О материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного прооцесса
статья по теме

Игнатьева Анжелика Викторовна

Данный  материал раскрывает состояние материально-технической базы  образовательного учреждения, также рассказывается об  оснащенности образовательного процесса, состоянии медицинской службы и организации горячего питания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О  материально-техническом обеспечении и

оснащенности образовательного процесса

                                                                           Игнатьева Анжелика Викторовна

                                           государственное бюджетное образовательное    

                                         учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

                                   начальная школа - детский сад №37 «Ягодка» IV вида

           Ясли – сад  №  37  «Ягодка»  был  построен  и  сдан  в  эксплуатацию  в  1990  году.  Учредитель  -  Учебно-производственное предприятие  Всероссийское Общество Слепых города Белебей (Решение исполкома Белебеевского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от 09.08.1990 года № 15-216 «Об открытии детского комбината № 37 учебно-производственного предприятия ВОС»).

       В   1994  году  Управлением  народного  образования  ясли-сад  был  реорганизован  в  начальную  школу – детский  сад  для  детей  с  врожденной  патологией  зрения  в целях обучения, воспитания и лечения детей с врожденной патологией зрения.

         С 2006 года учреждение находится в ведомственном подчинении Министерству образования Республики Башкортостан.  

         В данное время в учреждении действует 3 дошкольные группы и 5 классов начальной школы.  Количество детей в дошкольных группах – 33;  наполняемость дошкольных групп – 11 детей.   Количество обучающихся – 60; наполняемость классов – 10 – 13 детей.  Общее количество воспитанников и обучающихся  - 93.

Учреждение обеспечивает работу по компенсации первичного дефекта посредством развития сохранных анализаторов всех видов восприятия,  которое, как правило, нарушается у детей  с нарушениями зрения, не находящихся под постоянным тифлопедагогическим и медицинским наблюдением.

          Целью учреждения является решение задач дошкольного и начального школьного образования, а также лечение и коррекция зрительных нарушений.

        Учреждение  расположено  в  типовом  6-групповом  2-этажном  здании. Созданы    условия для  успешного  лечения,  воспитания  и  обучения  детей  с  нарушениями  зрения:  групповые  помещения  для  дошкольников,    изолированные  спальные  комнаты,   классные  комнаты для  учащихся  начальной  школы,   музыкальный  зал,   кабинеты  учителей  дефектологов,  кабинет  учителя – логопеда,  оборудован  и  оформлен  кабинет  башкирского  языка,   кабинет  психологической разгрузки,   методический кабинет, хорошо  оборудованы  офтальмологический кабинет,  физиотерапевтический   и процедурный кабинеты, изолятор.

       Физкультурные  занятия и уроки  физкультуры, ритмики  проводятся  в музыкально-физкультурном зале учреждения, в котором имеется все необходимое оборудование: мячи, скакалки, гимнастические палки, кегли, кубы, обручи, кольцебросы и прочий физкультурный  инвентарь. В зале проходят не только физкультурные занятия, уроки  физкультуры, занятия ритмикой, но и различные физкультурные праздники, конкурсы, развлечения, соревнования, в которых принимают участие не только учащиеся и воспитанники учреждения, но их родители. Кроме этого, проводятся различные мероприятия:  праздники, утренники, развлечения, внеклассные мероприятия, спортивные  соревнования  и олимпиады, устраиваются представления кукольного театра  и театрализованные представления,  а сотрудники учреждения проводят здесь педагогические советы, семинары, методические объединения, совещания.

         Спортивная площадка оснащена  разнообразным оборудованием: круги, перекладина,   лестницы, и пр., что позволяет проводить занятия и уроки физкультуры  на свежем воздухе. У каждой группы – свои игровые площадки, оборудованные скамейками, песочницами, горками, качелями, т. е. оснащены необходимым оборудованием для  физического развития детей, проведения  подвижных игр.

          Учреждение оснащено современными компьютерами,  компьютерными программами, имеется ноутбук, принтеры для печати,  сканер для копирования материалов с бумажных носителей,  мультимедийный проектор с экраном на штативе, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Четыре компьютера учреждения подключены к сети интернет. Пять учителей имеют персональные ноутбуки, которые были получены в рамках модернизации образования. Кроме этого, в 2012 году по республиканской целевой программе «Доступная среда» учреждению было выделено 100 тысяч рублей на обеспечение информационной доступности детей-инвалидов. На эти средства были приобретены 3 ноутбука и еще один мультимедийный проектор с экраном на штативе. Такое оснащение образовательного процесса  позволяет педагогам достаточно широко использовать различные компьютерные технологии.

           Имеющееся оборудование используется по назначению, находится в технически исправном состоянии. Сохранность оборудования, здания обеспечена. Помещения в ночное время охраняются сторожем. Установлена круглосуточная система видеонаблюдения, тревожная кнопка,   функционирует система оповещения людей о пожаре, современная  автоматическая пожарная сигнализация. Обеспечен вывод сигнала АПС в пожарную часть.        

         Дети, поступающие в учреждение имеют такие заболевания как:  гиперметропия,  амблиопия,  косоглазие,  астигматизм,  миопия,  афакия,  спазм  аккомодации,  есть  дети  с  врожденной  патологией  зрительного  нерва,  сетчатки. Лечение детей с нарушениями зрения проходит в хорошо оборудованном кабинете. Кабинет  оснащен  следующими аппаратами: амблиотренер,  локатокорректор,  макулотестер,  мукулотренер,  аккомоконвергенцтренер,  синаптофор,  бивизиотренер,  электростимулятор,  магнитный  стимулятор «Атос» с приставкой «Амблио 1»  и «Амблио-2», аппарат «КРОТ», «ЛАСТ - 01»,  «АСИР», «СОКОЛ», «ФОРБИС»  и другие.

        За 2008-2012 годы  учреждение приобрело такие аппараты для лечения зрительных нарушений как: монобиноскоп,  «ФОРБИС», «Визотроник», «ИНФИТА-М».

        Учреждение имеет 2 лицензии на осуществление медицинской деятельности по 4 видам деятельности.  Медицинскую работу ведут следующие специалисты: врач, ответственный за организацию здравоохранения в учреждении, врач-офтальмолог, старшая медицинская сестра и медицинский персонал, который проводит плеопто-ортоптическое,  диплоптическое лечение и физиотерапевтическое лечение.

       Врач-офтальмолог учреждения оказывает детям постоянную медицинскую помощь,  направленную на профилактику раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременное лечение, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы  профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей с нарушениями зрения.

        Врач совместно со старшей медицинской сестрой и медицинскими  сестрами проводят анализ состояния зрения детей, эффективность лечения в учреждении, разрабатывают индивидуальные схемы по лечению детей.

        Врач-офтальмолог руководит работой медицинских сестер, организует просветительскую работу для родителей,  ведет соответствующую медицинскую документацию,  ежемесячно совместно с  администрацией  рассматривает причины заболеваемости детей и вносит предложения по их устранению. Проверяет  остроту  зрения,  характер  зрения,  определяет  фиксацию,   подбирает  очки, назначает медикаментозное  и  аппаратное лечение (плеопто-ортоптическое, диплоптическое) в соответствии с заболеванием  и направленное на улучшение остроты зрения, улучшение работы мышц глаза, выработки бинокулярного и  стереоскопического зрения,  составляет график лечебных процедур. Совместно с  медсестрой - ортоптисткой проводят  окклюзию   детям.  

        В  учреждении с первых дней возникла тесная связь медиков и педагогов. Все осмотры, обследования и назначения  врач – окулист  ведет  совместно  с  учителями – дефектологами (тифлопедагогами). Без  тесной  взаимосвязи  медицинской  и  психолого-педагогической  коррекции   эффективность  обоих  будет  ниже.

         У  детей,  находящихся  на  лечении,  имеются  специальные  медицинские  предписания  и  рекомендации,  которые  необходимо учитывать  дефектологам, психологу  и  другим  педагогам.  Без  знания  степени  выраженности  дефекта  и  характера,  содержания,  медицинских  мероприятий,  а  также  создания  офтальмо – гигиенических  условий   осуществлять  психолого-педагогическую  помощь  невозможно.

       Обследование детей, поступающих в учреждение ведется по следующей схеме: сбор анамнестических данных (время появления косоглазия или снижения остроты зрения, предполагаемые факторы, сопутствующие заболевания, наследственность), исследование остроты зрения (без очков, в очках), определение бинокулярного зрения – на цветотесте (для дали, для близи), характеристика косоглазия.            

         Одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, является рациональное питание.

     Пища – одна из главных основ здоровья человека. А для того, чтобы быть здоровым он должен рационально питаться. Питание оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост и развитие детского организма. От качества питания во многом зависит состояние здоровья ребенка. Установлено, что дети, получающие с  самого раннего возраста правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительно легко.

