Технология нравственно патриотического воспитания
рабочая программа по теме

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Теремок»

 

 

 

Технология процесса нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

http://data.photo.sibnet.ru/upload/imgbig/127355730946.jpg

 

 

Составил воспитатель:

Галицкая Г.Е.

 

Климовск

2012г.

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Технология  взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
  3. Технология  нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
  4. Технология создания предметно-развивающей среды.

 

  1. Технология досуговой деятельности и традиций.

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [4].

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

2. Технология  взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ

 

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].

.

 

 

Формы работы с семьей

Особенности, рекомендации

Посещение семьи ребенка

Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [11].

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Нетрадиционные формы работы с семьей [16]

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

 

 

 

3 . Технология нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

 

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна [13].

.

  • выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.
  • Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины..
  • Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  • Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка
  • При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам
  • Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 

 

 

 

Цель

Форма взаимодействия

Сентябрь, «Моя семья»

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы

1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей возникновения Калининского района.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города.

2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшие группы

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией знаменитости района.

3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшие группы

1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).

2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.

3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей российского флага.

4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

 

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

 

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга.

3. Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города».

 

 

 

4 Технология создания предметно-развивающей среды.

   Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом.   В рекреациях ДОУ находятся:

  • В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы.
  • Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.

   Во всех возрастных группах имеются центры:

· патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Ростовской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;

· драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;

· изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;

· центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Кремль», «Мой город», «Русская изба».

  1. Технология учебной  деятельности.

 Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.

   Главные принципы планирования:

1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия». «Родные русские мотивы». «Эх, Донские казаки». «Наши защитники». «Знамя победы». «Моя семья».

2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.

3. Концентрический подход в преподнесении материала.

4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.

   В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.

   Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.

Таблица 1

Система занятий патриотической направленности

 

 

Тема блока:

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Хореограф

Инструктор по физической культуре

Педагог дополнительного образования по изодеятельности

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Наша Родина – Россия

Широка страна моя родная...

Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.

 

 

 

Мир вокруг нас.

Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Город, в котором я живу.

Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»

 

 

 

 

Ты запой, соловушка…

Патриотическое воспитание дошкольников посредством разучивания песен о России.

Русская матрешка.

Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения  детей к культуре и традициям русского народа.

 

 

На завалинке.

Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения  детей к культуре и традициям русского народа.

Мы – россияне.

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

 

Я познаю Родину. Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры.

Моя Россия.

 Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками.

Мы живем в России. Коллективная работа. Лепка из пластилина фигуры человека, создание единой композиции. Воспитывать чувство гордости за свою страну при помощи коллективной работы.

Родные русские мотивы

Растительный мир родного края.

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Животный мир родного края.

Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения.

Деревенские посиделки.

Знакомство с историей возникновения русской народной музыки.

 

 

 

 

Волшебный сундучок.

Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Хоровод заведем.

Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

 

 

 

Домовенок Кузя. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

Мой город. Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.

 

 

 

Молодцы-удальцы. Воспитание патриотических чувств через физкультурно-оздоровительные разминки и малоподвижные игры.

Зимовье зверей. Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей».

Наши защитники

День защитников отечества.

Формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Наши защитники

Познакомить детей с различными родами войск нашей армии

Ради мира на Земле.

Дать представление о различных видах войск  впрцесс ознакомления с песнями.

 

 

 

 

Пусть всегда будет солнце.

Дать представление о различных видах войск с помощью песен о них.

Антошка идет в армию.

 Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны

 

Бравые солдаты. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны

.

 

Аппликация «Открытка для Защитника отечества».

 Развивать интерес и уважение к празднику 23 февраля.

Рисование карандашом на тему «Звено самолетов». Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов.

Знамя победы

Знамя победы.

Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.

 

 

 

Город-герой Москва. Познакомить детей с историей обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов.

Наше оружие – песня.

Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны

 

 

 

 

 

 

Льется в тесной печурке огонь.

Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны.

Марш победы.

Воспитание интереса  и желания у детей узнавать историю  своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен  и исполнение  танцевальных этюдов.

 

Катюша.

Воспитание интереса  и желания у детей узнавать историю  своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен  и исполнение  танцевальных этюдов.

Воины-защитники.

Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.

 

 

 

 

 

Про нашу пехоту.

Расширять знания детей о защитниках отечества, развивать чувства сопереживания, коллективизма в соревнованиях, подвижных играх.

Коллективная работа на тему «Парад на красной площади». Воспитывать патриотические чувства посредство закрепления навыков лепки в изображении военной техники.

Рисование красками на тему: «Праздничный салют». Воспитывать чувства гордости и уважения к героическому прошлому Родной страны посредством развития чувства цвета и композиции.

Моя семья

Я и моя семья. Развивать самопознание .Воспитывать у ребенка уважение к себе. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

 

 

 

Все работы хороши. Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная семья.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.

 

Лучи семейного счастья.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.

Дружная семья. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье.

Бабушкин сундучок. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье.

Мой дом – моя семья.

Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях.

Папа, мама, я – спортивная семья.

Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни.

Аппликация на тему «Моя семья». Продолжить формировать представление детей о семье, о доброжелательных  отношениях родных людей.

Рисование на тему «Моя бабушка». Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.

 

5.Технология досуговой деятельности и традиций.

   Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:

 

Форма проведения

Название

Народные праздники

- Масленица.

- Старый новый год.

- Рождество.

Театрализованные развлечения

- Дядя Степа.

- Казак и лиса.

- Илья Муромец.

Музыкально-литературные композиции

- Весна, веснушка.

- Зима волшебница.

- Осень в России.

Познавательно-тематические вечера

- Ярмарка игр.

- Салют победы.

- Москва златоглавая.

Концерты

- Мамины глаза (День матери).

- Дорогой человек (День пожилого человека).

- Салют победы (День победы).

- Вместе весело шагать (День народного единства).

КВН и викторины

- Что мы Родиной зовем.

- Знатоки Дона.

- Короб чудес.

- Почему Армия нам родная.

Спортивные праздники

- Спортивная семья.

Выставки:

- декоративно- прикладного искусства

- рисунков

- фотовыставки

- Мастера России.

- Пасхальное яйцо.

- Осенняя палитра.

- Военная техника – гордость России.

- В гостях у сказки.

- Герой войны в моей семье.

- Наша дружная семья.

- Мой любимый город.

- Города России.

 

 

 

Список литературы

 

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Теремок»

Технология процесса нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Составил воспитатель:

Галицкая Г.Е.

Климовск

2012г.

Содержание

  1. Введение
  2. Технология  взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
  3. Технология  нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
  4. Технология создания предметно-развивающей среды.

  1. Технология досуговой деятельности и традиций.

Список литературы

Введение

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [4].

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

2. Технология  взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  1. приобщение родителей к педагогическому процессу;
  2. расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  3. пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  4. создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  5. информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  6. разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  7. объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  8. проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  9. уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].

.

Формы работы с семьей

Особенности, рекомендации

Посещение семьи ребенка

Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [11].

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Нетрадиционные формы работы с семьей [16]

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

3 . Технология нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна [13].

.

  1. выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.
  2. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины..
  3. Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  4. Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка
  5. При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам
  6. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Цель

Форма взаимодействия

Сентябрь, «Моя семья»

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы

1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей возникновения Калининского района.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города.

2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшие группы

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией знаменитости района.

3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшие группы

1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).

2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.

3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей российского флага.

4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга.

3. Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города».

4 Технология создания предметно-развивающей среды.

   Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом.   В рекреациях ДОУ находятся:

  1. В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы.
  2. Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.

   Во всех возрастных группах имеются центры:

· патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Ростовской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;

· драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;

· изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;

· центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Кремль», «Мой город», «Русская изба».

  1. Технология учебной  деятельности.

 Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.

   Главные принципы планирования:

1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия». «Родные русские мотивы». «Эх, Донские казаки». «Наши защитники». «Знамя победы». «Моя семья».

2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.

3. Концентрический подход в преподнесении материала.

4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.

   В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.

   Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.

Таблица 1

Система занятий патриотической направленности


Тема блока:

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Хореограф

Инструктор по физической культуре

Педагог дополнительного образования по изодеятельности

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Тема занятия. Цель.

Наша Родина – Россия

Широка страна моя родная...

Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.

 

 

 

Мир вокруг нас.

Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Город, в котором я живу.

Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»

 

 

 

 

Ты запой, соловушка…

Патриотическое воспитание дошкольников посредством разучивания песен о России.

Русская матрешка.

Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения  детей к культуре и традициям русского народа.

 

 

На завалинке.

Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения  детей к культуре и традициям русского народа.

Мы – россияне.

Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.

 

Я познаю Родину. Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры.

Моя Россия.

 Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками.

