Коррекционно-воспитательная работа по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников
статья (средняя группа) по теме

Афанасьева Светлана Михайловна

материал из опыта работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionno.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-воспитательная работа

 по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в тоже время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

 У детей с проблемами в речевом развитии восприятие, как правило,     характеризуется недостаточной точностью и гибкостью, а неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.  

Работая воспитателем в детском саду я имею возможность изучать и выявлять  особенности сенсорного развития детей без речевых нарушений и детей с отклонением в развитии речи на протяжении дошкольного возраста, а также разрабатывать и применять в своей работе  методики, которые позволяют формировать сенсорно-перцептивные способности детей в условиях дошкольного учреждения в целях коррекционно-воспитательной работы.

Значение правильного воспитания воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой. Поэтому большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

В процессе работы мной были рассмотрены содержание, методы и формы организации работы по  формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников с речевыми нарушениями.

Исследование по выявлению уровня сформированности сенсорно-перцептивных способностей я проводила с детьми средней группы, их возраст от 4 до 5 лет. Мною были обследованы 20 детей.

Для констатирующего эксперимента нами были отобраны специальные методики:

Для определения способности цветового восприятия детям предлагалось упражнение «Закрась рисунок».  

Для определения способности восприятия величины проводился «Тест с пирамидкой», направленный на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

Для определения способности восприятия формы, то есть способности зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия использовали «Тест с геометрическими фигурами».

 Чтобы определить уровень пространственного восприятия детям предлагалось задание «Чем залатать коврик?», при выполнении которого формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.

Для определения тактильной чувствительности и осязания детям предлагалось упражнение «Угадай, что это».

Для диагностики слухового восприятия детям были предложены упражнения:  «Угадай направление, откуда идет звук», «Найди парный звук» и другие.  

Благодаря проведенному эксперименту я установила, что у детей с нарушением речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имеет место качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия.

Далее, по результатам эксперимента были выделены две подгруппы детей, в одну из которых вошли дети с очень высоким и высоким уровнем  сенсорного развития – это 10 человек (50%), в другую подгруппу вошли дети со средним и низким уровнем сенсорного развития – 10 человек (50%).

Оказалось, что средний и низкий уровень сенсорного развития преимущественно показали дети с отклонением в речевом развитии. Поэтому для дальнейшей работы была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 10 детей, показавшие средний и низкий уровень сенсорного восприятия, т.е. дети с нарушением речи.

С этими детьми мы начали коррекционную работу. В процессе коррекционной работы  с детьми с  речевыми нарушениями  решаются   задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка. Каждый вид восприятия у детей я развивала с помощью специально подобранных игр и заданий. Их выбор определялся в соответствии с этапами формирования перцептивных  действий, с постепенным усложнением и уровнем сенсорного развития детей.

 Результаты исследования проведенного с детьми после проведения формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сенсорного развития детей с нарушением речи. У детей расширились представления  об окружающем мире предметов, обогатился сенсорный опыт, активизировалось их речевое общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих речевых способностей дошкольников

Методические рекомендации по формированию творческой речевой среды развития дошкольника....

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Использование музыкального фольклора в формировании музыкально-творческих способностей дошкольников

Районный семинар музыкальных руководителей"Использование регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников МБДОУ "Детский сад№2...

Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Конспект индивидуального занятия «Как клубок себе друга нашел» по формированию сенсорно-перцептивной деятельности у ребенка с ЗПР на основе использования «Даров Фрёбеля» (возраст 3,6 мес.)

Занятие направлено на формирование у ребенка сенсорно-перцептивной деятельности на основе восприятия формы, цвета, тактильных ощущений....