Психологическое исследование
статья на тему

Хорват Елена Александровна

Тема: «Сравнительны анализ мотивации у подростков разных этнических групп (напримере художественно-эстетической деятельности)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_issledovanie.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое исследование

Тема: «Сравнительны анализ мотивации у

подростков разных этнических групп (напримере

художественно-эстетической деятельности)».

                            Провела:

                                                                 Педагог психолог МАДОУ № 217

                                 Е.А. Хорват

Введение

Актуальность. Проблематика личности представляет одну из самых изучаемых областей психологического знания. Это связанно с тем, что личность представляет собой структуру, которая характеризуется, прежде всего, своей направленностью и определяет весь строй психической жизни человека. В структуре личности мотивация занимает особое место, являясь движущей силой поведения человека. Она связанна с такими структурными образованиями личности как характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Мотивация-это внутренняя детерминация деятельности  личности и ее поведения, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, тогда как мотивация-процесс психический, преобразовывающий внешнее воздействие во внутреннее побуждение. Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К числу ведущих мотивов личности относятся мотив достижения успехов и мотив избегание неудачи. Мотивация достижения является одним из видов мотивации, которое определяет творческое отношение человека к деятельности и влияет как на характер, так и на качество и результат этой деятельности.

        В 20-х гг.ХХ века в психологии стали появляться концепции и теории мотивации личности. В настоящее время существуют различные подходы к мотивации как психическому явлению: как совокупность факторов, определяющих поведение и деятельность человека, как совокупность мотивов, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющие ее направленность.

        Изучение и формирование мотивации подростка следует рассматривать как проникновение в глубинные закономерности становления его как личности и как субъекта деятельности. Формирование мотивации подростка к деятельности заключается в создании условий для появления внутренних побуждений (мотив, цель, эмоции), их осознании и в дальнейшем саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог стимулирует развитие мотивации подростка системой психологических приемов.

        Особый интерес возникает к проблеме мотивации подростков к художественно-эстетической деятельности, которая формирует художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, раскрывает и развивает творческий потенциал личности.

        Современная ситуация в нашем обществе, культуре и науке  обусловила переориентацию в предмет философского и педагогического знания с парадигмы: общество – личность на парадигму: человек-человечество. Парадигма человек-человечество предполагает, что объектом воспитания и субъектом развития оказывается человек как единство генетического и культурного, биологического и социального, а не только, традиционно интерпретируемая в марксистской науке как совокупность общественных отношений. Приоритет общечеловеческих ценностей связан с широким и более универсальным пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. Как раз в условиях эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Объектом данной работы является мотивация успеха и боязни неудач у подростков.

Предметом выступает мотивация успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.

Цель данной работы - выявить отличия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.

Задачи работы:

1.Провести анализ теоретических положений, лежащих в основе проблемы мотивации;

2.определить методики и процедуры исследования;

3.провести сравнительный эксперимент;

4.сделать анализ полученных результатов;

5.сформулировать выводы исследования.

Гипотеза исследования – имеются различия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.

Исследование поводилось на базе двух хореографических ансамблей:

«Счастливое детство»  (г.Казань, Россия) и «Теблаб» (г.Будапешт, Венгрия).

        Российская группа испытуемых была представлена 30 подростками в возрасте от 14 до 16 лет. Венгерская группа испытуемых была представлена 28 подростками в возрасте от14 до 16 лет.

        В данной работе были использованы следующие методы исследования:

1.теоретическое изучение проблемы;

2.экспериментальное исследование;

3.психодиагностика;

4.математическая обработка результатов;

5.анализ и интерпретация результатов проведенного исследования.

        Для проведения исследования были подобраны психодиагностические методики: 16-факторный опросник Р.Кеттела, тест А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач», модифицированный восьмицветовой тест Люшера.

        Научно-теоритической базой работы является концепция эстетической деятельности Е.Н. Торшиловой и Т.В. Морозовой, в основе которой лежат взгляды А.Б. Бакушинского, В.А. Фаворского, Б.М. Тешюва, Б.П. Юсова на природу этнических способностей, принципы творческого развития личности, учащихся В.Г. Ражникова, З.Я. Корогодского, теоретические подходы к мотивации как направленности активности личности (М.В.Матюхина).

        Практическая значимость работы заключается в том, что выводы, полученные в результате поведенного исследования, могут быть интересны и полезны как психологам, так и специалистам, работающим с подростками в различных сферах деятельности.

        Новизна  работы определенна в тем, что представлен сравнительный анализ мотивации у подростков разных  этнических групп.(на примере художественно-эстетической деятельности).

Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью деятельности является гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.

