Консультация для воспитателей: «Развитие речи и формирование познавательной активности детей»
консультация на тему

Лавришина Ирина Григорьевна

Материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._no_1_vospit.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие речи и формирование познавательной активности детей»

В психологии и педагогики большое значение придается созданию на занятиях проблемной ситуации - одному их эффективных средств активизации мыслительной деятельности детей.

Предлагая проблемные вопросы, воспитатель ставит детей перед необходимостью преодолевать затруднения, учит их искать и самостоятельно находить ответы на вопросы.

Когда ребенок находит выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, то он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него не только активного использования уже усвоенных знаний, но и элементарной творческой выдумки, самостоятельного действия.

Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения держать в памяти указания воспитателя и осмысленно 'их решать, воспитатель создает ситуацию затруднения, ситуацию поиска в работе с детьми со звучащим словом. Задания, предлагаемые детям во время выполнения логических упражнений разнообразны:

  1. назовите звонкие (громкие, тихие) слова. Почему они звучат звонко, громко, тихо? (звуки «З», «Р», «Л»);
  2. вспомните слова, оканчивающиеся на «ОК» (молоток, песок, лужок и т.д.);
  3. назовите два слова с одинаковыми последними звуками (сом-дом, сани-гуси);
  4. назовите предметы, которые окружают нас и начинаются на звук «К»? (кубики, кровать);
  5. назови слова, в которых не было звука «А» (цветок, стол, дом).

Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова.

Воспитатель особо поощряет творческие попытки детей, свидетельствующие об умении дошкольника самостоятельно планировать свою умственную и речевую деятельность. Например, дети предложили слова, оканчивающиеся на звук «У» (побегу, ау, поскачу); "Какой звук чаще всего встречается в скороговорке: "Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала?"; "Найдите в комнате предметы с длинными названиями", "Какое слово я задумал, если в нем есть звук «Л» и состоит ли оно из трех частей?"

В упражнениях со звучащим словом интересен сам ход поисковых действий ребенка. Выполняя задания педагога, связанное со звуковой характеристикой слова, ребенок как бы мысленно (про себя), повторяет вслед за взрослым слово, отсчитывает на пальцах предлагаемое количество частей слова, отбивает его количество мячом об пол, откладывает кружочки на столе, и подобрав правильный ответ радостно сообщает воспитателю. Педагог анализирует ответы детей, их суждения, разъяснения и умозаключения, бережно относится к формирующемуся интересу дошкольника к слову.

Раздумье дошкольника над словом - хорошая основа для воспитания у ребенка познавательного интереса к изучению родного языка и самостоятельности суждений.

Нередко воспитатель чрезмерно опекает детей, руководит их действиями, не всегда предоставляет им возможность самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не активизируется и не развивается.

Формы проявления познавательной активности детей разнообразны.

Рифмованные и стихотворные строчки свидетельствуют о повышенном интересе детей к рифме, ритмическим повторам, высоте звучания слов. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова.

Вслушиваясь в музыку стихов С. Я. Маршака ("Мой веселый звонкий мяч"), запоминая песенно-плясовые стихи К. И. Чуковского ("Сапоги скрипят, каблуки стучат"), дети трех-четырех лет начинают чувствовать красоту звучащих слов. Но ограничиваться только эти нельзя, необходимо проводить с детьми подготовительные упражнения на ритм и созвучия во время прогулки, ,при подготовке к утреннику, наблюдая за игрой. Далее дети уже самостоятельно подбирают рифму к определенному слову.

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово - свечка. Поймавший мяч отвечает слово, созвучным с названным (печка, овечка, речка). Дети сопоставляют слова, сходные и различные по звуковой окраске, выделяют из текста рифмующие слова, сравнивают их. Так появляются первые строчки детей с внутренней рифмой и ритмом: «Кошка на окошке»; «Кошка с ложкой». Далее дети уже складывают первые двустишия: «Муха села на ухо», «Старичок увидел башмачок». В своих двустишиях дети часть используют знакомые образы героев детских стихов и сказок: «Жил был крот, он делал все наоборот», «Жил был суслик, и были у него гусли».

Рифмованные стихотворные строчки свидетельствуют о хорошем различении старшим дошкольником звуковой и смысловой стороны речи.

