«Развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх»
статья (средняя группа) по теме

kovalenko45678

Задачи воспитания и развития детей, игровыеи умения, творческие умения, коммуникативные умения. Теоритическая часть

Скачать:


Предварительный просмотр:

 автономное учреждение

«Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития детей № 3 «Ромашка»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

городской округ город Радужный

ТЕМА: «Развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх»

Коваленко И.А., воспитатель.

 

                                                                                2013г

      В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

      В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

                           Содержанием образовательной области «Социализация» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

       Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

      Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.    Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

    Игра  - это  отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

     Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

     Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

     Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

     В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

     Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.

Социализация – это «совокупность социальных  процессов,  благодаря которым индивид усваивает  и воспроизводит определенную  систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» .                                                  И.С. Кон

     Под  социализацией принято  понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного  воспитания. Суть  социализации состоит  в том, что  она формирует  человека как члена того  общества,  к которому он принадлежит.

                                  Социализация – это двусторонний процесс,  включающий в себя:

 - Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

  - Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

     Для успешной социализации по   Н. Смелзеру  необходимо действие  трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

    - Стадия подражания и копирования детьми  поведения взрослых.

    - Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

    - Стадия групповых игр, на которой дети учатся  понимать, что от них ждет целая группа людей.

В средней группе воспитатель продолжает развитие самостоятель ной игровой деятельности детей.

Задачи воспитания и развития детей

1.Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные пред меты и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

2.Создавать основу для развития содержания детских игр: обо гащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментирова нию.

3.Формировать умение следовать игровым правилам в дидактиче ских, подвижных, развивающих играх.

4.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обо гащать способы их игрового взаимодействия.

Сюжетно-ролевая игра

В 4—5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется: по является способность строить сюжеты с большим количеством персо нажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4—5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных от ношений взрослых (врач—пациент, парикмахер—клиент, капитан- матрос и т. п.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сна чала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Условием включения событий в сюжет игры является эмоциональная вовлеченности в то содержание, которое находит отражение в игре.

В процессе чтения, рассказывания сказок, обсуждения детского опыта (посещения поликлиники, парикмахерской, магазина, цирка и т. п.), рассматривания картинок и иллюстраций у детей развивается интерес к отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного со держания.

Игровые умения.

В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1—2 игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Воспи татель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о вы бранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для ис пользования детьми в самостоятельной игре предметов-заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). В совместной игре с воспитателем дети активизируются к использованию изобрази тельных игровых действий («чик-чик, это чек»). Воспитатель стиму лирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески), невоз можность достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов: в начале года — в совместной игре с воспитателем, а во втором полу годии — в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой по зицией (диалоги по телефону в разных ролях — мамы, папы, бабушки, детей). Переносят умение менять роли в совместную игру со сверс тниками. Ребенок обогащает игровой опыт за счет называния игры, своей роли и ролей других играющих, использования разнообразных предметов-заместителей, воображаемых предметов.

Воспитатель способствует сокращению предметных игровых дей ствий детей за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогул ку»); развивает инициативу детей в создании игровой обстановки (уст раивает комнату для кукол, создает обстановку магазина, парикмахер ской, кабинета врача, гаража и т. п.).

Творческие умения.

 Воспитатель побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, к про явлению инициативы в придумывании игровых событий. Поощряет включение в игровой сюжет новых событий, ролей, творческий выбор предметов-заместителей и создание игровой обстановки. Способствует придумыванию детьми реплик игровых персонажей, использованию разных интонаций в ролевых диалогах. Побуждает к комбинированию в сюжете 3—4 эпизодов разнообразного содержания, поощряет ис пользование по собственной инициативе в играх ряженье, маски, му зыкальные игрушки (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).

Коммуникативные умения.

 Воспитатель побуждает детей к прояв лению доброжелательности в игровом общении с партнерами-сверс тниками. Поощряет проявление инициативы в игровом взаимодейст вии со сверстниками. Дети учатся проявлять в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.

И вашему вниманию представляем презентации некоторых сюжетно-ролевых игр.

«Семья»

 «Магазин»

«Больница»

«Готовим сами»

 Семья

Цель: форми ро вать пред с тав ле ние о коллек тив ном веде нии хозяйства, семей ном бюджете, о семей ных взаимоотношениях, совмес т ных досугах, воспи ты вать любовь, доброжелательное, забот ли вое отно ше ние к членам семьи, инте рес к их деятельности.

