Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.
материал на тему

Татьяна Юрьевна Панова

В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача:  использование нестандартных эффективных форм взаимодействия, использование интересных наглядных и активных форм работы с семьей. Опыт показывает как проходило включение родителей в образовательный процесс группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поделимся опытом

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕДАГОГОВ МБДОУ № 486

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

   Мир глухих и слышащих – один мир или два?  Мы всё чаще говорим об  интегрированном образовании неслышащих детей. Готовы ли слышащие взаимодействовать с ними как с равными себе? Тема сложная и очень противоречивая. Глухие родители живут в своём мире, глухое потомство – это наследственность, которая не страшит их. В последние десятилетия плохая экология, ряд объективных и субъективных причин сильно влияют на рождаемость, количество детей с ОВЗ увеличивается, и дети с нарушением слуха занимают не последнее место. Для слышащих родителей неслышащий ребёнок  это огромный удар. Большинству из них очень трудно понять и принять это. Малыш растёт, а у родителей психологическая травма. Часто такие семьи  распадаются, это удар  и в первую очерёдь по малышу.

   Взяв  новую  ясельную   группу   и    проанализировав   родительский  состав мы были удивлены - количество глухих родителей и слышащих  сравнялось. Перед нами встала непростая задача как сделать так , чтобы эти разные мамы и папы стали «одной семьёй» и не только на те пять лет , которые дети будут посещать ОУ. Потом школа, взрослая жизнь, но азы понимания, любви, уважения закладываются гораздо раньше.

   Поэтому, думая о том, как построить свою работу с такими разными родителями, мы старались дать им почувствовать – нет отдельного мира глухих и слышащих, есть один мир добра, взаимопонимания, поддержки. Мир, к которому надо стремиться всем вместе, ведь в нём жить нашим детям.

     Наблюдая, за отношениями между родителями в первые дни мы отметили, что они с недоверием смотрят друг на друга, ведут себя отчуждённо. Это в большей степени касалось слышащих мам и пап. Глухим родителям было проще. Они сами  ходили в наш детский сад. Вновь встретили своих воспитателей и учителей – дефектологов, да и между собой они были знакомы. А вот каждая слышащая семья была обособлена.

  Первое углублённое знакомство с родителями и педагогами происходит на  собрании, и наше знакомство не являлось исключением. Но как сделать так, чтобы оно было интересным, не принуждённым. И здесь очень помог опыт воспитателя и смелые, интересные идеи молодого педагога. Собрание  было решено провести в виде чаепития за большим круглым столом. Учитывая особенности речевого общения родителей, мы предложили им не только рассказать о себе, своих увлечениях, но и сделать небольшие графические зарисовки. Родителям очень понравилась эта идея, т. к. многие глухие родители  испытывают стеснение в общении со слышащими людьми. Мы тоже  приняли активное участие , рассказав о том чем мы живём вне работы, о наших увлечениях. Это помогло не только нам лучше узнать интересы, увлечения, возможности родителей,  но и родители нашли своих единомышленников. Они поняли, что кроме  наших малышей их ещё многое объединяет.

     Теперь нам было легче выстроить работу с нашими родителями,  сделать её интересной, увлекательной, нужной каждому  и  всеем.

     Для того ,чтобы процесс взаимодействия родителей к педагогам и друг другу прошёл как можно быстрей, в группе появился почтовый ящик:  «Спроси , ответим» . Родители стесняясь задать вопрос быстро включились в переписку. Ответы на интересующие вопросы они могли увидеть в папках – передвижках на которых размешалась информация не только педагогами , часто ответы могли дать и  бабушки, да и сами родители , ведь у нас были семьи в которых уже были старшие дети. Видя, что их проблемы важны для нас – педагогов  они уже не стеснялись задавать их прямо. Для решения накопившихся вопросов мы стали проводить маленькие диспуты: «Ищем  правильное решение».  И пусть не каждый родитель воспользовался советом, все с желанием принимали в них участие. На наши мини –заседания стали приходить  и бабушки. Они тоже спрашивали, давали советы, делились опытом.  Наши бурные споры нас сблизили,  и родители уже не стеснялись, они научились понимать друг друга с полуслова с полужеста.  Мамы, папы, бабушки настолько объединились, что совместные походы, экскурсии, участие в конкурсах, театрализованных представлениях, подготовка к праздникам,  стали просто смыслом их жизни. Они активно вовлекали друг друга в новые формы работы с детьми – катание на лошадях, посещение занятий в музыкальной школе. 

    Теперь без внимания родителей не оставались никакие события . Вместе  мы поздравляли  с днём рождения не только наших малышей, хорошей привычкой стали и поздравления  родителей с праздниками, пополнением семьи. В трудные минуты родители все как одна большая семья приходили друг другу на помощь.

    Родители настолько сплотились  и воодушевились желанием  дать своим детям как     можно  больше , были полны новыми предложениями и идеями, что   порой нам  казалось –  нам   не хватит   сил  и   времен  осуществить всё задуманное. Мы часто слышим, что родители неохотно приходят на собрания. Явка наших родителей была, не только  100%, они сами интересовались,  когда оно будет. Ведь готовясь к каждому собранию, мы старались выбрать не только интересную, нужную тему, мы продумывали её части. Родители получали не только теоретические  знания, они активно включались в практическую работу, помогая и поддерживая друг друга.

  

     Пять лет пробежало, наши дети выросли. Тетерь они ученики . И пусть они учатся, в разных школах у нас получилось, то к чему мы стремились – глухие и слышащие родители стали «одной семьёй». Наша  работа объединила  глухих и слышащих родителей для совместного решения общей и главной задачи – воспитания ребёнка полноценным членом общества. Родители стремятся дать ему всё то, что даётся слышащему ребёнку.

                                                         Составители:

                                                                    Учитель-дефектолог – Панова Т.Ю.

                                                                    Воспитатель – Рябова Н.Б.

                                                                    МБДОУ детский сад № 486    

                                                                    компенсирующего вида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха

О работе с родителями детей с нарушениями слуха...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"

В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены  основные направления и ...

Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"

презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...