«Компетентность в сфере экологии»
методическая разработка по теме

Дзыгар Людмила Николаевна

Семинар – практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов по теме:

«Компетентность в сфере экологии»

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды достанутся не тебе, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М.Пришвин.

Цель проведения семинара: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии

1.Введение.

Игра «Ассоциации» (вхождение в тему)

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с разными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животными (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом (приложение №1).

2. Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Каждый участник семинара выставляет фишки:

Зеленую – если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии;

Желтую – если хотели бы уточнить некоторые вопросы;

Красную – если испытываете затруднения при планировании и проведения занятий на тему.

3. Что же такое экология?

Ответы педагогов: Экология – это  наука об окружающем мире. Экология – изучает природный дом.

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- все связано со всем;

- все куда – нибудь девается;

- все что –нибудь да стоит;

- природа знает лучше (приложение №2).

4.

4.1. Представьте, что вы проводите экскурсию, цель которой- познакомить дошкольников с тем  или иным видом деревьев.

На что в первую очередь обратите внимание?

 Вы указываете на определенное дерево, называете его. Затем предлагаете рассказать, чем это дерево отличается от кустарника, проанализировать его строение (корни, ствол, ветки), описать цвет коры, форму листьев и т.д.

Вывод: Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.

Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на ого связь с окружающей средой и ее обитателями.

Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит семена (приложение №3)

4.2. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на карточке (приложение №4).

                                                                                                     

 

 Приложение №1.

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

-со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

-с природным явлением;

-с животным (зверь, птица, насекомое);

-с растением (дерево, кустарник, цветок);

-с минералом

Приложение № 2

Все связанно со всем.

С давних времен по рекам сплавляли лес. Реки были полноводными, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

Все куда-нибудь девается.

Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в почву, увеличивает ее плодородность и урожайность растений.

Все что-нибудь да стоит.

Чтобы чего-либо добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать лукошко грибов, следует потрудиться.

Природа знает лучше.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят ей непоправимый вред. Попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам.

Приложение № 3

Что нужно дереву?

Солнце (дереву нужно свет и тепло), воду (капелька воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя, ветер (он разносит семена некоторых деревьев или опыляет их цветки), пчелу или шмеля, воздух.

Перечисляя все объекты, мы закладываем у детей представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы.

1. Солнце-свет. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья очень любят свет (сосна), другие могут расти и в тени (ель).

2. Тепло. Разные деревья по-разному относятся к теплу. Одни из них выдерживают холод, другие могут жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, дерево может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев на дереве.

3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много воды, другим-меньше. Воду дерево получает вместе с дождем, с талой водой, «пьет» её из земли-почвы. Кроме дождей, бывают и другие типы осадков-снег, роса, иней, град, талая вода.

4. Воздух. Деревья, как и мы, должны дышать. Они дышат через маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Деревьям как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха, например, вблизи заводов они погибают. В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его природным для дыхания человека и других живых существ.

5. Птицы. Поедают различных насекомых( не называйте их «вредными» в природе нет «полезных» или «вредных», они все выполняют свою роль, приносят семена деревьев.

6. Ветер. У ряда деревьев (ели, сосны) переносит пыльцу, а также распространяет их семена (ель, береза, сосна, клен, ясень, тополь, липа)

7. Пчелы, шмели, бабочки. Эти насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений).

8.Дождевые черви. Участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для роста растений, в том числе и деревьев. Чем больше листьев переработают черви, тем больше «пищи» для растений.

Приложение№4

 

Традиционный подход

Мир-для человека.

Человек-мера вещей.

Технологический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность.

Человек-хозяин, царь природы.

Экологический подход

Человек-часть природы.

Мера вещей-уникальность  жизни.

Согласование потребностей человека с экологическими требованиями.

Уважение ко всем формам жизни.

Приложение №5

Воспитание экологической культуры

-содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке участков; реставрация книг (экономное природопользование).

Формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

-Уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Приложение№6

                                        Закончи пословицу, поговорку.

1. Как волка не ласкай, (все равно в лес глядит).

2. Рыбак рыбака (видит из далека).

3. Что в воду упало, (то пропало).

4. Чем дальше в лес (тем больше дров).

5. Рано пташка запела, как бы (кошка не съела).

6. Красная птица пером, а (человек умом).

7. Кто бы дятла знал, кабы (носом не стучал).

8. Листья как птицы, посидят, посидят, а (осенью полетят).

Приложение№7

Экологическая сказка «Воздух»

Жил-был теплый любопытный Ветерок. Раз увидел он дрожащие на осинках яркие листочки, приблизился, хотел с ними поиграть, а они сорвались с дерева, закружились и улетели. Тогда Ветерок взглянул на сережки берез и решил  их рассмотреть , но сережки рассыпались на мелкие семена. Загрустил Ветерок: « К кому бы я ни подлетел, все куда-то пропадает…»

«Не грусти, - сказало ему Облако. – Видишь, вон там, в море, маленький кораблик. Паруса его обвисли, и никто, кроме тебя, не сможешь ему помочь». Обрадовался Ветерок, поблагодарил Облако и помчался спасать кораблик. Налетел Ветерок, надул паруса, и веселая волна понесла кораблик вперед. А Ветерок все летел, все дул, стараясь помочь кораблику доплыть до берега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»

          Поможет в развитии творческого потенциала педагогов, их компетентности            в сфере экологи...

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....

АНКЕТА «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

АНКЕТА «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» • Ф.И.О. • Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? • Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические...

Консультация для воспитателей "Компетентность в сфере экологии"

Материал предназначен для развития творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах экологии, а также совершенствования умения работать с методической литературой, составлять перспективн...

«Комплексная безопасность образовательных организаций» по модулю «ИКТ – компетентность в сфере образования»

laquo;Комплексная безопасность образовательных организаций»по модулю «ИКТ – компетентность в сфере образования»  В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных д...

«КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»

laquo;КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»Консультация для педагоговПодготовила Федорова В. Г.Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.Игра «Ассоц...