Загадки детей о словах и звуках - это на первых этапах обучения подражание образу взрослого, повторение его действий. Загадки о звучащем слове сопоставляют уже дети средней группы. Сюжеты для звуковых загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Например, «красного цвета, круглой формы, можно с ними играть, есть звук «М» (мяч). При составлении звуковых загадок ребенок, прежде всего, должен помнить о том, что нельзя предмет догадки называть. Надо обязательно как-то охарактеризовать этот предмет. Загадки детей старшей группы более выразительны, в них дети подробно описывают характерные особенности предмета, его назначение.

«Овальная, зеленая, сочная, с семечками, растет на земле. В отгадке слышатся звуки – «Ц», «У», «Г» и другие» (огурец). Воспитатель предлагает и иные задания: «В отгадке должен быть звук «К». Дети предлагают: «Дым столбом, а в воздухе огонь» (ракета). Примерно такие же загадки-описания с характеристикой звукового строения отгадываемого слова составляют дети, когда им нужно «Купить» предмет или игрушку и играх «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало?», «Загадай Петрушке».

В загадках дошкольник выражает свое представление и свое отношение к окружающим предметам. Загадки заставляют ребенка думать, предполагать, опровергать, сравнивать одно с другим. В детских загадках разносторонне предоставлены реальные свойства, признаки предмета, которые дошкольник увидел и сумел вычленить.

Например, «Катится, но не колесо, скачет, но не живая лошадка, а название отгадки – короткая»". Чтобы поиск решений отгадки был затруднен для слушателей и более занимателен, ребенок (автор загадки) противопоставляет мяч прыгающему зайцу или скачущей лошадки. Детская загадка - это вопрос, обращенный к другим, но вопрос особый, выраженный в определенной речевой форме, ведущей к познанию. Ребенок в загадке всегда ставит какой-то познавательный вопрос, который требует от других нахождения правильного ответа.

Детская загадка - это способ творческого обследования и освоения окружающего мира, одно из эффективных средств развития воображения, фантазии, способности видеть объект, явления с разных сторон.

Усвоения занимательного грамматического материала (ребусы, кроссворды, метограммы) - новая форма речевой работы с дошкольниками. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к звучащему слову служит хорошей основой для введения в активную словесную деятельность ребенка такого познавательного элемента, как простейшее ознакомление с грамматикой. Под руководством взрослого дети могут решить несложные ребусы:

  1.  Гол-рак (гора); Кар-шар (каша);
  2. с «М» расту я на грядке, с «Р» я ползаю в воде (мак, рак);

чтобы отгадать имей терпенье:

  1. с «Л» часть лица, с «Б» растение (лоб, боб).

Детям нравятся головоломки. Без затруднения они вставляют в пустые клетки звуки, чтобы получились разные слова.

  1. Отгадай имена девочек:

Ира, Люда

Нина, Маша

Наташа, Лариса

Сказки - задания про слова и звуки - пример творческого подхода к звучащему слову. Это уже умственные задачи более сложного порядка. Сказки, в которых ребенок создает сказочный сюжет и описывает действия героев, одновременно формируются в виде решения нескольких сложных речевых задач и являются своеобразным показателем уровня развития лингвистического мышления старшего дошкольника. Анализ сказок свидетельствует, что дети хорошо владеют понятиями «слово», «звук», «часть слова», «слог». Схема построения сказки, придуманной ребенком и включающей в себя несколько умственных операций со словом примерно такова: сказочные изложение событий, задача для немедленного решения, оценка, продолжение сказки, опять задача, оценка, завершение сказочного сюжета. Например: «Шел заяц с ежиком по лесу, вдруг, на встречу им встречается животное, очень хитрое, шерсть у него пушистая, всех обманывает, а в названии его две части и слышатся звуки «А», «И». «С» (дети догадываются) … Заяц поблагодарил ежика и сказал какое-то слово, в нем три части, первый звук «С» и еще слышится «И» (дети догадываются, что это слово СПАСИБО) … Ребенок, сочиняя сказку, загадку, стихи, как бы проигрывает одновременно несколько ролей. Он – автор, рассказчик, педагог.

Таковы основные формы проявления познавательной активности детей, оказывающие существенное влияние на воспитание у детей интереса к языковым явлениям на их речевое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"

Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи"...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска зна...

Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...