      При нарушениях питания, особенно в течении длительного времени, у детей развивается такие патологические состояния как гипотрофия ( истощение ), рахит (недостаток витамина Д), малокровие ( недостаток железа), недостаток витамина А приводит к развитию близорукости и другим зрительным нарушениям, на фоне которых любое острое заболевание протекает в более тяжелой форме. Разбалансированное питание с недостатком одних и избытком других пищевых веществ способствует развитию ожирения, пищевой аллергии и других элементарно зависимых заболеваний. Нарушения питания в детских коллективах является основной причиной высокого распространения острых респираторных заболеваний и формирования групп так называемых часто болеющих детей.

       В учреждении огромное внимание уделяется питанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучающиеся и воспитанники  в начальных классах  (1-4 классы), не проживающие в учреждении,  обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

        Воспитанники   дошкольного возраста, посещающие дошкольные  группы и  не проживающие в Учреждении,  обеспечиваются  бесплатным пятиразовым питанием.

Задачи  по организации питания:

  • создание наиболее благоприятных условий для здорового питания;
  •  профилактика заболеваний, а также сохранение и укрепление здоровья через сбалансированное и рациональное питание;
  •  воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимание стремление к здоровому образу жизни, здоровому питанию;
  • формирование  основ сбалансированного рационального питания у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • эстетическое воспитания обучающихся и воспитанников учреждения через вкусно приготовленную и красиво оформленную пищу.

         В учреждении созданы  все условия для  организации полноценного питания обучающихся и воспитанников.

    Начальная школа – детский сад имеет свой оборудованный пищеблок, который размещен на 1 –м этаже и имеет отдельный вход.

    На пищеблоке имеется следующее технологическое оборудование:

    -    трех конфорочная бытовая электроплита типа – 500мм 2003тт;

  • плита электрическая ПЭ – 0,51 М;
  • шкаф жарочный электрический ПЖЭ-0,85, ПЖЭ –0,51М;
  • привод универсальный П 11;
  • мясорубка МА-С-1;
  • машина хлеборезочная МХР-200М;
  • весы настольные циферблатные модели РН-6;
  • весы настольные циферблатные  9112 РН-20Ц13;
  • холодильник «Полюс» типаКШ-260;
  • холодильник « Юрюзань» -207.КШД 220140;
  • морозильник «Полюс – 114» МКС-100 и др.

        За последние 3 года учреждение приобрело новое технологическое оборудование.

     Потолок и стены пищеблока покрыты белой масляной краской, а  панели стен – глазурованной плиткой, удобной для мытья горячей водой с мылом и дезинфицирующими растворами. Полы выложены метлахской плитой. Все окна и двери в пищеблоке тщательно закрыты сеткой от мух. Для пищевых отходов имеются специальные ведра с плотно закрывающейся крышкой, которые освобождаются по мере их наполнения, но не реже чем каждые  4 часа.

     Помещение кухни оборудовано вытяжкой вентиляции.

    Технологическое оборудование, инвентарь, посуда изготовлены из материалов, имеющих санитарно – эпидемиологическое заключение  о соответствии санитарным правилам и промаркировано для сырых и готовых к употреблению продуктов.

     Столы для обработки пищевых продуктов цельнометаллические из нержавеющей стали. Для разделки сырых и готовых продуктов имеются отдельные разделочные  столы, ножи и доски из деревьев твердых пород. Доски и ножи промаркированы: «СМ» - сырое мясо, «СР» - сырая рыба, «СО» - сырые овощи, «ВО» - варенные овощи, «Х»  - хлеб и т.д.

     Для приготовления пищи используется алюминиевая  посуда.

     Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств доводиться до сведения всех сотрудников, использующих данное средство, а также возле всех ванн, которые используются для обработки инвентаря, вывешены инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций и правил приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

    В состав пищеблока входит кухня с заготовочной и моечной, кладовые для сухих продуктов и овощей. Для хранения скоропортящихся пищеблок имеет холодильники, которые оснащены термометрами. В холодильниках предусмотрена возможность раздельного хранения таких продуктов, как мясо, рыба, молоко, молочные продукты. Места для их хранения  соответствующим образом промаркированы и строго соблюдаются. Кладовая для хранения сыпучих  продуктов оборудована специальными стеллажами.

