Консультация для воспитателей "Компетентность в сфере экологии"
консультация на тему

Рожкова Ирина Алексеевна

Материал предназначен для развития творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах экологии, а также совершенствования умения работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnost_v_sfere_ekologii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

Семинар-практикум для педагогов

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение работать с методической литературой, составлять перспективно-тематические планы.

Игра «Ассоциации» (вхождение в тему).

Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, используя предлагаемый план (см. приложение 1), остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Приложение 1

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на неё фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную; если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую; если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему - красную.

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий. На доске наряду с фишками зелёного цвета мы видим четыре красные фишки и восемь жёлтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Что же такое экология?

Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых сообществах между собой и с окружающей средой».

Ведущий. Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные   принципы экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

Участники объединяются в команды, каждая из которых в течение трёх минут выполняет задание (ответы участника, см. в приложении 2).

Приложение 2

Всё связано со всем.

С давних времён по местным рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы. В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

Всё куда-нибудь девается.

Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесённый в почву, увеличивает её плодородность и урожайность растений.

Всё что-нибудь да стоит.

Чтобы чего-либо добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

Природа знает лучше.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят ей непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам.

Ведущий. Представьте, что вы проводи те экскурсию, цель которой - познакомить дошкольников с тем или иным видом деревьев.

Вы указываете на определённое дерево, называете его. Затем предлагаете рассказать, чем это дерево отличается от кустарника (от других деревьев), проанализировать его строение (корни, ствол, ветки), описать цвет коры, форму листьев и т.п. Но теперь вы знаете, что для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир сточки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?

Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена, и т.д.

Рассмотрите таблицу. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на вашей карточке.

Экологический подход

Традиционный подход

Человек - часть природы.

Мир - для человека.

Мера вещей - уникальность и жизни (экоцентризм).

Человек - мера вещей (антропоцентризм).

Согласование потребностей человека с экологическими требованиями.

Технологический расчёт пользы природы, её утилитарная ценность.

Уважение ко всем формам жизни.

Человек - хозяин, царь природы.

        Команды получают карточки (см. приложение 3) и выполняют задание в течение двух минут.

Приложение 3

Природа (лес) даёт нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь.

Дубравы имеют большое хозяйственное значение, потому что у дуба ценная древесина.

Грибы бывают съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.

Надо помогать природе, улучшая её, приумножая её богатства.

Культивирование почвы.

Выращивание культурных растений.

Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для наблюдений в детском саду.

Природа - дом для живых существ, в том числе и для человека.

Дерево - дом для различных видов животных.

Деревья имеют большое значение для очищения воздуха.

Древесные грибы: их значение, связь с деревьями, животными.

Люди должны учитывать законы природы, действовать в их рамках.

Самоценность каждого организма в природе, его место в пищевых цепочках.

Акцент на общение с объектами естественной природы.

Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе.

Ведущий. Экологическая культура - это только эмоциональное восприятие (умение увидеть сломанную ветку дерева, разорённый муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.М. Пришвин.

Формированию сознательного и бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

- воспитание экологической культуры;

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

В течение двух минут участники предлагают примеры организации детской деятельности (см. приложение 4).

Приложение 4

Воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории детского сада; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки): реставрация книг (экономное природопользование).

Формирование навыков взаимодействия с растениями и животными: уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Игра «Буквы рассыпались».

Каждый участник получает набор карточек с буквами, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

Ведущий. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочерёдно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.

Ведущий. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «учёных», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Предлагаю вам, используя методическую литературу, составить план экспериментальной работы по темам «Песок, глина, камни» и «Почва».

Команды в течение семи минут составляют план опытно-экспериментальной работы лаборатории (см. приложение 5).

Приложение 5

Эксперименты и опыты по теме «Песок, глина, камни».

1. Песок и глина (рассматривание через лупу).

2. Сравнение разных видов песка (по цвету, форме, размеру, блеску, прозрачности песчинок).

3. «Пески пустыни» (нагревание песка).

4. Что делают из глины?

5. Сыпучесть песка.

6. Игры и опыты с камнями («Тонет - не тонет»; «Звучащие камни»; «Рисующие камни и т.д.).

7. Исследование свойств мела, известняка.

8. Исследование природных камней, сравнение их с кирпичом, шлаком.

Эксперименты и опыты по теме «Почва».

1. Рассматривание через лупу образцов различных видов почвы.

2. Опыт «Почва содержит воду».

3. Опыт «Почва содержит воздух».

4. Опыт «Почва впитывает воду».

5. Какая почва (рыхлая или утрамбованная) содержит больше воздуха?

6. Как почва очищает воду?

7. Обитатели почвы, или кто живёт в земле.

8. Серия наблюдений за дождевыми червями.

Ведущий. Решите кроссворды экологического содержания и составьте цепь питания, элементами которой являются природные объекты (ответы, полученные в кроссвордах).

В течение двух минут команды выполняют задание.

Ведущий. Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? В течение пяти минут придумайте сказку экологического содержания.

Члены команд придумывают и рассказывают сказки по темам «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь» (см. приложение 6).

Приложение 6

«Воздух»

Жил-был тёплый любопытный Ветерок. Раз увидел он дрожащие на осинках яркие листочки, приблизился, хотел с ними поиграть, а они сорвались с дерева, закружились и улетели. Тогда Ветерок взглянул на серёжки берёз и решил их рассмотреть, но серёжки рассыпались на мелкие семена. Загрустил Ветерок; «К кому бы я ни подлетел, все куда-то пропадают...»

«Не грусти, - сказало ему Облако. - Видишь, вон там, в море, маленький кораблик. Паруса его обвисли, и никто, кроме тебя, не сможет ему помочь». Обрадовался Ветерок, поблагодарил Облако и помчался спасать кораблик. Налетел Ветерок, надул паруса, и весёлая волна понесла кораблик вперёд. А Ветерок всё летел, всё дул, стараясь помочь кораблику добраться до берега.

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную - «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»; жёлтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зелёную - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий. Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии»

          Поможет в развитии творческого потенциала педагогов, их компетентности            в сфере экологи...

«Компетентность в сфере экологии»

Семинар – практикум для педагогов ...

Консультация для воспитателей "Культурная сфера Брянщины. О ком и о чем можно рассказать дошкольникам."

С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, нас...

Консультация "Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка"

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе....

Консультация "по развитию эмоциональной сферы"

Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»...

«КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»

laquo;КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ»Консультация для педагоговПодготовила Федорова В. Г.Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.Игра «Ассоц...