, следует то, что специалисты понимают экологические проблемы, необходимость их решения, ценность природы и жизни на земле, то есть прослеживается тенденция воспитания ценностного отношения к природе. Но не все программы экологического образования  включают собственно задачи эстетического развития, то есть задачи художественного и экологического образования решаются изолированно, без опоры друг на друга.

Считаю  необходимым отметить большое  значение формирования эстетического отношения к природе, так как бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, то есть уметь видеть и переживать красоту природы.

     Именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического восприятия окружающей жизни, искусства, закладывается фундамент художественных представлений, на которые ребенок может опираться в дальнейшем.

     

Как вы считаете, что такое «эстетическое восприятие»?

Ученые и педагоги по-разному трактуют это понятие.

      В.И. Логинова и П.Г. Саморукова так определили эстетическое восприятие – это процесс отражения эстетической сущности предметов и явлений окружающей действительности во всей совокупности их элементов, первичное соотнесение воспринятого с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующимися взаимосвязью эмоционального и интеллектуального.

      Эстетическое восприятие - эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

       Наиболее   широко   рассматриваемое   нами   понятие   раскрывает

М.Ф. Овсянников. По его мнению, эстетическое восприятие – протекающее во времени специфическое отражение человеком произведений искусства, а так же объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием и в том, и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные и их соотношения. И в той, и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает чувство радости и удовлетворения. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства – с другой, духовно обогащает человека и способно побудить его творческие возможности.

      Мухина В.С. утверждает, что источником чувств детей 5-7 лет могут выступать как взаимоотношения с другими людьми, так и отношение к животным, растениям, предметам и явлениям природы, то есть вызывать радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания. Ребенок сочувствует сломанному цветку или дереву, возмущается дождем, который мешает гулять.

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетически воспитывать – это значит формировать отношение к действительности (природе, общественной жизни) и искусству.

      В свою очередь эстетическое отношение к природе, которое мы должны воспитывать у своих детей, как раз и предполагает бескорыстное восприятие её красоты. Б. Неменский говорит, что «опыт отношений нельзя выучить или приобрести путём упражнений, его нельзя приобрести никакими волевыми усилиями, его надо пережить – другого пути нет!» « Искусство создавая действующие модели жизни, втягивает нас в сходные с жизненными события, вызывает сходные с жизненными переживания и раздумья, активизирует наш собственный опыт». Одним словом, зримая красота, которой обладает искусство лучше всего подходит для формирования эстетического отношения к природе у дошкольников.

      Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, приемов и методов руководства процессом эстетического и художественного восприятия.

Охарактеризуйте основные формы, методы, приемы, позволяющие реализовать эти задачи.

      Наблюдение.

При формировании эстетического отношения необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам посредством наблюдения.

      Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей нравственных и эстетических чувств, уточняет представления, развивает речь, закрепляет практические навыки правильного взаимоотношения с природой. Таким образом, руководство наблюдениями дает возможность не только ориентироваться во взаимосвязях в природе, но и обогащать чувственные впечатления о ней.

      Для того чтобы наблюдение носило развивающий характер, педагогу необходимо не только правильно спланировать собственную деятельность, но и детально продумать применительно к разным детям объем и последовательность выполнения различных заданий.

     В чем заключается подготовка к наблюдению?

Необходимо:

- выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;

- определить основную цель наблюдения;

- составить четкий план;

- провести предварительную беседу с детьми.

Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, педагог сообщает детям, что на экскурсии они будут наблюдать, как изменилась природа с наступлением осени; наметить вопросы для беседы, сопровождающей наблюдения детей;  определить объем работы по обогащению и активизации словаря детей и разработать индивидуальные лексические задания с учетом эмоционально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.

      На начальных этапах обучения дети наблюдают отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных в разные времена года. Дошкольники должны усвоить, в какой последовательности и за какими объектами они должны вести наблюдения, чтобы охарактеризовать погоду (солнцe, небо, облака, осадки, ветер), научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом или явлением в течение небольшого промежутка времени.

      В дальнейшем представления детей о временах года должны отражать не только характерные особенности каждого сезона, но и постепенные изменения, переход одного сезона в другой. Так, ребята наблюдают, как желтеет и опадает листва, увядают травянистые растения, постепенно наступают холода, исчезают насекомые и т.д., со временем усваивают основные отличительные признаки времен года, знакомятся с сезонным трудом людей. В итоге они получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние растений и животных, т.е. приобретают круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности. Параллельно проводится работа по формированию эмоционально окрашенного отношения детей к явлениям и объектам родной природы.

      Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем.

      Что такое цикл наблюдений?

Особо следует отметить предлагаемый Николаевой С.Н. подход организации познавательной деятельности, суть которого - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет цель и определенное содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние систематизированные знания о растениях и животных.

      С.Н. Николаева подчеркивает, что преимущество цикла наблюдения перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта, сводится к следующему:

      1. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение;

      2. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать им новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления;

      3.  Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу представлений, что обеспечивает успех следующего за ним занятия.

      Наряду с содержанием автор выделяет организационно-методическую сторону проведения наблюдения с детьми. Важным являются следующие моменты:

- компактное   проведение   цикла;

- охват наблюдением всех детей;

- опора    на    биологические    особенности,    видовую    специфику;

- использование двигательной активности дошкольников.

       Какие виды наблюдений вы знаете?

      1. Непосредственное наблюдение - это чувственное познание и восприятие какого-либо объекта во всем его многообразии. Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.

      2. Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта, явления через его изображение, например игрушку или картинку. Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда предметы, явления невозможно представить для непосредственного наблюдения (ледоход, вьюга). В качестве наглядной опоры служат произведения живописи, иллюстративный материал, игрушки, муляжи. Иллюстрации и произведения живописи используют в работе и после того, как дети познакомились с натуральными предметами. 

  Работа с произведениями искусства.

Основа работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. В старшем дошкольном возрасте дети, как правило, видят только изображение, их учат узнавать предмет, т.е. сравнивать изображение с реальным предметом. Таким образом, опосредованное наблюдение это более сложный для ребенка вид восприятия.

      Задача педагога - научить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, к выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображаемому предмету и явлению, активизируя при этом определенную группу слов.

      Задаваемые по картине вопросы не должны ограничиваться только ее основным содержанием, необходимо делать специальный акцент на воспитание у детей эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к предмету или явлению окружающей действительности.

Отбирая произведения пейзажной живописи необходимо руководствоваться следующими принципами.

Какие это принципы ? 

      - произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения, то есть «согреты теплотою чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта». Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы;

      - художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес;

      - обращать внимание на характер картины, – какая она – и выражает ли какое-либо настроение, которое дети могли видеть в природе, чтобы дети смогли давать определенную характеристику картин («грустная», «веселая», «задумчивая» и прочее);

 - картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Е. А. Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»;

  - при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине). Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту их родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций и т. д.

      - и, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возрастные особенности дошкольника.

Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их. Возвращение к знакомым картинам на уровне классификации и сравнения приводит к развитию у детей устойчивого интереса к живописи, влияет на становление эстетического вкуса. Сравнение репродукций одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установление в них сходства и различий способствует появлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

      В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью. Это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углублять его представления и переживания.

      Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают две картины для сравнения разных художников, отражающих контрастное настроение, а затем картины одного художника с разным колоритным решением.

      Репродукции вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Музыка и поэзия.

Чтобы эмоционально настроить детей, необходимо использовать художественную литературу, в частности поэзию и музыку.

     Почему музыка и поэзия сложны в восприятии детьми дошкольного возраста?

 Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста поэзии и произведений о природе, исследователь детского творчества В. И, Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребенка, а поэтому должен искать другие пути для проявления активности.

      Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.

      Однако лирика природы, по выражению В.И. Лейбсона, развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке, а также пробуждает у дошкольников эстетические эмоции, ценностное отношение. Точно подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Поэтические произведения о природе являются эффективным средством развития самостоятельной творческой деятельность детей.

            Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.

      Исследования позволили обнаружить основу взаимосвязи различных   художественных деятельностей между собой. Эта основа заключается во взаимосвязи выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в одном виде художественной деятельности: музыке, игре, затем процесс осмысления этого, обдумывания, как эти образы можно передать в другом виде деятельности его средствами выразительности. Например, как ритм музыкального произведения или его динамику передать средствами рисунка.

      «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили нас в том, что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Мы видели одну из важных задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки,- тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжания пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию».

Подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми  по изобразительной деятельности, связанной с  природой и воспита...

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки.

Материал представлен в форме консультации для воспитателей детского сада....

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования эстетического отношения к природе

Вниманию представлена итоговая аттестационная работа автора. Формирование эстетического отношения к природе возможно посреством изобразительной деятельности. В работе акцентируется внимание на теорети...