Наблюдение как предварительная работа перед внедрением экологического проекта.
консультация (старшая группа) по теме

Русая Елена Анатольевна

Большой интерес у дошкольников обычно вызывает  наблюдение   объектов природы, не только которые они хорошо знают  и с которыми часто встречаются на прогулке , но и всё новое для них интересно. Это воспитывает интерес к природе , укрепляет знание детей о роли в природе живых существ , показывает необычные , неизвестные детям  особенности растений и животных , нацеливает на их охрану , вызывает чувство удивления и восхищения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как предварительная работа перед внедрением экологического проекта.

«ЧТОБ РАДОСТЬ ЗАВТРЕШНЕГО ДНЯ СУМЕЛ ТЫ ОЩУТИТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТОЮ ЗЕМЛЯ И НЕБО ЧИСТЫМ БЫТЬ ЗЕМЛЯ НАШ ДОМ И ЛЕТОМ И ЗИМОЙ ЗЕМЛЯ НАШ ДОМ ЗАДУМАЙСЯ О ТОМ».

Слайд №1

Воспитать чувство любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается.  

Слайд№2

Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия.  

С самого рождения ребенка окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно он познает этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятий. Наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям.

Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на участке, в уголке природы, в процессе экспериментально-опытнической деятельности.

Слайд№3

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. 

В процессе наблюдения воспитателю необходимо использовать дидактические приемы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приемами являются: выявление признаков, сравнение, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Слайд№4

Руководство наблюдениями дает возможность научить ребенка ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе, устанавливать причинно-следственные связи.  

Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения:

Слайд№5

1 этап - подготовительный.

Цель его - вызывать у детей интерес к объекту наблюдения.

В ходе этого этапа указываю цель и задачи наблюдения и даю задания к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес можно различными приемами:

А) использование личного опыта детей;

Б) краткая беседа;

В) чтение литературного произведения;

Г) рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков.

Слайд№6

2 этап - начало наблюдений

Цель его - направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему.

На данном этапе   используют прием сюрпризности, загадочности, неожиданности; игры - поручения; "Угадайки"; чтение литературного произведения; словесные игры; речевые логические загадки.

Слайд№7

  3 этап - основной.

Цель: последовательное рассматривание (обследование) объекта и осмысление воспринятого.

Рекомендуется использовать  на данном этапе приемы фантазирования: оживление, своеобразен прием эмпатии(умение себя поставить на место другого, сочувствие, сопереживание).

Слайд№8

В ходе наблюдений  задаю вопросы, предлагаю внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнивать их между собой, показываю взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаю точным объяснением того, что видят дети в данный момент, потому как детям впоследствии будет легче применять на практике полученные знания, так как у них останутся конкретные и яркие представления об объекте.

Слайд№9

4 этап - заключительный.

Цель - подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались. При подведении итогов необходимо отмечать то новое, что узнали дети, а не перечислять уже ранее названные признаки. Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения; пением песенки (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями.)

К наблюдениям необходимо заранее подготовиться - выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их  возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Слайд№10

 Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению.

 - подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

 

Классификация наблюдений.

Можно классифицировать по разным принципам.

 

Слайд№11

1.   Виды наблюдений:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю).  
  • длительные наблюдения ( для детей среднего и старшего возраста - направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года).  
  • обобщающие наблюдения (более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы).  

 

Слайд№12        

 2.  По месту проведения:  

  •  в групповой комнате;
  •    на участке;
  •    в лесу, в поле и т.д.

Слайд№13        

3.  По количеству детей:

  •   индивидуальные (1—4 ребенка);
  •   групповые (5—8детей);  
  •   коллективные (вся группа).  

 

Слайд№14

4.  По причине их проведения:

  •   случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Слайд№15

5.  По продолжительности:

  • кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).

Слайд№16

6.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократные;
  • многократные, или циклические.

Слайд№17

7.  По месту в цикле:

  •   первичные;
  •    повторные;
  •  заключительные и итоговые.

Слайд№18

Итогом наблюдений за развитием познавательных интересов детей в процессе работы явилось создание системы деятельности, которая реализовалась в проектах, определение тематики, объект, цели, в формировании системы познавательных вопросов и банка по «наглядному материалу».

Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Это и парк около детского сада, и  полянка, и живописная территория самого дошкольного учреждения. Всё это  первые  шаги к внедрению экологических проектов.

Слайд№19

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

Комплекс подготовительных упражнений для проведения предварительной работы перед постановкой сказки "Кошкин дом"

Комплекс подготовительных упражнений для проведения предварительной работы перед постановкой сказки «Кошкин дом» «Внимательные звери»         Цель. Трениров...

Конспект предварительной работы по обследованию игрушки «Неваляшки» перед НОД по рисованию во второй младшей группе

Конспект предварительной работы по обследованию игрушки «Неваляшки» перед НОД по рисованию во второй младшей группе ...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....