Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Филько Наталья Алексеевна

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонемо-фонематического, лексического, грамматического) ее произносительной и семантической сторон. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, формирование связной речи имеет особое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachitelnye_trudnosti_v_ovladenii_navykami_svyaznoy-4.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

         Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью  основных компонентов языковой системы (фонемо-фонематического, лексического, грамматического) ее произносительной и семантической сторон. В коррекционной  логопедической работе с детьми, имеющими  нарушения речи, формирование связной речи имеет особое значение.

         Занимаясь с детьми, имеющими нарушение в речи, я пришла к выводу, что необходимо использовать приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной радостной жизнью.

        Чрезвычайно актуальна стала проблема построения педагогического процесса, ориентированного на комплексное преодоление трудностей познавательно-речевого развития. Особую значимость приобрел вопрос отбора адекватных, развивающих педагогических технологий, направленных на преодоление недостатков связной речи. Коррекционно- развивающие возможности театрализованных игр известны давно. Так, А.Н. Грабов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизаций в корреционной работе столь важно, как и обучение самообслуживанию, чтению и арифметики.

        На логопедических занятиях я стала использовать театрализованные игры. Такие занятия приносили детям большую радость и удивление. Из  практических наблюдений заметила, что особая роль принадлежит театрализованным играм, тесно связанными с сюжетно-ролевыми. Они способствуют повышению умственной и эмоциональной активности, совершенствуют речевые навыки. В основе этих игр лежит отображение событий, действий, и отношений между людьми, помогающее детям обогатиться новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развить диалогическую эмоционально-насыщенную речь, пополнить словарь, также способствуют нравственно-эстетическому воспитанию.

        Велико значение театрализованной игры  для речевого развития детей, которые постепенно совершенствуют построение диалогов и монологов, развивая выразительность речи. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы обобщения, высказывания, незаметно активизируя свой словарь и звуковую сторону речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который в свою очередь тоже пополняется.

        Основу театрализованной игры, как правило, составляет художественный текст (сказка, рассказ, стихотворение и т.д.). Слушание текста, его восприятие предваряют игру. Формирует интерес к театрализованным играм, кукольным спектаклям, в основе которых лежит содержание знакомых потешек, стихов, сказок. Сначала ребенок исполняет роль зрителя, он видит маленький спектакль, изображаемый взрослым. Постепенно вовлекаясь в совместные действия, он захочет взять игрушку и заговорить от ее имени. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа он пытается проговорить события и переживания. Во время таких игр и происходит интенсивное развитие его речи. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

режиссерские и игры драматизации.

          К режиссерским относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигуркой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам и сериям сюжетных картин. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

         Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. Поскольку ребенок играет сам, он использует все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры мною используются при пересказе рассказов и сказок, чтении стихотворений. Здесь дети – артисты. Распределив роли, познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами,  развивают  память, фантазию,  учатся  взаимодействовать  друг с  другом.

        Чрезвычайно важно построение и развитие диалогической речи, когда происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат.

        Использование театрализованных игр в познавательно-речевом развитии способствует расширению предметно-игровой среды. Постоянно пополняется дидактический материал: костюмы, объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях используется различное оборудование: ширмы, игрушечные персонажи, костюмы, декорации, куклы и др.

       Ведется активная работа с родителями, привлекая их не только к изготовлению костюмов, кукол, но и к участию в постановке, спектакле, разучиванию ролей в паре.

        У детей  дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской деятельности: игры в настольный театр игрушек, настольный плоскостной театр, пальчиковый, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Желание сыграть роль какого-либо персонажа - мощный толчок для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

       Таким образом, театр должен занять особое место в коррекции нарушений речи у детей, так как он способствует интенсивному развитию речи, познавательному развитию и формированию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....

Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе по теме: «Поиграем с пирамидками» Сенсорное развитие.

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Конспект непрерывной образовател...

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...