Условия развития эмоциональной отзывчивости на уроках в начальной школе
методическая разработка

Карпова Елизавета Сергеевна

Для определения педагогических условий, способствующих формированию эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения, необходимо определиться с самим понятием «педагогические условия».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития эмоциональной отзывчивости на уроках в начальной школе

Для определения педагогических условий, способствующих формированию эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения, необходимо определиться с самим понятием «педагогические условия».

Ю.К Бабанский, придавая определению «условие» педагогическую направленность, обозначает их как требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса. Условие - обязательное обстоятельство, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование, осуществление чего-либо.

Педагогические условия, по определению Ю.К. Бабанского, - «обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно трудиться [1; 133].

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников - это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребёнка к эмоциональной отзывчивости; на формирование у ребёнка опыта эмоциональных переживаний, подразумевающих представленность другого (социального, природного объекта или явления) в содержании эмоций человека, а также самого человека, но в связи с другими, как основы непрагматического взаимодействия с миром.

Формировать элементы эмоциональной культуры в начальной школе позволяют музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, русский язык и математика. Благодаря им воспитываются нравственные чувства и отношение к людям, развиваются определенные навыки (сопереживание, воздействие на свое состояние и выражение его с помощью соответствующих произведений) [2].

Сильнейшее средство воспитания в ребёнке высокой эмоциональной культуры - художественная литература. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

На уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах создание эмоциональной атмосферы происходит, прежде всего, во время чтения и обсуждения книг, т.е. при работе над произведением [3].

Очень важно на уроках использовать следующие приемы:

  • создание ситуации успеха;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • создание проблемной ситуации;
  • прием словесного рисования и иллюстрирования;
  • творческих заданий;
  • эксперименты;
  • стихотворений, сказок, инсценировок;
  • лирические минутки.

Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используются также приём словесного рисования или иллюстрирования. Можно выделить три основных вида иллюстрирования произведений: словесное, графическое и музыкальное. Словесное иллюстрирование представляет собой связный рассказ школьника о том, какую картину он нарисует для того или иного художественного произведения. Графическое иллюстрирование подразумевает выполнение рисунка к прочитанному произведению красками, карандашами, также используется аппликация. Музыкальное иллюстрирование заключается в подборе звуковых иллюстраций к изучаемому произведению [4].

Или, например, на уроках русского языка можно дать задание: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Тем самым, развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере.

Детям для работы с текстом предлагаются специальные задания на выделение необходимого психологического содержания, например высказываний и выражений, в которых дается описание желаний героя, испытывающего злость. Опыт работы показывает, что существует множество способов художественного изображения одних и тех же психических явлений. Учащиеся должны познакомиться с максимально широким их количеством, для этого привлекаются разные тексты, работа по вариантам или по группам.

Воспитательное воздействие на уроках чтения достигается не только путём усвоения выводов, а сколько путём повышения интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся во время чтения художественного произведения.

Организовывать работу над текстом нужно так, что учащиеся не только усваивают материал, но и интересуются героями, оценивают их поступки, выявляют идею произведения, сопереживают героям, представляют себя на их месте, высказывают своё отношение к прочитанному. Важно, чтобы на уровне чтения было эстетическое и идейное восприятие художественного образа, т. е. было воспитание чувств ребёнка [2].

Конечно, положительные эмоции будут возникать при наличии ситуаций с позитивной, гедонической окраской, и в силах учителя подбирать тексты таким образом, чтобы создавшийся на подготовительной фазе работы над текстом положительный эмоциональный фон не только не ослабел при непосредственном ознакомлении с текстом, а, наоборот, служил общей стимулирующей и мотивирующей основой успешности подобного рода деятельности на уроке в целом.

Важную роль в совершенствовании процессов самопонимания и навыков самовыражения играет подготовка творческих работ на заданную тему, чаще всего в форме сочинений-миниатюр, которые выполняются на уроках. Такие работы должны содержать описание своих субъективных состояний в конкретных жизненных ситуациях, где актуализируются соответствующие эмоции. Как правило, это не выдуманные истории, а воспоминания о реальных случаях. В последующих сочинениях выделяются и обсуждаются наиболее интересные и удачные. Это хорошо стимулирует творческую активность детей. Содержание письменных творческих заданий может меняться. С их помощью следует учить детей правильному, психологически тонкому и детальному анализу собственных душевных состояний.

Уроки математики проходят более эмоционально насыщенными, благодаря использованию стихотворений, сказок, инсценировок. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции у учащихся, запоминается и осмысливается ими лучше.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. В стихотворной форме можно сообщать цель урока, преподносить правила, понятия, решать задачи в стихотворной форме, формулы.

Также применение элементов психоэмоциональных методов  имеют большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка.

Психоэмоциональные методы:

  • игротерапия;
  • изотерапия;
  • музыкотерапия.

Например, большую роль в формировании эмоционального фона играет игротерапия. Так ролевая игра на уроках русского языка и литературного чтения приобретает исключительное значение путем привлечения эмоционально-чувственных образов героев литературных произведений. Такой метод позволяет эффективно формировать не только знания, но и коммуникативные способности, осознание величия русского языка и литературного чтения, поставить себя на место героев литературных произведений различных жанров [5; 213].

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины и фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педагогических целях.

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания.

Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими [6; 48].

Важно также использовать приемы музыкотерапии. Целесообразно использовать музыкальные произведения эпохи, соответствующей тому или иному литературному произведению, что в свою очередь скажется на общем эмоциональном настрое учащихся, на восприятии конкретного произведения, активизирует их познание. Музыкотерапию также можно использовать на каждом уроке фоном, так как в результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания [7; 115].

Таким образом, можно сказать, что уроки в начальной школе немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью различных приемов и методов. Иначе говоря, всё работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.

Список используемой литературы:

  1. Баканский, Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К и др. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед.учебных заведений.; Под редакцией В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1998.-239с.
  2. Фугелова, Т. А. Образовательные программы начальной школы: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 467 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11271-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456918 (дата обращения: 02.03.2020).
  3. Мали, Л.Д. Климова, С.А.: Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах [электронный ресурс]. Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/308910-1-ld-mali-klimova-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-literature-nachalnih-klassah-razvitie-rechi-uchebnoe-pos.php
  4. Метод словесного рисования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1065446/pedagogika/slovesnoe_risovanie
  5. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры / М. А. Панфилова - М.: Владос, 2000. - с. 315.
  6. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003.
  7. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №3. - с 106 - 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников"

В статье раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения старших дошкольников, которые опираются на достижения науки и практики музыкального воспита...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в домашних условиях

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в домашних условиях - консультация для родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...