Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Рожкова Лидия Николаевна

Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

                                                                                                   Рожкова Лидия Николаевна

                                                                                                воспитатель подготовительной группы

                                                                                                ГБДОУ №58 Приморского района

                                                                                                города  Санкт-Петербурга

     

        Развитие речи и формирование познавательной активности детей

 Большое значение в формировании познавательной активности детей имеет создание

проблемной ситуации. Они могут быть непреднамеренными, когда  воспитатель использует непроизвольное  внимание ребёнка, что не требует предварительных усилий. Это в основном используется в процессе бытовой деятельности (одевание на прогулку , мытьё рук ).

Могут быть целевые проблемные ситуации, когда они планируются заранее  и предлагаются детям в процессе совместной работы.

Детям приходится  преодолевать затруднения  и самостоятельно искать ответы  на поставленные воспитателем вопросы. Если ребёнок находит выход без подсказки , то он делает шаг в умственном развитии т.к. он, решая проблему, не только активно использует уже усвоенные знания, но и творчески подходит к заданной проблеме.

 поиска в работе со звучащим словом.

Формы проявления познавательной активности детей разнообразны:

1.Логические упражнения. Они заставляют ребёнка размышлять (при рассматривании предмета, игрушки, во время прогулки и т. д.) по поводу изученного. Во время выполнения логических упражнений , воспитатель предлагает детям разнообразные задания:

  1. Назови громкие(тихие) слова.
  2. Назови слова с одинаковым последним звуком (сом-дом, сани-гуси )
  3. Назови предметы которые начинаются со звука <к> (калитка, кубики, куст)
  4. Назовите слова, в которых не было бы звука <а>  (лист, дом, цветок)
  5. Придумай название к сказке (любой ), состоящее из двух слов.

Чтобы выполнить такие задания, дети  должны проделать активную  мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные .Задания детям должны быть посильны, но и нелёгкие, т. к. это может снизить интерес к ним.  

Но дети не только решают задания, предложенные воспитателем , но и сами могут создавать свои. В этом случае очень важно поощрить творчество детей. Это свидетельствует об умении детей самостоятельно планировать свою умственную и речевую деятельность. Например: в моей группе дети ( Катя У. и Арина Л.) придумали задания: « Назови слова, оканчивающиеся на звук <у> “( ау, убегу, улечу, ищу, лечу) .

Миша Ч. и Стас Н. придумали такое логическое  упражнение: « Чем отличаются « слова дом-сом, лом -ком”. Детям нравится решать задания, несущие в себе частицу неизвестного, которые в результате собственной мыслительной деятельности становятся понятными .

2. Рифмованные и стихотворные строчки - тоже форма проявления познавательной активности детей. Они свидетельствуют о повышенном интересе детей к рифме, повторам, красоте звучания слова.

Сначала воспитатель даёт детям слова с определённым чередованием ударных и безударных слогов: «ворона, сорока, жарко» Дети привыкают и интуитивно чувствуют ритмику и звучание слова .Затем им дают короткие слова: рак-лак, Анна-ванна .А потом дети самостоятельно подбирают рифму к определённому слову.  Игры: « Подскажи словечко» , « Подбери к слову слова, сходные по звучанию» , «Игры с мячом» и др.   А далее дети могут самостоятельно сложить двустишия : Игорь П. « К зайке на лужайке мышка прибежала». Соня В. «1.2.3 – солнце прибеги»  . Оля  З. « Мышка – мышка прочитала книжку» Такие рифмованные  стихотворные строчки говорят о хорошем различении детьми звуковой и смысловой стороны речи.

3. Загадки детей о словах и звуках – это тоже одна из форм познавательной активности детей  .На первых этапах идёт подражание образцу воспитателя, повторение его действий. В дальнейшем  дети самостоятельно могут формулировать задачу. Например :  Девочки вплетают этот цветок в венок. В его названии четыре части. В конце звук «к» (одуванчик). Дети используют такие загадки и в играх: «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось?» и так далее. Загадка для детей- сложная, проблемная ситуация. Решая её, дети производят различные умственные операции: от общего к частному и наоборот.

4. Усвоение занимательного грамматического материала. Ребусы, шарады, анаграммы и так далее – это новая форма речевой работы с детьми в детском саду.

5. Сказки - задания про слова и звуки. Они служат примером творческого подхода детей в  развитии речи и познавательной активности. Анализ сказок показывает, что дети хорошо владеют понятием «слово», «звук». Схема построения сказки придуманной ребёнком следующая: изложение события, задача для решения, оценка, продолжение изложения сказки, задача, завершение сюжета. Например, Герман И. «Шёл заяц с ёжиком по лесу. Вдруг навстречу им идёт животное, очень хитрое, шерсть у него пушистая, живёт в лесу, в названии его две части, и слышатся звуки «а» и «с» (лиса).

 Анализ сказок свидетельствует не только о высоком уровне творческой фантазии детей, но и о способности их к различным видам доказательств и к поисковой языковой деятельности.

 Таким образом, основные формы проявления познавательной активности детей оказывают существенное влияние на воспитание у них интереса к языковым явлениям, на их речевое развитие.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».

В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

#СИДИМДОМА Методическое сопровождение родителей по развитию познавательной активности детей подготовительной группы с использованием технологии экспериментирования

Материал направлен на повышение педагогической компетенции родителей при использовании технологии экспериментирования в совместной деятельности с ребенком (в том числе и в условиях дистанционного обра...

Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....