Мы живем в России. Коллективная работа. Лепка из пластилина фигуры человека, создание единой композиции. Воспитывать чувство гордости за свою страну при помощи коллективной работы.

Родные русские мотивы

Растительный мир родного края.

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Животный мир родного края.

Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения.

Деревенские посиделки.

Знакомство с историей возникновения русской народной музыки.

 

 

 

 

Волшебный сундучок.

Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Хоровод заведем.

Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

 

 

 

Домовенок Кузя. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.

Мой город. Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.

 

 

 

Молодцы-удальцы. Воспитание патриотических чувств через физкультурно-оздоровительные разминки и малоподвижные игры. 

Зимовье зверей. Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей».

Наши защитники

День защитников отечества.

Формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Наши защитники

Познакомить детей с различными родами войск нашей армии

Ради мира на Земле.

Дать представление о различных видах войск  впрцесс ознакомления с песнями.

 

 

 

 

Пусть всегда будет солнце.

Дать представление о различных видах войск с помощью песен о них.

Антошка идет в армию.

 Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны

 

Бравые солдаты. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны

.

 

Аппликация «Открытка для Защитника отечества».

 Развивать интерес и уважение к празднику 23 февраля.

Рисование карандашом на тему «Звено самолетов». Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов.

Знамя победы

Знамя победы.

Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.

 

 

 

Город-герой Москва. Познакомить детей с историей обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов.

Наше оружие – песня.

Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны

 

 

 

 

 

 

Льется в тесной печурке огонь.

Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны.

Марш победы.

Воспитание интереса  и желания у детей узнавать историю  своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен  и исполнение  танцевальных этюдов.

 

Катюша.

Воспитание интереса  и желания у детей узнавать историю  своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен  и исполнение  танцевальных этюдов.

Воины-защитники.

Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.

 

 

 

 

 

Про нашу пехоту.

Расширять знания детей о защитниках отечества, развивать чувства сопереживания, коллективизма в соревнованиях, подвижных играх.

Коллективная работа на тему «Парад на красной площади». Воспитывать патриотические чувства посредство закрепления навыков лепки в изображении военной техники.

Рисование красками на тему: «Праздничный салют». Воспитывать чувства гордости и уважения к героическому прошлому Родной страны посредством развития чувства цвета и композиции.

Моя семья

Я и моя семья. Развивать самопознание .Воспитывать у ребенка уважение к себе. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

 

 

 

Все работы хороши. Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная семья.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.

 

Лучи семейного счастья.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.

Дружная семья. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье.

Бабушкин сундучок. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье.

Мой дом – моя семья.

Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях.

Папа, мама, я – спортивная семья.

Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни.

Аппликация на тему «Моя семья». Продолжить формировать представление детей о семье, о доброжелательных  отношениях родных людей.

Рисование на тему «Моя бабушка». Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.

5.Технология досуговой деятельности и традиций.

   Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:

Форма проведения

Название

Народные праздники

- Масленица.

- Старый новый год.

- Рождество.

Театрализованные развлечения

- Дядя Степа.

- Казак и лиса.

- Илья Муромец.

Музыкально-литературные композиции

- Весна, веснушка.

- Зима волшебница.

- Осень в России.

Познавательно-тематические вечера

- Ярмарка игр.

- Салют победы.

- Москва златоглавая.

Концерты

- Мамины глаза (День матери).

- Дорогой человек (День пожилого человека).

- Салют победы (День победы).

- Вместе весело шагать (День народного единства).

КВН и викторины

- Что мы Родиной зовем.

- Знатоки Дона.

- Короб чудес.

- Почему Армия нам родная.

Спортивные праздники

- Спортивная семья.

Выставки:

- декоративно- прикладного искусства

- рисунков

- фотовыставки

- Мастера России.

- Пасхальное яйцо.

- Осенняя палитра.

- Военная техника – гордость России.

- В гостях у сказки.

- Герой войны в моей семье.

- Наша дружная семья.

- Мой любимый город.

- Города России.

 

Список литературы

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

презентация на тему : "Современные педагогические технологии нравственно - патриотического воспитания в ДОУ "

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках кон...

Технология нравственно - патриотического воспитания младших дошкольников. Из опыта работы.

quot;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...

Технология нравственно - патриотического воспитания. Леонова Н.Н.

ЦЕЛЬ  Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям....

Технология нравственно-патриотического воспитания.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках кон...

Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. Цель нравственно-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом сов...