Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Рябущенко Оксана Владимировна

В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития  речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью речи в формировании личности.

      Речь - это вид коммуникации, общение с помощью языка слов.

      Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Именно в дошкольном возрасте речь  становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение.  

       По мнению Л.С. Рубинштейна под связной речью принято понимать развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли.

       Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают  речью, поэтому далеко не у всех дошкольников  развито умение связно выражать свои мысли.

       Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, посредством которой он органично развивается.

        Игровая деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

         В настоящее время для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.

         Исследование по данному направлению нами было выбрано не случайно. Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы видим, что уровень развития связной речи детей дошкольного возраста недостаточный.

         Для работы в данном направлении была проведена систематизация игр и игровых упражнений при планировании воспитательно – образовательной работы в группе среднего дошкольного возраста в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами в системе дошкольного образования.

         Практической значимостью может являться использование систематизированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами  ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома, а также использование связной речи в общении детей со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Педагогам необходимо проводить разнообразные игры, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. Воспитатели должны учитывать возрастные  и индивидуальные особенности детей, широко применять игровую практику детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и активное вовлекать детей в процесс игровой деятельности при помощи атрибутики и личного примера. А также необходимо в процесс воспитательно – образовательной работы вовлекать родителей воспитанников дошкольного учреждения.

Работа с родителями была направлена на педагогическое просвещение и практическую помощь в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста: анкетирование, родительские собрания, семинары – практикумы, открытые непосредственно – образовательные деятельности и консультации.

С детьми были проведены мероприятия, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

  После проведения диагностики на заключительном этапе, мы видим, что уровень развития связной речи в экспериментальной группе высокий уровень поднялся на 5% (1 реб.), средний уровень на 10% (2 реб.), а низкий уровень снизился на 15%.

 В результате проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы по игровой деятельности является неотъемлемой частью воспитательно - образовательной работы воспитателя; благодаря участию в процессе игровой деятельности,  дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, но и развиваются. В процессе игровой деятельности у детей развиваются творческое воображение, внимание, память, мышление и речь: выразительная интонация, правильное и чёткое звукопроизношение, умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведений, умение вступать в диалог, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы, употребляя  все части речи, умение употреблять слова в правильном  роде и числе, а также умение использовать в своей речи уменьшительно – ласкательные слова.

И касаясь непосредственно Федеральных государственных образовательных стандартов, можно отметить, что в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» говорится о том, что именно в игре ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность, открывается внешнему миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, а также всесторонне развивается.

Resource id #6346

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

В презентации представлен опыт работы старшего воспитателя по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Путешествие в мир театра»

Проект по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Презентация «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности»

Теоретически обосновать и создать условия развития связной речи в среднем дошкольном возрасте через театрализованную игровую деятельность....

План по самообразованию Горяченко Т. Н "Использование театрализованной деятельности в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 3 «Родничок»         ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮ...