Структура психологического исследования
занимательные факты

В качестве основных видов психологического исследования можно

выделить три вида:

Теоретическое; Эмпирическое; Прикладное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_struktura_psikhologicheskogo_i.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Структура психологического исследования

В качестве основных видов психологического исследования можно

выделить три вида:

Теоретическое; Эмпирическое; Прикладное.

Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова

«empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения:

• Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов

чувств;

• Наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных условиях, в

отличие от эксперимента.

Термин «эксперимент» происходит от латинского слова

«experimentum» (проба, опыт) и понимается как научно поставленный

опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых

условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно

воспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время

во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую

совокупность научных фактов или данных, а не только данные,

доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической

частью) называют такое исследование, целью которого является

получение данных различными способами – методами наблюдения и

самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента. [2]

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь

условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную

сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче

всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части,

как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектомизучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской

работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом

характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего,

продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев

определить его как теоретическое или эмпирическое можно еще с

большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или

отбора уже имеющихся психолог должен определить

исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы.

Этот этап работы является теоретическим.

С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно,

но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит

данные на более и менее достоверные, а своими принципами,

подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов

их получения. Существование проблемы (проблемной ситуации)

является исходным моментом любого научного исследования.

Постановка научной проблемы предполагает:

• обнаружение существования дефицита (недостаточность знаний,

фактов, противоречивость научных представлений);

• осознание потребности в устранении дефицита;

• описание проблемной ситуации на естественном языке;

• формулирование проблемы в научных терминах.

Объект – это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое,

являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего

независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя0 и от

наук, которые его изучают. Объектами психологической науки

выступают:

• индивид;• группа людей;

• общность людей;

• животное, у которого есть психика;

• сообщество таких животных.

Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук,

целесообразно, называя объект психологического исследования,

уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой

группы людей или животных вы намерены изучать в рамках данной

работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта.

В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут

быть отнесены:

• пол;

• возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые;

• уровень образования; профессия;

• род занятий;

• состояние здоровья;

• национальность и так далее.

Предмет познания – свойства, стороны, отношения реальных объектов,

рассматриваемы в определенных исторических условиях. Предмет

познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки

или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания.

Предмет познания может быть общенаучным, - например, время как

форма существования и мера изменений. Он может быть

междисциплинарным – например, межполовые отношения у животных.

Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария.

Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном,междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект

рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в

теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты:

• Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;

• Виды поведения, деятельности и общения;

• Пространственные, временные и интенсивностные характеристики

отдельных явлений, взаимовлияния между ними;

• Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и

так далее.

Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть

взяты в качестве предмета психологического исследования,

значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования можно прояснить по

контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом

дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в

степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть

непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и

назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить

адекватность методического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в

одном из первых разделов работы.

При разработке концепции исследования необходимо учитывать

природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-

первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер,

поскольку любое психическое явление обусловлено множеством

факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянноменяющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых,

поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим

людям и к себе подчинены и общим для психологии человека

закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного

человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности,

хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток

уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого

личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события

окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до

конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека

всегда лишь относительно предсказуемы.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка

рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности,

особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз

проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить

в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает

ценности психологических рекомендаций. В тексте работы

целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что

многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой

индивидуальности, активного отношения личности к жизненной

ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению,

саморазвитию.

Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он

может быть теоретико-познавательным или прикладным,

практическим. Перечисленные возможные направления

психологического исследования не охватывают всего разнообразияцелей. Основными видами целей психологического исследования,

различающихся конечным результатом считаются:

• Описание характеристик психического явления. Поиск новых

характеристик или уточнение описанных очень часто может

становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели

работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе

неполнота описания психического явления, изучение которого

достаточно актуально в данный момент.

• Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель

исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью

исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач

определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности,

устойчивости; постараться определить целостную структуру

взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре

внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и

отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может

быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и

уточнение взаимосвязей.

• Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов

роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет

и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается

довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал,

что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и

в историческом, социальном. Проведение исследований,

ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический

характер и предполагает использование двух основных подходов:возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов

(лонгитюда).

• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен

открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки

гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен

могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или

отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий

существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости

проявления, объяснение феномена.

• Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы

состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в

литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо

введением новых понятий, либо новым определением имеющихся,

например, расширением значения некоторых терминов, приданием им

статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением

области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные

понятия, которые наполняются психологическим содержанием,

конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области

психологии.

• Создание классификации, типологии. Разработка классификации

предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев

классификации, очерчивание области явлений, охватываемых

классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с

определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей

классификации можно отнести: новое понимание класса явлений,

создание на ее основе более эффективных диагностических процедур,расширение возможностей прикладных применений психологических

знаний.

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели

исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели

исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи

формулируются примерно таким образом:

1. проанализировать литературу по теме;

2. провести эксперимент (обследование);

3. обработать эмпирические данные;

4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Это описание обычной последовательности шагов научного

исследования. Перечисление задач помогает понять характер работы.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его

актуальность. Основными аспектами актуальности психологического

исследования чаще всего могут быть следующие:

• необходимость дополнения теоретических построений, относящихся

к изучаемому явлению. Новые данные об его характеристиках и

взаимосвязях позволят прояснить при роду явления, разрешить

имеющиеся противоречия;

• потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и

сферу ее применения;

• потребность в более эффективных психодиагностических и

исследовательских методах, способных обеспечить получение новых

данных;

• потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более

широкие возможности и эффективность психологического воздействия,

обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;• потребность в дополнении или переработке психологических теорий,

концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как

представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Психологическое исследование:

Наиболее часто психологическое исследование включает следующие

шаги:

1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор

объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной

проблеме публикаций.

2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции.

Построение в общих чертах модели интересующего явления.

Выдвижение гипотез.

3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор

методов и методик.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом

исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное

описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных (эмпирического материала исследования).

6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация

результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и

теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование

общих выводов.

Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма

условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда

возникает необходимость корректировать решения более ранних

этапов с учетом возможностей и ограничений последующих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование

Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...

Психологическое исследование

Тема: «Сравнительны анализ мотивации у подростков разных этнических групп (напримере художественно-эстетической деятельности)»....

Заключение по результатам психологического исследования уровня адаптации детей МБДОУ №18. 2013-2014 учебный год.

Психодиагностическое исследование процесса адаптации  детей к дошкольному образовательному учреждению. Представлены результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста в п...

Психологическое исследование детей с ЗПР в дет.саду(мини-отчет)

отчет по психологическому исследованию детей с ЗПР...

«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»

Выступление в рамках городского методического объединения  «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ...

Способы и методы психологического исследования воспитанников

Способы и методы психологического исследования воспитанников. Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснен...

Способы и методы психологического исследования воспитанников.

Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет ...