"Путешествие в страну цвета"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Занятия по цвету направлены на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_cveta.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Алексеева Ю.Н.

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

(с использованием методов арт-терапии)

«Путешествие в страну цвета»

( 8 часов)

Цвет сам по себе что-то выражает — от этого нельзя отказываться.
Это надо использовать.

 Винсент Ван Гог

      Участие в эксперименте Научно-методического центра Адмиралтейского района «Речевое развитие ребенка средствами искусства в системе предшкольного и школьного образования первой ступени» дало нам почву для продуктивной работы по созданию программы для детей с проблемами в речевом развитии. Результаты первой ступени эксперимента оказались неутешительными, несмотря на то, что наш сад работает по программе «Сообщество» и дополнительно внедрена программа «Здравствуй, музей!» при поддержке и тесном сотрудничестве с Русским музеем. Чистота эксперимента требовала нашего полного невмешательства, оказалось, что затруднена самостоятельная развернутая связная речь, узкий кругозор, они не умели составлять описательные рассказы по картинам, лишь перечисляли предметы без установления связей. 70% наших детей показали низкий уровень речевого развития, в основном это были дети с логопедическим диагнозом.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Адресат

      Данная программа адресована практическим психологам, логопедам и воспитателям ДОУ.

Концептуальные компоненты

Наблюдения и беседы с педагогами убедили нас в том, что самое трудное в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, изменения устойчивых поведенческих реакций. Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находится в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного? Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уговоры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение ребенка. Поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ребенком в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого, многого другого.

Цель: Занятия по цвету направлены на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию речи, формирование волевых и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния.

Задачи:        

  1. осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
  2. осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
  3. творческая самореализация.
  4. Развитие общих речевых навыков.
  5. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Решение задач данной программы приводит к развитию связной, выразительной речи на базе правильного произношения звуков и развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Содержательная характеристика

В программе выделено 8 тем, а также спектакль «Синяя птица» (8 часов).

Тематический план

Тема занятий

теоретическая часть (мин)

Практическая часть (мин)

Всего

(мин)

примечание

1. Путешествие в страну цвета

20

30

50

2 занятия по 25 минут

2. Красный цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

3. Оранжевый цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

4. Желтый цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

5. Зеленый цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

6. Голубой цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

7. Синий цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

8. Фиолетовый цвет

10

40

50

2 занятия по 25 минут

9. Спектакль «Синяя птица»

1 ч 20мин

Итого:

8 ч

16 занятий + спектакль

Содержание программы

Тема 1 «Путешествие в страну цвета»

Вступление

Погружение в цвет

Упр.1 Сказка о том, как  появился разноцветный мир

Упр.2 Феи

Упр.3 Цветик-семицветик

Упр.4 Раз-но-цвет-ный

Упр. 5 Сказка «Знаменитый дождь в Пьембино» (Дж. Родари)

Упр.6 Мою руки

Упр. 7 Конфеты

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 2 «Красный цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр.2 «На цветочной поляне» релаксация

Упр.2 «Аленький цветочек»

Упр.3  «Красный цветок»

Упр.4 «Танец огня» слушание музыки

Упр. 5 «Пламя свечи»

Упр. 6 Составление описательного рассказа «Яблоко»

Упр. 7 Стихотворение про яблоко

Упр. 8 «Клоуны» танцевальная фантазия

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 3 «Оранжевый цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр. 2 Что умеют предметы

Упр. 3 Я бы вырезал

Упр. 4 Полёт бабочки

Упр. 5 Лисица

Упр. 6 Сказка «Рыжий город» (Г. Юдин)

Упр. 7 Ах, как вкусно!

Упр. 8 «Солнечный луч»  танцевальная фантазия

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 4 «Желтый цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр.2 Он, она, оно, они

Упр. 3 Огонёк

Упр. 4 Осень

Упр. 5 Родственные слова

Упр. 6 Желтые листья

Упр. 7 Ветерок

Упр. 8 «Бал осенних листьев» танцевальная фантазия

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 5 «Зелёный цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр. 2 Положи и скажи

Упр.3 Зелёная змейка

Упр. 4 Лес

Упр. 5 Зелёные обитатели леса

Упр. 6 Родственные слова

Упр. 7 Сказка «Зеленушка» (В. Кротов)

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 6 «Голубой цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Я нашел

Упр. 2 Ощущение цвета

Упр. 3 Он, она, оно, они

Упр. 4 Голубой жук

Упр. 5 Голубой вагон

Упр. 6 Сказка «Голубой  светофор» (Дж. Родари)

Упр. 7 «Полет в голубом небе» танцевальная фантазия

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 9 «Синий цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр. 2 Самое красивое

Упр. 3 Синее стихотворение

Упр. 4 Синеет

Упр. 5 Сливы

Упр. 6 Синеглазый

Упр. 7 Синяя птица

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Тема 8 «Фиолетовый цвет»

Вступление

Погружение в цвет

Упр. 1 Ощущение цвета

Упр. 2 Фиолетовая дорожка

Упр. 3 Цветочек

Упр. 4 Фиолетовый запах

Упр. 5 Сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари)

Итог занятия

Самовыражение в цвете

Спектакль «Синяя птица»

Занятия проводятся с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю. Длительность одного занятия от 25 минут.

Методические приемы

Беседы, направленные на знакомство с цветовой палитрой

Словесные, настольно-печатные, ролевые и подвижные игры.

Проигрывание этюдов

Сочинение сказок.

Релаксация и психогимнастика.

Рисование.

Параметры результативности и диагностики

Перед началом занятий рекомендуется провести дигностику «Угадай картину» (автор Н.

А. Вершинина). Цель диагностики: выявить уровень художественного восприятия детей и

уровень развития их речи. Материалы: набор из 4 пейзажей одинакового содержания, но

выполненных с использованием разных средств выразительности.

По окончании занятий для оценки результативности диагностику следует повторить,

используя метод наблюдения и экспертной оценки.

В 2007 году по результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная

группа. С детьми проводились занятия по данной программе. К спектаклю «Синяя птица»

речь детей стала значительно чище, сформировалась произвольность поведения, что было

отмечено независимыми экспертами – родителями и педагогами.

Организационно-педагогические условия

Занятия проводятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и

передвигаться. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления,

сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра.

Спину надо держать прямо. Для занятий необходимы следующие материалы:

разноцветные предметы: игрушки, листья, ягоды и цветы из бумаги, ткани, бусы, кубики,

нитки, клубки,

пуговицы, карандаши, фломастеры, иллюстрации с видами природы. Куклы-феи

(марионетки) могут быть изготовлены самостоятельно. Оборудование: фланелеграф или

магнитная доска для размещения плакатов, бумага для рисования, акварельные краски,

гуашь, кисти, баночки для воды, цветная бумага, элементы для аппликации.

Литература:

  1.  Н. М. Погосова «Цветовой игротренинг». СП-б., 2002
  2. Тренинг по сказкотерапии: Сб. программ/Под. Ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СП-б., 2000
  3. Волкова Г.А.  Логопедическая ритмика. СПб., 1998
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну цветов"

Конспект  занятия по английскому языку  на цвета....

План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»

План-конспект занятия во II младшей группе «Путешествие в Страну цветов»(итоговое занятие)Цели:Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья...

Путешествие в страну цветов.

Здравствуйте наши уважаемые гости и дети! Весна идёт, весна идёт, всё кругом и оживает, холодная зима отступает, отдаёт свои права весне, в окошке наши стучат весенние лучи солнца, зазывая за с...

Конспект НОД "Путешествие в страну цветов"

Конспект НОД "Путешествие в страну цветов" ( занятие по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов , обогащение словаря по теме, у детей старшего дошкольного возраста)...

Презентация "Путешествие в страну цветов"

Проект расчитан для детей старшей группы. В результате реализации проекта у детей сформированы знания о комнатных, луговых, садовых, полевых растениях...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие в страну Цвета".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, направленной на  закреление знаний детей об основных цветах спектра, классификации  цветов на тёплые и холодные, умение подбирать ...

«Путешествие в страну цветов»

конспект занятия по экологии во второй младшей группе...