Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Крейнгольд Елена Михайловна

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель подготовительной группы

Крейнгольд Е.М.

«Введите в мир театра малыша

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой

И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой»

Г. Попова

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др., которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно).

Психологами (М. В. Ермолаева, Г. А. Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен, развивает художественно-творческие способности.

Спектакль нельзя рассматривать, как простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление взамен наглядного. Кроме того, занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Специфика театральных средств определяет технологический подход к развитию речи дошкольников - систематическое и последовательное воплощение на практике заранее тематически продуманных упражнений, этюдов на различные темы («спор», «обида», «ссора», «поход», «больница», «помощь другу») побуждают к активному речевому общению со сверстниками и педагогами в неформальной обстановке. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии средствами театра обеспечивает развитие речи для всех воспитанников (культуры речи, дикции, умения словесно убеждать, умения слушать) - способных и мало способных к театральной деятельности.

Для реализации задач по развитию речи театральное искусство способствует приобщению к духовно-нравственным традициям; воспитанию культуры зрительского восприятия, норм поведения в коллективе и в общественных местах. Развитие технических приемов актерского мастерства и сценическому взаимодействию способствует обучению практического применения специальных знаний, умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности.

У дошкольников происходит формирование нравственного отношения к окружающему миру; формирование духовно-нравственной устойчивости и эмоционально-волевых качеств личности; формирование навыков межнационального общения между всеми участниками воспитательного процесса независимо от этнокультурной принадлежности.

Дошкольники по-новому учатся воспринимать окружающую действительность. Прежде чем перейти к общению с партнером, они тренируют и учатся контролировать свое общение с самим собой.

Внимание развивает наблюдательность, наблюдательность, в свою очередь, пополняет запасы эмоциональной памяти, которые в дошкольном возрасте не так велики. Эмоциональная природа ребенка аккумулирует органичные, живые сценические взаимосвязи и претворяет их в этюдах «на общение».

Поняв природу простейших сценических действий, научившись ставить себя с помощью воображения и магического «если бы» в предлагаемые обстоятельства, ребенок научается менять свое отношение к партнеру. В упражнениях и этюдах на общение сфокусированы все элементы системы обучения. Общение и живой контакт с партнером помогут скорректировать, доминирующие элементы конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.

Развитию речи старших дошкольников способствует этюдная работа. Она по своей сути относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе этюдной работы дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Таким образом, этюдная работа, как и театрализованная игра, становятся средством, где воспитание переходит в самовоспитание. При условии, если игра «правильная и хорошая», как говорил А. С. Макаренко. «Есть много сторон детской жизни, - комментировал игры С. Т. Шацкий, - глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода, и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становятся источником неожиданных странностей, капризов и непонятных заболеваний. Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход ее зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

Необходимо снять мышечное напряжение. Сначала простыми, а затем усложненными упражнениями на внимание «переключить» их в другую атмосферу, коллективно определив творческую задачу предстоящего действия. «От простого к сложному» даются определенные темы: «день рождения друга», «дверь», «волшебник приходит в школу», «книга», «телефон» и т. д. Каждый желающий играть сам обозначает свою роль и тем самым влияет на развертывание сюжета.

Один из главных моментов развития речи – умение ставить задачу, обсуждать упражнения, этюды, контрольный показ. Дети вместе с руководителем совместно выдвигают критерии оценки театральной деятельности (правдивость, органичность, действенность, изобретательность т. д.) К обсуждению предъявляются также определенные требования: умение четко формулировать свои вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных детей, приостанавливать слишком длинные замечания, необходима предельная доброжелательность. Обсуждать не личность, а деятельность.

Разучивание сценок маленькими фрагментами позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Обязательно надо задать вопрос: "Какой мишка больше понравился, Димин или Андрея? Чем понравился? ". Ответы ребят отличаются разнообразием: "Андрей сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась", "Димин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дошкольники учатся строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей. Дети упражняются в четком произношении слов, отрабатывают дикцию, учатся доброжелательному, контактному отношению со сверстниками. После того, как все роли детьми были "испробованы", каждому ребенку предлагается самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и можно играть сказку.

Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль: идет последовательное знакомство детей с различными видами театра, происходит поэтапное освоение различных видов творчества по всем возрастным группам, совершенствуются артистические навыки дошкольников в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях. Поэтому приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа. Для чего и нужна специальная актерская тренировка на играх-занятиях, цель которых помочь детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой) .

На репетициях особое внимание уделяется культуре и техники речи. Педагог помогает развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи. На этих занятиях развивается связная образная речь, творческая фантазия, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети упражняются в произношении скороговорок и стихов (произносят скороговорки в разных темпах, громко, шепотом, тренируют четкое произношение согласных в конце слова. Пополняется словарный запас ребенка.

Работая над спектаклем, дети учатся находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Учатся правильно пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно).

Для формирования нравственных качеств детей важную роль играет работа над драматическим произведением, в ходе которой у каждого ребенка вырабатывается индивидуальное отношение к тем или иным ценностям, к тем или иным героям. С методической и педагогической точки зрения, необходимо соблюдать определенную последовательность при работе с данным материалом, учитывать возрастные особенности детей.

Кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Театрализованные игры-средство познавательно-речевого, социально- личностного развития ребенка"

Театрализованные игры являются эфективным средством социализации дошкольника....

Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....

Роль театрализованных игр в познавательно- речевом развитии детей с нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОВЗ обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой систем...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...