Статья "Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников"
статья

Самойлова Алёна Витальевна

В статье раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения старших дошкольников, которые опираются на достижения науки и практики музыкального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        Самойлова Алена Витальевна,

музыкальный руководитель

МДОУ №4 «Сказка», г.Новая Ляля

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема эмоционального развития ребенка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

В дошкольной педагогике эмоциональная отзывчивость рассматривается с позиции нравственного воспитания и определяется как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к людям (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и А.Д. Кошелева). В психологии эмоциональная отзывчивость рассматривается как взаимосвязь между строением сознания и строением деятельности и связывается с эмпатией (А.Н. Леонтьев, Т.П. Гаврилова).

Однако развитие эмоциональной отзывчивости  необходимо и для формирования у дошкольников основ художественного восприятия произведений искусства. Подтверждение этому мы находим в планируемых итоговых результатах (ФГТ) освоения детьми основной образовательной программы, где указывается, что развитие эмоциональной отзывчивости предполагает не только отклик ребенка на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, но также эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

В педагогике и психологии художественного воспитания развитие эмоциональной отзывчивости рассматривается: как эмоциональный отклик на произведения искусства (П.М. Якобсон, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров), как познание художественного образа через чувственные образы (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова и др.), как центр музыкальности, главный ее признак (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), как важное условие развития музыкальной культуры ребенка (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Праслова, О.П. Радынова, И.В. Груздова), как процесс, обусловливающий мыслительную деятельность (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).

Сопоставив позиции разных авторов, мы сформулировали определение понятия эмоциональная отзывчивость как способность эмоционального переживания в процессе восприятия художественных произведений, обусловливающая осознание и понимание ребенком эмоционального содержания художественного произведения.

Соответственно, для развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста необходимы соответствующие условия, т.е. педагогические условия.

Современные подходы к проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей характеризуется стремлением исследователей к поиску эффективных путей эмоционального развития в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, Т.Г. Рубан). Об эффективности использования синтеза искусств в развитии эмоциональной отзывчивости говорит теория Б.П. Юсова о полихудожественности детей дошкольного возраста.

Мы, опираясь на положение данных авторов, первым условием развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста выделяем осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию единого подхода к восприятию разных видов искусства. Введение этого условия определяется тем, что интеграция искусств «обусловливает взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует амплификации общего и художественного развития детей, развитию их художественного восприятия и творческих способностей» [6]. Интеграция заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой деятельности детей.

Следующим педагогическим условием развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста является организация активной художественно-практической деятельности старших дошкольников в разных формах уподобления музыке на основе накопления опыта общения с искусством. 

Выделение данного условия связано тем, что развитие эмоциональной отзывчивости происходит на основе эмоционально-двигательных впечатлений ребенка, через активное действие происходит путь постижения образа (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, Е.К. Критская и др.). Для того чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать  восприятие музыки с практическими действиями, помогающие ему как бы «пропустить музыку через себя». О.П. Радынова отмечает, что тактильное, мотороно-двигательное, словесное, интонационное, тембро-инструментальное и др. виды уподоблений являются способами воплощения, выявления и выражения смысла, различения средств выразительности. Она говорит о том, что педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д.

Во взаимосвязи с рассмотренным педагогическим условием: организация активной художественно-творческой деятельности старших дошкольников в разных формах уподобления музыке на основе накопления опыта общения с искусством мы выделяем следующее третье условие – вовлечение детей старшего возраста в различные виды художественно-творческой деятельности. 

Выделение этого условия обусловлено тем, что развитие эмоциональной отзывчивости происходит только в деятельности, не существует вне деятельности, а реализуется, формируется и актуализируется только в ней и через нее. Понятие «деятельность» в философско-педагогической литературе всегда связано с творческим преобразованием людьми окружающей действительности,  чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие [3]. Б.М. Неменский писал о том, что основной метод познания искусства,– путь освоения содержания через его переживание, так как личности ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль, и всякая система познания, построенная не на фундаменте эмоционального переживания и вживания в искусство обречена на провал. А соединение чувства и мысли возможно только в собственной деятельности. Подведение ребенка к первым попыткам создания своего «произведения», к поиску и осуществлению собственного замысла, означает приближение его к более высокому уровню музыкально-творческой деятельности [3].

Четвертое педагогическое условие, выделенное нами – развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения на основе метода моделирования художественно-творческого процесса. Введение его связано с необходимостью целенаправленного развития у детей способности понимать и осознавать эмоциональное содержание художественного произведения. Старшему дошкольнику в силу его возрастных особенностей: эмоциональной отзывчивости, образной памяти, богатству воображения именно через переживание эмоций, возникших как отклик на произведение, возможно, прийти к пониманию эмоционального содержания произведения. Наряду с формированием у ребенка эстетического отношения к жизни, его воображения и «авторской» активности, А.А. Мелик-Пашаев говорит и о способности понимать художественные произведения, и творчество детей служит скорее условием становления полноценного читателя, зрителя, слушателя. Только развивая и осваивая все это в собственной творческой практике, ребенок становится способным к полноценному диалогу с автором произведения, учиться глубоко понимать, адекватно и самостоятельно оценивать авторский замысел и особенности его воплощения[2].

Пятым условием развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста мы выделяем применение проблемного метода обучения. Введение этого условия определяется тем, что проблемное обучение обеспечивает активизацию мысли детей, приучает к самостоятельности в процессе познания, заставляет детей размышлять, самостоятельно осуществляя творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). Безпроблемное, упрощенное преподавание искусства как раз и не позволяет ребенку развиваться как личности, только потребность думать, чувствовать, познать, создать приводит ребенка в экспериментально-творческий поиск [7].

Итак, развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если его реализовывать с учетом следующих условий: осуществление межпредметной интеграции, способствующей формированию единого подхода к восприятию разных видов искусства; организация активной художественно-практической деятельности старших дошкольников в разных формах уподобления музыке на основе накопления опыта общения с искусством; вовлечение детей старшего возраста в различные виды художественно-творческой деятельности; развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения на основе метода моделирования художественно-творческого процесса; применение проблемного метода обучения.

Насколько успешно осуществляется процесс введение ребенка в мир искусства, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, во многом зависит дальнейшее эмоциональное благополучие ребенка.

Литература

  1. Кудина, Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла [Текст] : Методическое пособие. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. – М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. – 212с.
  2. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст] : Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. – Дубна: Феникс +, 2009. – 272 с.
  3. Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская [и др.] / под ред. Л.В. Школяр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Неменский, Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека [Текст] // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 9 - 16.
  5. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С.
  6. Рубан, Т. Г. Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа: ( http://www.art-education.ru/ )
  7. Усачева, В.О. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы [Текст] / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. – М.: Вентана-Граф, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Роль слушания музыки для развития эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Статья о том, как музыкальные произведения влияют на эмоциональную отзывчивость детей...

Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».

Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке....

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Условия развития эмоциональной отзывчивости на уроках в начальной школе

Для определения педагогических условий, способствующих формированию эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения, необходимо определиться с самим понятием «пед...