Вся кухонная посуда храниться на специальных полках.

В учреждении согласно штатного расписания имеются 2 ставки повара.

Квалификационный уровень персонала пищеблока соответствует нормативным требованиям.

 Питание начальной школы - детского сада строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию: химический состав, калорийность, объем  рациона, и режим полностью отвечает возрастным потребностям организма учащихся и воспитанников.

 Правильное, рациональное питание является основным фактором здоровья.

От того, что, как и в каких количествах ест ребенок , зависит его физическое состояние.

При организации рационального питания мы придерживаемся оснополагающих позиций:

  • создание и соблюдение необходимых условий для организации процесса питания у детей;
  • строгое соблюдение времени и интервалов между кормлениями;
  • количество приемов пищи должно соответствовать возрасту;
  • правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы соответственно возрасту;
  • соблюдение правил поведения ребенком во время еды;
  • разнообразие изготовляемых блюд, правильная кулинарная обработка  и эстетическое оформление, хорошие вкусовые качества;
  • витаминизация пищи с учетом специфики зрительных нарушений;
  • оздоровительная работа через рациональное сбалансированное питания;
  • активизация родительской позиции в реализации задач образовательного учреждения по организации питания.

   Пища должна не только удовлетворять потребность растущего организма и вызывать чувство насыщения, но и соответствовать возрастной емкости желудка.

    Разнообразие пищи в нашем учреждении достигается как за счет широкого использования набора продуктов, так и за счет различных способов и кулинарной обработки, позволяющей  приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд. Большое значение уделяется правильному сочетанию продуктов и блюд в меню; так  если в обед дается суп, заправляемый крупой, то второе блюдо с овощным гарниром, и наоборот.

  Горячим питанием охвачены 100% обучающихся и воспитанников.

        Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым 10 – дневным меню.

  Ежедневное меню составляется при участии директора учреждения, диетсестры и повара. Для составления меню используются технологические карты. Прежде всего, составляется меню обеда, затем завтрака и ужина.

    В течения дня блюда не повторяются. Некоторые виды продуктов употребляются ежедневно (мясо, молоко, масло, овощи, творог и др.), другие через 1- 3 дня (сметана, сыр, яйцо, творог и т.д.). В качестве первых блюд широко используются различные бульоны, супы на мясных, рыбных и куриных бульонах, супы вегетарианские, молочные.

    Учитывая необходимость широкого использования в питании детей различных овощей, как в свежем так и вареном виде, в состав обеда обязательно включается салат, преимущественно из сырых овощей с добавлением зелени. Для приготовления салатов используем овощи, выращенные на пришкольном участке школы – сада. Учитывая специфику  учреждения используются овощи с большим содержанием витамина А (щавель, лук зеленый, морковь, помидоры красные и т.д.). В качестве третьего блюда учащимся и воспитанникам  предлагаем  свежие фрукты, фруктовые соки, компот из свежих или сухих фруктов, чай, кисели.

  На завтрак и ужин в меню включаем различные молочные каши и овощные блюда. Составленное меню фиксируем на специальном бланке меню – раскладки, которое утверждается директором учреждения.    

 В учреждении имеются все условия для правильного хранения скоропортящихся продуктов. Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранятся в холодильнике при температуре +2- +6 С  в соответствии с требованиями действующих санитарных правил. Для контроля температуры в холодильниках  имеются термометры. Запись о доброкачественности и сроках реализации производиться в бракераж ном журнале скоропортящихся продуктов.

  Ежедневно оставляется суточная проба готовой продукции которая отбирается в объеме: порционные в полном объеме,1 блюда и гарниры не менее 100 грамм с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Проба отбирается в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняются в течении 48 часов в холодильнике при температуре +2 - + 6 С . Контроль осуществляется медицинским работником.

 Выдача готовой продукции разрешается только после снятия пробы и обязательной отметки в бракеражном журнале готовых блюд. В целях обеспечения контроля за соблюдением норм закладки и расхода продуктов, а также за качеством приготовленных блюд приказом директора  начальной школы – детского сада создана бракеражная комиссия. Об итогах проверок докладывается администрации учреждения, и предоставляются акты на утверждение.  Бракеражной комиссией производится проверка правильности закладки основных продуктов путем контрольного взвешивания продуктов выделенных на приготовление данного блюда и сопоставления полученных данных с меню – раскладкой. Полученные результаты фиксируются в бракеражном журнале готовой пищи и отражаются в акте.