Теперь некоторая аргументация в пользу такой концепции эстетической, которая достаточно распространена в зарубежной эстетике и искусствознании, а в нашей стране считалась формалистической. Всегда декларировалось, что ориентация в искусстве на форму ведет к его деидеологизации, что, в общем, справедливо, а значит, к бессмыслице, что несправедливо вовсе. Что касается представлений об эстетической деятельности, то помимо отнесения ее к исторически привычным для нового времени видам искусства, она вообще до 60-х гг. XX века не принималась в расчет. Мы же говорим о форме вообще и о деятельности формообразования, мыслительной, интуитивной, чувственной и материальной, во всех направлениях жизнедеятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности. Такая деятельность по формообразованию, внутри художественной деятельности или вне её границ, и является эстетической деятельностью.

Российский хореографический  ансамбль «Счастливое детство» (РТ, г. Казань)

В  ноябре 1978 года в ДК им. Х-летия ТАССР образовался хореографический  ансамбль «Счастливое детство», руководителем которого  на протяжении 30 лет  является С.В. Ишкузина.   Концертная деятельность  творческого коллектива  началась с 1979 года.  Сегодня репертуар ансамбля  разнообразен. Он  включает в себя танцы народов мира: татарские, русские, еврейские, башкирские, цыганские, украинские, молдавские. Участники ансамбля танцуют современные танцы, детские сюжетные композиции и картинки. Дети приходят в коллектив в возрасте 4-6 лет и занимаются в одном центре до 20 лет. В настоящее время в ансамбле обучается 493 воспитанника. Многие участники коллектива стали студентами факультета хореографии Казанского государственного университета культуры и искусств.

Высокое мастерство подтверждается многочисленными наградами, полученными на  фестивалях  и конкурсах  различного  уровня. 

За 30 лет своего существования ансамбль становился  5 раз  обладателем Гран-при в Международных конкурсах, 25 раз Лауреатами и Дипломантами Международных фестивалей, более 20 раз Всероссийских фестивалей и 20 раз победителями Республиканских фестивалей.

Приоритетными направлениями в деятельности  ГУДЦ «Счастливое детство»   являются:

  1. творческое развитие личности путем реализации программы дополнительного образования по хореографии;
  2. сохранение и развитие национальных танцевальных традиций.

Теблаб» –  венгерский   хореографический   ансамбль    (Венгрия,

г. Будапешт)        

«Теблаб» – это хореографический  ансамбль, который был основан в 1999 году в городе Будапеште. В настоящее время в ансамбле искусству танца обучаются более 400 детей в возрасте  от 6  до 22 лет. В ансамбль принимают и трехлетних детей для обучения хореографии. В различных школах и дошкольных учреждениях  создаются танцевальные кружки, где педагоги ансамбля обучают всех желающих танцам.

 В ансамбле детей обучают быть профессиональными танцорами,  но главная цель деятельности педагогического коллектива -  сохранить и передать культуру венгерского народа, народные танцы и музыку подрастающему поколению.  Особое внимание уделяется воспитанию уважения  к культуре других народов, пониманию происходящих событий в  окружающем мире.

Ансамбль имеет ряд наград.

В 2002 г. ансамбль «Теблаб» получил от муниципалетета г. Будапешта награду «Будапешт».

В 2007 г. ансамбль получил звание «Высококвалифицированный институт искусства».

Основателем художественной школы является К. Арпад, он создал подготовительные кружки в 1996 году  и стал управляющим негосударственного учреждения.

Позже в 2001 году произошли изменения в законодательстве, которое регулировало деятельность частных школ. Педагоги во главе с К. Арпада создали и юридически оформили «ТЕБЛАБ. Dance фонд». Они многое делают для активизации деятельности ансамбля: организовывают концерты, фестивали, поездки детей в другие страны, заключают контракты с министерством иностранных  дел Венгрии  для выезда за рубеж.

Организации исследования и описание психодиагностических методик

В  исследовании была  выдвинута следующая гипотеза:  имеются различия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.

Программа исследования состояла из  нескольких этапов.

На начальном этапе была сформулирована проблема исследования: «Какие личностные качества подростка влияют на его мотивацию стремления к успеху в какой-либо деятельности? Существуют ли различия в этих качествах у подростков разных этнических групп?». Исходя из поставленной проблемы, были определены объект и предмет данного исследования.

В дальнейшем была определена цель исследования, т.е. предполагаемый основной  результат  исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо было сформулировать задачи исследования.

Следующим шагом стало построение гипотезы, которая определяла выбор методов и методик ее проверки.

На следующем этапе был разработан план организации исследования: в качестве испытуемых выбрать по 30 подростков танцевальных коллективов. Дети  российской и венгерской групп прошли индивидуальное тестирование по трем тестам.

В дальнейшем была сделана математическая обработка результатов тестирования с использованием методов математической статистики  и корреляционного анализа.  

                                            Заключение.

В данном исследовании  были решены  задачи, которые позволили достигнуть намеченной цели, т.е. выявить отличия в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп.  Так, анализ  теоретических  положений,  лежащих  в  основе  проблемы мотивации к художественно-эстетической деятельности, привел к следующим выводам.

К эстетическим способностям относят некоторые особенности общего мышления и восприятия, в их перечень включены воображение, творческость, образность, эмпатия. Основной эстетической способностью человека (ребенка) является чувство формы. Экспериментальная модель чувства формы включает способности воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и эмпатии. Таким образом, это интегральная когнитивно-эмоциональная способность, являющаяся аспектом освоения человеком мира в процессе познания, творчества, поведения и общения.

Человек является продуктом культурного развития, и общечеловеческие характеристики любой культурной, "человеческой" среды стихийно способствуют его эстетическому развитию. Но кроме общечеловеческих характеристик у каждой культуры есть специфические характеристики, которые могут стимулировать эстетическое развитие своих представителей, препятствовать ему или направлять его я другую сторону.

В психологической литературе не получили однозначного раскрытия и общепринятого определения понятия «мотив», «мотивация», «потребность» и др. Сложность изучения мотивации и тем более ее формирования  объясняется прежде всего,  что  личность побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование личности и как компонент деятельности  (ситуативные мотивы)

Исследование мотивации  учения как многоуровневой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ряд наиболее ценных мотивов важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу и реальную действенность. Другие, не ценные с общественной точки зрения (узколичные, отметочные) мотивы надо довести до сознания, чтобы развенчать, снизить их значимость. Дальнейшее совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей  требует максимума внимания к мотивационной сфере личности, а также всесторонней разработки проблемы вооружения  преподавателя соответствующими рекомендациями.

        Психолого-педагогическими условиями формирования мотивации к творческой деятельности являются: создание атмосферы принятия личности каждого ученика, создание и развитие доверительного общения с ним, построение диалога с  равноправным партнером по общению, выявление и развитие индивидуальных способностей, вовлечение ученика в атмосферу совместных поисков, соотнесение доброжелательности с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога, личностное и творческое развитие педагога, поиск и апробация новых форм обучение и развития творческого потенциала ученика.

Российский хореографический  ансамбль «Счастливое детство», также как и венгерский ансамбль «Теблаб» ориентирован на обучение народным и современным танцам детей, подростков, юношей и девушек. Главная цель коллективов – сохранение народной культуры, традиций и ее пропаганда, а также развитие личности  детей  и их творческого потенциала. Оба  коллектива ведут активную концертную деятельности, участвуют в различных фестивалях.

Анализ результатов тестирования подростков двух этнических групп показал следующее:

1.Не выявлены статистически достоверных различий у подростков российской и венгерской групп по тесту «Мотивация». Мотивационный полюс не выражен у воспитанников обеих групп, однако  у них преобладает тенденция стремления к успеху.  

2.Статистически достоверные различия у детей двух групп выявлены по следующим шкалам теста Кеттела: «Адекватность самооценки», «Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «Жесткость – чувствительность», «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль», «Эмоционально-волевые особенности».

Для   российской группы более свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя, чем для подростков  венгерской группы.

У  детей российской группы более характерно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность, чем для подростков  венгерской группы.

Для воспитанников российской группы более характерна мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира, чем  для воспитанников венгерской группы. Можно говорить о более  развитой  способности  к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей у подростков из российской группы, чем у подростков из венгерской группы.

В ансамбле российской группы более выражен самоконтроль выполнения социальных требований, чем в ансамбле венгерской группы. Они хорошо контролируют свои эмоции и поведение, доводят всякое дело до конца.

У  российской группы более выражены эмоционально-волевые особенности, чем у детей венгерской группы.

3. По таким шкалам теста Кеттела как «Замкнутость-общительность», «Интеллект», «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «Подчиненность  - доминантность», «Сдержанность - экспрессивность», «Робость - смелость», «Доверчивость – подозрительность», «Практичность - развитое воображение», «Прямолинейность – дипломатичность», «Уверенность в себе – тревожность», «Консерватизм – радикализм», «Конформизм – нонкомформизм», «Расслабленность – напряженность», «Интеллектуальные особенности», «Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия»  статистически достоверных различий у подростков двух групп не выявлены.

В двух ансамблях свойственна открытость и добросердечность, общительность и добродушие, естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Они охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, доверчивы, не боятся критики, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на любые события.

Воспитанникам ансамблей свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.

Детям двух групп свойственна выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость. Они способны следовать требованиям группы,  характеризуются постоянством интересов, стремятся к независимости в суждениях и поведении.

Для подростков этих групп характерна жизнерадостность, импульсивность, подвижность, энергичность. Социальные контакты для них эмоционально значимы,  стремятся к активности, готовности иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Они склонны к риску, держатся свободно, раскованно.

Подростки обеих групп склонны к практичности, добросовестности. Они ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, им свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам, благожелательность по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью,  свободны от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работают в коллективе.

В двух ансамблях  характерна зависимость от группы, они  следуют за общественным мнением, предпочитают  работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируются на социальное одобрение, присутствует тенденция к напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой находится подростки, представляет собой результат повышенной мотивации. Им свойственно активное неудовлетворение стремлений. В интеллектуальном развитии различия не выявлены. Дети также  не отличаются по коммуникативным свойствам и особенностям межличностного взаимодействия.

4. Корреляционный анализ результатов тестирования воспитанников российской группы по тестам «Мотивация» и 16PF-опросника Кеттела выявил следующие корреляционные связи:

1) отрицательная  умеренная связь между шкалой «Мотивация» и шкалами «Адекватность самооценки», «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», «Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль».

Можно предположить, что чем более адекватно подросток оценивает свои возможности, тем сильнее мотивация к достижению успеха. Для детей характерна эмоциональная неустойчивость, смена интересов, что, по-видимому, мотивирует их на достижение успехов в новых видах деятельности. Отсутствие жестких требований к выполнению групповых требований и норм способствует росту мотивации достижения успеха.  Внутренняя конфликтность подростков в представлениях о себе, отсутствие беспокойства по поводу выполнения социальных требований способствует мотивации достижения успеха.

2) положительная умеренная связь между шкалой «Мотивация» и шкалой «Доверчивость – подозрительность».

Можно предположить, что чем ярче выражена в подростках откровенность, доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость, свобода от зависти,  чем легче ладят с людьми и хорошо работают в коллективе,  тем сильнее у них  развивается  мотивация стремления к успеху.

3) Между шкалой «Мотивация» и остальными шкалами теста Кеттела выявлены слабые корреляционные связи.

5. Корреляционный анализ результатов тестирования воспитанников венгерской группы по тестам «Мотивация» и 16PF-опросника Кеттела выявил следующие корреляционные связи:

1) положительная умеренная связь между шкалами «Мотивация» и «Уверенность в себе – тревожность».

Можно предположить, что если у подростков присутствует тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, то эти качества способствуют мотивации достижения успеха.

2) положительная сильная связь между шкалами «Мотивация» и «Жесткость – чувствительность».

Венгерским детям свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, то эти качества способствуют мотивации достижения успеха.

3) Между шкалой «Мотивация» и остальными шкалами теста Кеттела выявлены слабые корреляционные связи.

Таким образом, различная выраженность личностных факторов у подростков двух этнических групп способствует мотивации стремления к успеху. Так для воспитанников российской группы росту мотивации достижения успеха будет способствовать  выраженность таких личностных качеств как адекватность самооценки, низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, свобода от влияния норм, внутренняя конфликтность представлений о себе, отсутствие беспокойства по поводу  выполнением социальных требований, интересы  обращены на самого себя. Для воспитанников венгерской группы росту мотивации достижения успеха будет способствовать  выраженность таких личностных качеств как склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира, развитая  способность  к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.

Обнаруженные  различия в мотивации достижения успеха и боязни неудачи у подростков двух этнических групп могут быть объяснены историческими сложившимися традициями воспитания и обучения, ценностными нормами и  идеалами  семьи, историей народа в целом, культурой и отношением к культуре различных поколений людей, характером межпоколенных связей, стремлением сохранить культуру своего народа или ориентацией на современные тенденции в культуре европейский стран  и т.д.

Выдвинутая нами гипотеза о различиях в мотивации успеха и боязни неудач у подростков разных этнических групп подтвердилась в проведенном исследовании.

Педагог-психолог Хорват Е.А.

2013г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование

Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...

Заключение по результатам психологического исследования уровня адаптации детей МБДОУ №18. 2013-2014 учебный год.

Психодиагностическое исследование процесса адаптации  детей к дошкольному образовательному учреждению. Представлены результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста в п...

Психологическое исследование детей с ЗПР в дет.саду(мини-отчет)

отчет по психологическому исследованию детей с ЗПР...

Структура психологического исследования

В качестве основных видов психологического исследования можновыделить три вида:Теоретическое; Эмпирическое; Прикладное....

«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»

Выступление в рамках городского методического объединения  «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ...

Способы и методы психологического исследования воспитанников

Способы и методы психологического исследования воспитанников. Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснен...

Способы и методы психологического исследования воспитанников.

Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет ...