Музыкальные аутотренинги
статья по теме

Ипатова Светлана Расимовна

В данной статье представлен материал об использовании в работе музыкального руководителя  музыкального аутотренинга, как одном из элементов арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz._autotren.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные аутотренинги

Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе.

Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.

Русские ученые И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан утверждала, что естественные движения под музыку, передающие её характер в нужном соответствии, являются не только эффективным приемом самовыражения, но и методом корректировки собственных эмоций. Словом, существует большое множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной.  

    Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.

В последние годы предпринимаются серьезные попытки привлечь к подобным занятиям в условиях дошкольного детского учреждения музыкальное искусство. Ибо воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта - неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.

Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства - арттерапии. В данном случае - музыкальной арттерапии, которая поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. Например, чересчур перевозбужденный малыш, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также предприняв некие действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время проведения того или иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный. «Лучший способ уменьшить стресс, - утверждал известный психолог Г. Селье, - это отвлечься».

Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, педагогу целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это  также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, удобно воспользоваться схемами-таблицами, выполненными графически. На этих схемах в нескольких овалах, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами рисуются разные изображения ища. Например:

Равнодушие можно изобразить в виде круглых нейтральных глаз, линии бровей и рта - прямые, горизонтальные,

Веселье - глаза растянуты, уголки рта приподняты.

Удивление- брови высоко приподняты, даже стали углами вниз, рот вытянут в трубочку, округлен.

Страх - глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.

Гнев, злоба - брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены.

Уныние, грусть - брови растянуты к сторонам лба и опущены вниз, глаза закрыты, даже можно нарисовать, как из-под одного из них струится слеза.

Такие схемы помогут детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия детей перейдут в новую фазу их личного развития, и в них станут проявляться элементы творчества.

Как показали наблюдения, у детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта), а также со временем пропадали неуверенность, различные страхи и боязни. Это позволяет предположить, что таким детям в дальнейшем будет легче общаться со сверстниками и взрослыми, поскольку они будут выражать свои чувства в русле доброжелательного настроя и стремиться к лучшему пониманию других.

При освоении моментов релаксации детям лучше сидеть на своих стульчиках.

Все приведенные ниже варианты психогимнастики разработаны М.А. Давыдовой.

Произнеси свое имя ласково

Возможное музыкальное сопровождение: «Этюд»  И. Берковича (№ 1). Во время занятия можно использовать куклу Петрушку или любую другую, которой педагог дает имя.

Педагог показывает детям хорошо известную куклу и просит назвать ее имя. После того как дети вспоминают и называют его (Петрушка), говорит, что у каждого имени в нашей стране из одного можно сделать несколько. Например, имя Иван можно сказать более ласково - Ваня, Ванюшенька, Иванушка. Это свойственно только нашему русскому языку, в других языках нет такой возможное и - назвать ребенка сразу несколькими ласковыми именами, которые будут все равно обозначать одно — его основное имя.

Педагог просит детей потренироваться в том, как можно ласково позвать Петрушку. Дети выполняют задание (Петя, Петенька, Петрушечка, Петрушенька и так далее).

После чего педагог просит всех детей вспомнить свое собственное имя и произнести его вслух.

- А как можно ваше имя сказать ласково? Каким именем вас называют дома ваши мамы, добрые бабушки или папы?

Пусть каждый из детей вспомнит и произнесет свой ласковый вариант собственного имени. Если кто-то из детей затрудняется это сделать, то педагог ему помогает.

После чего педагог предлагает детям закрыть глаза и представить каждому ребенку, как его называют ласковыми словами самые близкие ему люди. Какое чувство вызывает у ребенка произнесенное вслух его ласковое имя? (Дети дают ответы - радость, удовольствие.) Таким и должно быть выражение вашего лица, говорит педагог, чтобы по нему люди сразу могли узнать это чувство. (Идет разбор соответствующей карточки с нужным выражением чувства радости.) А музыка поможет погрузиться в это чувство.

