Значение игровой деятельности
статья по теме

Зотикова Ирина Михайловна

Игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке орга­низма. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми раз­личного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «народная игра»

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В играх,  не имеющих сюжета и построенных    на    определенных    игровых  заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют   действия   и   поведение   детей,   их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е.  они обеспечивают условия, в рамках которых   ребенок  не  может  не  проявить воспитываемые у него качества.

1.1.1. Значение игровой деятельности 

Игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке организма. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений. Другой важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества. Необходимость подчиняться установленным правилам игры оказывает большое воздействие на психику человека.

Педагогическое начало, содержащееся в игровых действиях, широко используется в дошкольных, школьных и других учебных заведениях как важный инструмент формирования личности. Принцип мощного воспитательного воздействия игры заложен в школьной программе по физической культуре, где от первого до выпускного класса большую часть учебного материала занимают подвижные и спортивные игры, а ведущим методом обучения является игровой.

Игры, как элементарные, так и технически сложные, регламентирующие деятельность играющих специальными правилами, несут в себе принцип состязательности. Соревнование не только с соперниками, но и с самим собой позволяет человеку повышать уровень физических возможностей, морально-волевых и нравственных качеств, совершенствовать свою социальную природу (10, 28).                                                      

Получаемая при этом информация имеет самый разнообразный характер, способствуя развитию пытливости ума, стремление пополнить и расширить свой кругозор. Игра является любимым видом двигательной активности народов всех стран.

В процессе игровой деятельности создаются оптимальные условия для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка

рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....

Значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития ...

Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...

Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.

Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественно...

Значение игровой деятельности при обучении ребенка

У ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Именно поэтому так успешно используются в обучении дидактические игры, способствующие поддержанию интереса и желания усваивать новые...

Значение игровой деятельности детей в формировании их готовности к психологическому восприятию школьной ситуации.

Материал представлен как консультация для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, в которой раскрыто значение игровой деятельности детей в подготовке их к школе. К моменту поступления в школу ...