 Как и все сотрудники  начальной школы – детского сада  персонал пищеблока проходит медицинское обследование. Ежедневно осматриваются медицинской сестрой на наличие  гнойничковых, простудных заболеваний  или кишечной дисфункции, а также порезов, ожогов.

  Перед поступлением на работу персонал пищеблока  проходит курс санитарного минимума, а затем  повторные курсы не реже чем 1 раз в 2 года. Все работы на пищеблоке выполняются в спецодежде. Строго соблюдаются правила охраны труда. При  приеме  на  работу  проводится  вводный,  первичный инструктажи,  а также   инструктажи  на  рабочем месте. Регулярно проводятся  инструктажи на рабочем месте с поварами и допуском их к работе (не менее 1 раза в  квартал). В учреждении имеются инструкции по охране труда на  каждый вид работы, должностные инструкции  работников.

Директор ГБОУ Белебеевская специальная школа – сад № 37 IV вида отвечает за всю постановку работы в учреждения, несет ответственность за правильную организацию питания детей. Он контролирует работу зав. хозяйством по обеспечению своевременных составлений заявок на необходимое количество продуктов, а так же интересуется вопросами организации доставки продуктов в учреждение, соблюдением правил их хранения и использования, постановкой работой на пищеблоке, правильного составления меню – раскладок, соблюдением санитарно – гигиенических требований при приготовлении и раздачи пищи. В учреждении разработана «Программа производственного контроля», создана комиссия административно-технического контроля.

В целях профилактики гиповитаминоза в шк-д\с проводится искусственная витаминизация напитков аскорбиновой кислотой (50мг на одну порцию). Широко используется поливитаминный напиток «Золотой шар» и кисель «Золотой шар»  (15г на 1 ст. воды) с высоким содержанием витамина С. Витаминизируется обычно 3 или 1 блюда непосредственно перед раздачей. Ведется специальный журнал по С – витаминизации питания, в котором ежедневно отмечаются названия витаминизированного блюда, число порций, общее количество введенной аскорбиновой кислоты и время проведения витаминизации блюда. Так же готовится и используется отвар шиповника, который содержит большое количество витамина С. Дополнительно, проводится поливитаминизация, прием детьми витаминов «Ревит», «Ундевит» по одной др. в день.

Основой профилактики желудочно-кишечных заболеваний является строгое соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий, правильно организованный как общий режим, так и режим питания. Несоблюдение режима питания, связанного с неправильными интервалами между приемами пищи, объемом пищи, может привести к нарушению пищеварения, а в дальнейшем стать причиной серьезных заболеваний кишечника. Исходя, из этого при организации питания в нашем учреждении мы строго придерживаемся основных принципов рационального питания. Кроме того для профилактики желудочно-кишечных заболеваний в учреждении соблюдается санитарно-дезинфекционный режим рекомендованный действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Помещение пищеблока содержится в чистоте. Ежедневная уборка пищеблока заключается в мытье полов по мере загрязнения, удаления пыли, мытье столов и разделочных досок. Все пищевые продукты, которые поступают в наше учреждение соответствуют требованиям СанПиНа и имеют сертификаты соответствия с указанием даты выработки, сорта, категории, срока реализации.

   Персонал пищеблока строго соблюдает правила технологической обработке продуктов и приготовления пищи. Особое внимание уделяется соблюдению санитарных требований при работе с сырыми и варенными продуктами. Обработка их проводится на отдельных столах с использованием соответствующих промаркированных разделочных досок и ножей. Для приготовления салатов и сырых овощей их предварительная обработка проводится на досках для сырых овощей, а затем, после тщательной обработке овощей, окончательное изменение их производится на досках для варенных овощей с использованием соответствующих ножей.      Для бесперебойной работы пищеблока своевременно проводится  своевременный ремонт и профилактика технического оборудования; постепенная замена: битой эмалированной посуды, разделочных досок, ножей.

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса....

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса

Паспорт материально-техническое обеспечения и оснащенности образовательного процесса."Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы"...

ПАСПОРТ материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса. Музыкальный зал.

ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса.Музыкальный зал.  Основное назначение группы:Развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы...

ПАСПОРТ Материально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса

ПАСПОРТматериально-технического обеспечения и оснащенности образовательного процесса   Физкультурный залАдрес: Этаж: 3 Ответственные: Основное назначение: Физкультурный з...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...