Оборудование:  все игрушки, необ хо ди мые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры: воспи та тель пред ла гает детям «поиграть в семью». Роли расп ре де ля ются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки пред с тоит день рождения. Все хлопо чут об устро ении праздника. Одни Члены семьи заку пают продукты, другие гото вят праз д нич ный обед, серви руют стол, третьи подго тав ли вают разв ле ка тельную программу. В ходе игры нужно наблю дать за взаимо от но ше ни ями между Членами семьи, вовремя помо гать

Магазин

Цель: научить детей клас си фи ци ро вать пред меты по общим признакам, воспи ты вать чувс тво взаимопомощи, расши рить словар ный запас детей: ввести поня тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб ра жа ющие товары, кото рые можно купить в магазине, распо ло жен ные на витрине, деньги.

Ход игры: воспи та тель пред ла гает детям размес тить в удоб ном месте огром ный супер мар кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос то ятельно расп ре де ляют роли продавцов, кассиров, торго вых работ ни ков,  в отделах, рассор ти ро вы вают товары по отде лам – продукты, рыба, хлебо бу лоч ные изделия, мясо, молоко, быто вая химия и т. д.  Они прихо дят в супер мар кет за покуп ками вместе со своими друзьями, выби рают товар, сове ту ются с продавцами, расп ла чи ва ются в кассе. В ходе игры педа гогу необ хо димо обра щать внима ние на взаимо от но ше ния между продав цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде лов и това ров может быть в супермаркете.          

  Больница

Цель:  учить детей уходу за больными и пользо ва нию меди цин с кими инструментами, воспи ты вать в детях внимательность, чуткость, расши рять словар ный запас: ввести поня тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование:  куклы, игру шеч ные зверята, меди цин с кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи та тель пред ла гает поиграть, выби ра ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру шеч ных зверю шек и кукол, прихо дят в полик ли нику на прием. К врачу обра ща ются паци енты с различ ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище мила дверью пальчик и т. д. Уточ няем действия: Доктор осмат ри вает больного, назна чает ему лечение, а Медсес тра выпол няет его указания. Неко то рые больные требуют стаци онар ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ алис тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес т ных детям врачей. Попа дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи та тель обсуж дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово рит, что нужно с большей забо той отно ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме ряет температуру. Воспи та тель оценивает, как дети обща ются между собой, напо ми нает о том, чтобы выздо ро вев шие игрушки не забы вали благо да рить врача за оказан ную помощь.

«Готовим сами»

Цель: закрепить знания о профессиях, формировать умение использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внимание, речь.

Оборудование:  игрушечные овощи,  изображения продуктов,  игрушечная посуда, части костюмов:  поварские колпаки,  косынки,  фартуки.

Роли: Шеф-повар, повара, официанты, посетители.

      Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека. И кто знает, может у нас будут свои герои.

      Закончить выступление хочется словами     Шмакова С.А

     «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

     «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».                                                                           С.А. Шмаков.

                                                                                               

       

                                                 

                                                       Список использованной литературы

1.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников – М., Просвящение, 1981г., 80с.

2. Григорьева   Г.,   Ильичева   Е.    «Игровые    приемы   в   руководстве изобразительной   деятельностью        старших       дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.

3. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования  сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

4. Зворыгина    Е.В.    «Первые    сюжетные    игры    малышей». М.:Просвещение, 2008.

5. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

6. Карпюк Г.А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.

7. Козлова   С.А.,   Куликова   Т.А.   «Дошкольная   педагогика».    М.:Академия, 2009.

8. Коаснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного  возраста – Ростов -на -дону,  Феникс, 2008г., 251с.

9. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. -  2007.-№4. -с. 72.

10. Мендженицкая Н.В. Воспитание о  детской игре – М., просвящение, 1982г., 128с.

11. Михаиленко Н., Короткова Н. «Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни».// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с. 12-19.

12. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.

13. Ю.Палагина   Н   «Третий   год   жизни:   развитие   игры».//   Дошкольное воспитание. - 1990. - № 3. -

14. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А.В., Усовой АЛ.-М., 1966.

15. Турыгина СВ., Кугач А.Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.

16. Ушинский К.Д. «Собрание сочинений». - М, 1950. - т. 10

17. Фьюэлл P.P., Вэдэзи П.Ф.  «Обучение через игру (7-9 месяцев)» // Дошкольная педагогика. - январь-февраль 2004.

18. Хейзинга И. «Человек, играющий в тени завтрашнего дня». - М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на формирование доброжелательных взаимоотношений среди свертников. Описание опыта работы по этой проблеме....

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на  формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Описание опыта работы....

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Консультация для воспитателейна тему: ФОРМИРОВАНИЕ          СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ...

Уровни взаимоотношений в сюжетно -ролевых играх.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...