Развитие познавательной мотивации у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
консультация ( группа) по теме

Дудкина Маргарита Викторовна

Рекомендации для организации работы с детьми по познавательному развитию средствами активизации мотивации к деятельности: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дидактическая игра, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие познавательной мотивации у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

(подготовила старший  МБДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад №2» воспитатель Дудкина М.В.)

        

  ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

         В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

 – организацию решения познавательных задач;

 На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета.

Занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

         Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определяем как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»

         В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

          Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

        Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева). В качестве примеров можно предложить следующие эксперименты.

 1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

         В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. По мнению П.Г. Саморуковой, познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности: вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей. Примерами познавательных задач могут быть следующие:

 Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

        Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? Почему заяц прыгает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря толстый? Зачем черепахе панцирь? Почему гусеницу не видно на листьях капусты? Почему сначала прилетают грачи, а потом ласточки? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д.

        После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

         В практике современных ДОО могут быть использованы исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

         Проблемная задача возникает из интереса ребёнка, дети выдвигают предположения, предлагают возможные пути решения, обращаются за помощью к взрослым и в результате деятельности находят пути решения проблемы. Здесь очень важна мотивация к детской деятельности. Если ребёнок не видит смысла, он не будет ничего  делать «а зачем?»  
        Детская инициатива-мотивация к познавательной деятельности очень важна для достижения результата. Мотивы могут быть разными:

  1. Стремление действовать как взрослый;
  2. Игровые мотивы (интерес к самому процессу игры);
  3. Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми;
  4. Познавательный мотив (стремление узнать новое, этот мотив направляет поведение ребёнка);
  5. Соревновательный мотив  (стремление выиграть, быть первым, значит, лучшим);
  6. Нравственный мотив (выражает уважение к другим людям, нужно выполнять общепринятые нормы);
  7. Общественные мотивы (желание сделать что-то для других, чтобы принести пользу, возникает соподчинение мотивов).
    Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
    — вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
    — использование дидактических игр;
    — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
            Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
    Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности.
    Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. В качестве ориентации образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника можно рекомендовать элементарную исследовательскую деятельность детей, а также использование метода проектов. Именно такая работа будет способствовать активизации психических процессов, поддержки детской инициативы и самостоятельности . Исследовательская и проектная деятельность - это очень актуальные формы работы по познавательному развитию дошкольников и они полностью соответствует ФГОС ДО. 
            Кстати, эти формы работы могут осуществляться как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Проектирование Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал рекомендован  старшим воспитателям, воспитателям, логопедам, педагогам - психологам и другим  специалистам детского сада.Описание материала:Создание Карты индивидуального развития р...

Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой систем...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО"

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейшх задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов....