Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
методическая разработка по теме

Мальцева Наталья Сергеевна

Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Мариинского муниципального района

Инновационная деятельность

«ГАРДЕНОТЕРАПИЯ

в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Воспитатель:

Мальцева Н.С.

г.Мариинск

2013г.

Инновационная деятельность

Гарденотерапия

«Наличие природы в нашей жизни очень важно,

особенно, когда мы живем и работаем в

 архитектурной среде»

профессор психологии Ричард Райан

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.
Как утверждают психологи, в ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты природы на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Именно этот момент важен в реабилитации.

Гарденотерапия предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.

Цели:

  1. позволяет восстановить ряд нарушенных функций организма
  2. воссоздать способность детей с ограниченными возможностями к полноценной жизни в обществе
  3. раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром
  4. обогащают социально-адаптированный опыт ребенка
  5. развивают эмоционально-волевую сферу.

Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.

На занятиях гарденотерапией ребята:

  1. знакомятся с различными видами семян и растений.
  2. Учатся различать обычные и декоративные сорта.
  3. сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,
  4. зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.
  5. Учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.
  6. узнают о многообразии форм и цвета плодов растений,
  7. узнают о правилах и условиях сбора плодов,
  8. расширяют знания о растительном мире
  9. получат навыки ухода  и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания
  10. учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.

В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...