Обобщение опыта работы с родителями дошкольников с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Опыт работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение опыта учителя-логопеда с родителями дошкольников

по преодолению речевых нарушений» 

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик,                Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие отечественные  педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями.

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

  • устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

  • знакомство с результатами психо-лого-педагогического, логопедичес-кого обследования;
  • знакомство с возрастными особен-ностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • знакомство с методами коррек-ционно-развивающего воздействия.

  • привлечение родителей к актив-ному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Хочу остановиться на некоторых из них:

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В  библиотеке кабинета есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Я практикую такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

Одним из видов информационных средств являются тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматривается в годовом перспективном плане логопедической работы.

Так, были запланированы и оформлены следующие тематические выставки: «Расстройства речи», «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «С Новым годом!», «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Москва – столица нашей Родины», «Скоро в школу!», «Здравствуй, лето!».

Тематические выставки помогают родителям найти  пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители. Текст тематических выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы выставки. Такая выставка привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Опыт показывает, что для родителей, которые часто спешат, этого еще недостаточно. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делали записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки.

В зависимости от имеющегося материала к теме количество карточек может меняться. Так, на тему «Овощи – фрукты» мы оформили 4 карточки, а на тему «Дикие и домашние животные, и их детеныши» - 6 карточек.

В тематических выставках мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями. Взрослые должны развивать и удовлетворять любознательность детей, отвечая на вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Чтобы правильно ответить на все «почему?», взрослые должны сами многое знать, любить и уметь наблюдать природу.

Остановимся на одной из сезонных тематических выставок для родителей – «Зимушка-зима». Эта тема оформлена на 5 карточках. В содержании первых трех карточек даны сведения для родителей. Две другие – содержат в себе советы родителям.

Материал сезонных тематических выставок для родителей дается постепенно в течение трех месяцев.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которую я использую – фронтальные открытые занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений и игр, наглядно-игрового и речевого материала. Предлагаем открытое фронтальное занятие «Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразах». Цель занятия: научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Помимо коллективных форм нами используются и индивидуальные. Кроме основных индивидуальных  форм нами используются: 

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранные логопедом задания на закрепление полученных навыков дома. Мной составлены карточки на развитие и закрепление фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за
отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой
педагогической грамотности, приходили на просмотр
индивидуальных
занятий логопеда
. Основное внимание мам или бабушек обращалось на
необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие
психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком. Предлагаем индивидуальное занятие «Путешествие маленькой мышки». Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

В информационной зоне для родителей находится речевой уголок. На нем размещены методические рекомендации, советы, памятки, упражнения, игры. В объемном кармане удобно поместить раздаточный материал с советами логопеда, возрастными показателями, контактными данными специалистов. Подвесные карманы удобны для хранения журналов, книг, пособий и другой актуальной информации для родителей по методической тематике.

Информационный стенд «Вертолет». Все что размещается на этом ярком красивом стенде, легко воспринимается родителями. Оформлен как уголок воспитателя.

Выставочная эконом-галерея «Цветочная поляна». Расположена над шкафчиками. Шнуровая система натягивается между двумя стендами на расстоянии до 4 м. Работает:

  • для организации выставки детских работ;
  • для простой замены плакатов, детских картин и другой информации;
  • в качестве многофункционального детского творческого уголка.

Я использую для оформления тематических выставок.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.

В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача:  и...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»        Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Презентация к опыту работы "Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи"

презентация к ообщенному опыту работы по теме: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Обобщение опыта работы «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как об...