Чтобы детям было легче представить себе нужное чувство, педагог перед звучанием музыки читает стихи М.А. Давыдовой:

Имя ласковое мне мама подарила,

Словно солнышко, оно вокруг все озарило.

Идет прослушивание пьесы «Этюд» И. Берковича.

Минута покоя

Возможное музыкальное сопровождение: «Веселая. Грустная» Л. Бетховена.

В жизни         так часто у человека меняется настроение. Только что
мальчик или девочка были грустными, но вот они улыбнулись, грустное настроение  куда-то делось, и они стали веселыми. Даже за целый день человек  не может все время находиться в одном и том  же настроении. Вот сейчас мы попробуем провести такую смену. Помогать в этом будет музыка. Надо будет выразить свои чувства  через мимику - выражение лица.

Если музыка будет веселой, то это означает, что человек радуется. А ещё в  помощь к нам придут стихи М.А. Давыдовой.

Лицо улыбкой озарилось,

Как будто небо прояснилось.

Музыка в первом отрывке - резвая, скачущая.

Но мы только что сказали, что настроение меняется. Вот и музыка сейчас рисует, что оно изменилось. Стало спокойным, даже немного печальным.

Но вот притихли мы с тобой,

Как будто ждем чего-то.

А в конце настроение опять сменится на веселое. На то, которое было в самом начале музыкальной пьесы.

И снова радость к нам пришла,

И прочь ушла забота.

Видите, в этом стихотворении настроение меняется несколько раз. Кто расскажет, как оно менялось? Каким при этом должно было быть выражение лица? (Идет выбор комментирующих разное настроение рисунков-лиц их пояснение.)

Идёт прослушивание пьесы «Веселая, Грустная». Л. Бетховена.

Лучший друг

Возможное музыкальное сопровождение: пьесы «Вальс» и «Шарманка» Д.Д. Шостаковича.

Педагог говорит, что сегодня они также будут менять своё настроение несколько раз, потому что разговор пойдет о друзьях. У каждого из ребят, наверняка, есть свой лучший друг – тот, с кем они больше остальных любят играть или встречаться, гулять, рассматривать картинки в книгах или просто дружить. Словом, как поется в известной песне:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной.

М. Пляцковский

Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким выражением лица вы встречаете своего лучшего друга. Что вы при этом чувствуете? (Радость, удовольствие, веселье.) Вот сейчас под первую музыку надо будет изобразить мимикой эти чувства. (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)

Идет прослушивание пьесы «Шарманка» Д.Д. Шостаковича.

Но вот друг заболел или уехал надолго, так что вам теперь с ним нельзя будет долго встречаться и играть. Какими будут ваши чувства, как вы их выразите? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.) Идет прослушивание пьесы «Романс» (начало) Д.Д. Шостаковича.

Упражнение надо завершить на положительной ноте. Педагог вновь предлагает детям мысленно проиграть ситуацию встречи с другом и вызванных этой встречей эмоций. Занятие завершается прослушиванием пьесы «Шарманка» Д.Д. Шостаковича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста - методический материал

Музыкальная  терапия, музыкальные аутотренинги – это методы, использующие музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклоне...

Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Тамбовской области. Формировать осознанное дей...

Методика проведения физического занятия с элементами психогимнастики и аутотренинга

Все средства для совершенствования физического развития детей делятся на 3 группы.  I – профилактичные, II – интенсивные, III – сильнодействующие. Психогимнастика относится к I группе, аутотренин...

Музыкальные аутотренинги.

Музыкальные аутотренинги с играми....

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Музыкальные аутотренинги»

Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. А так же в целом музыкальная &la...

Музыкальные Аутотренинги и Игры

Данные упражнения и игры с элементами психогимнастики помогут детям изобразить нужное состояние через собственную мимику. Если выполннять их систематично, репродуктивные действия перейдут в фаз...

Музыкальные аутотренинги

 Музыка выступает как средство отвлечения от беспокойства, как средство успокоения и даже лечения....