Консультация для воспитателей "Развитие познавательной мотивации у дошкольников"
консультация по теме

Бессонова Татьяна Николаевна

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме

"Развитие познавательной мотивации у дошкольников»

Подготовила и провела: Бессонова Т.Н.

 

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста (М.К. Бардышевская 1995; Л.А. Венгер, 1978; Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевич, 1983; К.М. Рамонова, 1961; Е.О. Смирнова, 2003; А.И.Сорокина, 1975; Г.И. Щукина, 1962; В.С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают  этим ценным качеством в равной  мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

- познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.

- познавательную деятельность - практическую активность, направленную на познание нового.

- познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.

- любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

 Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию. Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А.Н.Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.  

                     

Диагностика познавательной потребности.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);  

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырехбальной  шкале (от максимальной  выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).

Развитие познавательной мотивации.

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

При  выборе  конкретных  методических  приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко  проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи. При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко. Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, диадные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т.е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

Основные принципы:

1. Эмоциональная   вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция  любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: "Развитие познавательной мотивации у дошкольников» Бессонова Т. Н.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие моти...

Развитие познавательной мотивации у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Рекомендации для организации работы с детьми по познавательному развитию средствами активизации мотивации к деятельности: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дидактическая иг...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников...

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОО.

Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников  в образовательном процессе ДОО.Скачкова Г. И., Максимова Н.В., МБДОУ ЦРР Д/С №188 г. ВоронежаПри составлении проблемн...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на стано...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Статья предназначается для воспитателей детского сада, которая раскрывает все возможности раскрытия познавательных интересов у дошкольников....

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»Цель: познакомить с элементами песочной терапии как средством формир...